Родительское собрание в подготовительной логопедической группе "В первый класс - без дефектов речи"
консультация (подготовительная группа)

Макушева Светлана Васильевна

Развитие речи, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха, правильное произношение звуков – важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление учителя-логопеда «В первый класс – без дефектов речи»

Тема: Организация коррекционной работы в подготовительной логопедической группе.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Через год ваш ребенок пойдет в школу, а его речь отстает от возрастной нормы. Сможет ли будущий школьник полноценно учиться? Справиться ли со школьной программой? Подобные вопросы волнуют всех родителей.

К вопросу подготовки к школе следует подходить очень внимательно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

Так как наши дети посещают речевую, логопедическую группу, я хочу рассказать вам, что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Развитие речи, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха, правильное произношение звуков – важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.  

1. Сформированность звуковой стороны речи.  Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп, то есть все звуки. Которые ребенок выговаривает неправильно должны быть исправлены.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

Дети должны научится владеть навыками фонематического анализа: определять первый и последний звук в слове, подбирать слова на заданный звук, определять количество звуков в словах (не более 5), а также владеть навыками фонематического синтеза, что сложнее: сложить слово из услышанных звуков, по первым звукам нескольких слов догадаться какое слово задумано.

Обязательно знать буквы. Дифференцировать гласные звуки и согласные, понимать, что такое ударный гласный звук, а согласные звуки различать по твердости и мягкости, уметь делить слова на

слоги.  

Умение пользоваться разными способами словообразования. Это игры на изменение слов: развитие навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов, множественного числа: заяц-зайчишка, заяц-зайцы. Выделять звуковые и смысловые различия между словами. Образовывать прилагательные от существительных: заяц-заячий.

Сформированность грамматического строя речи. Умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением. Правильно согласовывать слова в предложениях: числительные и существительные, такие задания, как «1-2-5» Один заяц, два зайца, пять зайцев.  

Владеть навыками правильного склонения слов по падежам: Это кто? Заяц. Нет кого? Зайца. Дам кому? Зайцу. Играю с кем? С зайцем. Говорили о ком? О зайце.

Понимать, что такое предложение, уметь правильно подбирать различные предлоги, включая в речь и сложные предлоги: из-под, из-за.  

Уметь рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам.  

В норме словарный запас ребенка в 6 лет насчитывает от 3500 слов. Дошкольник должен активно использовать образные выражения, метафоры солнечная улыбка.  Уметь с помощью союзов «потому что», «когда», «если», «но», «а» использовать в связной речи развернутые сложные предложения.

Должен уметь не только объяснить значение знакомого слова, но и рассуждать о возможном значении незнакомых выражений.

Ребенок способен в беседе озвучить свое эмоциональное состояние и мнение по поводу определенной ситуации. Уметь рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями.

Этим всем мы занимались и будем заниматься.  Пусть вас не пугают термины, дети знают уже очень много и, если предлагать им в игровой форме обыгрывать различные ситуации, в которых они будут узнавать для себя что-то новое, то весь процесс обучения не станет мукой ни для вас, ни для детей и в первом классе багаж знаний, полученных в нашей группе, поможет уверено чувствовать себя и снизит стресс первых школьных дней.

Как же вы можете помочь ребенку обеспечить речевую

готовность к школе?

Выполнять все рекомендации педагогов группы. Для того чтобы исправленный звук плавно, естественно и прочно вошел в самостоятельную речь ребенка, стал ее неотъемлемой частью, взрослому следует запастись терпением, настроиться на кропотливую, ежедневную работу. Следите за тем, чтобы, проговаривая слова или предложения с определенным звуком речи, ребенок произносил его утрированно, «нажимал» на него. Однако не только новый звук, но и весь текст в целом ребенку следует произносить громко, внятно и не торопясь.

Упражнениям, в которых неизбежно механическое повторение и заучивание, постарайтесь придать игровой характер: предложите повторить слоги и слова столько раз, сколько пальцев на руке, пуговок на столе, карандашей в стаканчике и т.п.

Обязательно учить стихи, и не просто, а не забывать напоминать, что надо правильно произносить поставленные, исправленные звуки.

Играйте со всем, что ваш ребенок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Нужно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Посмотри, это автомобиль, а

что у него есть?» Ребенок перечисляет. Спросите, а что было бы если в машине не было бы сиденья или дверей?

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек…» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента…» — «А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?

Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.  И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.

Помните: лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться результата, чем «пробежаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне. Будьте заинтересованы, собраны, настойчивы. Не забывайте улыбаться и хвалить ребенка за любое, даже самое маленькое достижение.

До новых встреч и удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к родительскому собранию в подготовительной логопедической группе по теме:" Логопедическая готовность ребёнка к школе"

презентация поможет раскрыть необходимые аспекты подготовки детей подготовительной логопедической группы к школе. Познакомит родителей с особенностями логопедической работы в этой группе....

Родительское собрание в подготовительной логопедической группе Игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Родительское собрание в нетрадиционной форме, игра "Что?  Где? Когда?". Совместная деятельность родителей и детей в логопедической группе....

"Сотрудничество логопеда и родителей", родительское собрание в подготовительной логопедической группе.

Последний год ребёнка перед школой - важный год, особенно для выпускника логопедической группы. Взаимодействие логопеда и родителей является необходимым условием эффективонй подготовки к школе,так же ...

Сценарий родительского собрания в подготовительной логопедической группе на тему: «Подготовка к школе детей с недостатками речи (советы и в шутку, и всерьёз)».

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является пере­ход в новый социальный ста­тус: дошкольник становится школьником. Переход от иг­ровой деятельности к учебной существенно влияет на моти­вы и поведение...

Родительское собрание в подготовительной логопедической группе "Скоро в школу"

- Здравствуйте, уважаемые родители, мы искренне рады видеть Вас. Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье - это поступление ребенка в школу. Вы, роди...

Родительское собрание в подготовительной логопедической группе "Готовимся к школе вместе"

Повестка дня:1. Консультация на тему: «Подготовка ребенка к школе»-выступила учитель-логопед Павлова А.А.2. Выступление воспитателя Чертковой Г.А. «Знакомство с задачами воспитания и...