Знакомим родителей ТРИЗ-технологий
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Драгушан Анна Николаевна

Технологии, которые основаны на ТРИЗ, делают детей самостоятельными, помогают им придумывать и создавать новое. В первой лекции выделим основные цели и задачи ТРИЗ-технологий, разберем, как они работают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРИЗ-технологий

Технологии, которые основаны на ТРИЗ, делают детей самостоятельными, помогают им придумывать и создавать новое. В первой лекции выделим основные цели и задачи ТРИЗ-технологий, разберем, как они работают.

Если не знаете

ТРИЗ-технология – это методы и приемы, с помощью которых можно развивать фантазию дошкольников, их творческий потенциал.

Зачем применять ТРИЗ-технологии

Пока ребенок в дошкольном возрасте, важно раскрыть его творческий потенциал. У дошкольников еще нет жизненного опыта и традиционных представлений о том, как все должно быть. Поэтому они легко изобретают, ведут себя непосредственно и непредсказуемо, замечают то, на что взрослые давно не обращают внимания.

В центре внимания ТРИЗ-технологий – творческий и творящий человек с богатым воображением. Технологии развивают у детей системное мышление и творческое воображение, учат работать с информацией, решать проблемы.

Справка

Из истории ТРИЗ-технологии

Теорию решения изобретательных задач (ТРИЗ) разработал в 1950-х годах Г.С. Альтшуллер, российский учёный, изобретатель, писатель-фантаст. В детские сады ТРИЗ-технология пришла в 1987 году.

На рисунке ниже смотрите, чему детский сад может научить дошкольников с помощью ТРИЗ-технологий.

Чему научатся дети с помощью ТРИЗ-технологий

C:\Users\elobanova\Desktop\ШКОЛА\7. Технологии 72 ч\Модуль 2\Тема 4\рисы\1.png

Как применять ТРИЗ-технологии

Работа с детьми по ТРИЗ-технологии состоит из пяти этапов. Выделим их в таблице 1.

Таблица 1. Что включает работа с детьми по ТРИЗ-технологии

Этап

Что делает воспитатель

Что делают дети

Знакомство
с методом работы

Мотивирует детей
к деятельности. Показывает, как, что и в каком порядке делать

Осознают мотив деятельности и начинают делать то, о чем просит воспитатель

Организация игр
и творческих заданий

Организует игры и творческие задания реалистического
и фантастического плана.

Обсуждает с детьми предметы
и их свойства с реалистической
и фантастической точек зрения

Играют и выполняют творческие задания.

Обсуждают с воспитателем предметы и их свойства
с реалистической
и фантастической точек зрения

Продуктивная деятельность

Организует продуктивную деятельность детей: рисование, лепку, аппликацию, конструирование.

Записывает сюжет рассказа, стихотворения, загадки
с помощью схем, слов и т. п.

Занимаются продуктивной деятельностью, которую предлагает воспитатель

Рефлексия

Стимулирует детей к анализу их деятельности. Задает вопросы:

– «Что мы сегодня делали?»

– «Как мы это делали?»

– «Зачем мы это делали?»

Оценивают собственную деятельность

Оценка творческих работ

Оценивает, насколько оригинальны детские работы
по критериям:

– новизна;

– убедительность;

– гуманность;

– художественная ценность

Презентуют свои творческие работы

Все занятия и игры предполагают, что ребенок самостоятельно выбирает тему, материал и вид деятельности. В ходе занятий он учится выявлять противоречивые свойства предметов и явлений, разрешать эти противоречия. Работа с противоречиями – ключ к творческому мышлению.

Основное средство работы с детьми по ТРИЗ-технологии – это педагогический поиск. Не нужно давать дошкольникам готовые знания и раскрывать перед ними истину. Ваша задача – научить детей находить истину самостоятельно. Пример, как это сделать, смотрите в таблице 2.

Таблица 2. Как применять метод педагогического поиска

Что сделать

Как сделать

Покажите детям любой предмет
или изложите ситуацию. Сообщите, что сейчас будет задание

Объясните детям, что задание необычное: пусть приготовятся подключить фантазию

Попросите выявить противоречия
в предмете или ситуации (задание «тайна двойного»)

Научите детей чувствовать противоречия. Эти противоречия возникнут, когда  будете предъявлять
к предмету два противоположных требования. Например:

– что в предмете или ситуации хорошо, а что плохо;

– что вредно, а что полезно и т. д.

Помогите детям разрешить противоречия

Пример, как решать задачи с противоречиями, – под таблицей

Пример

Как разрешить противоречие

Задача: «Как можно перенести воду в решете?»
Воспитатель формулирует противоречие: вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. 
Как разрешить противоречие: нужно изменить агрегатное состояние воды. Вода будет в решете в измененном состоянии – в виде льда, и ее не будет, так как лед – это не вода. 
Решение задачи: перенести в решете лед.

На заметку

Чем еще увлечь дошкольников по методу ТРИЗ

1. Заинтересуйте детей изобретениями. Научите искать и находить оригинальные решения задач. Развивайте творческую фантазию, соображение, стимулируйте придумывать что-то новое. Предлагайте специальные изобретательные задания. Например, придумать новый учебный стул, на котором ребенку хотелось бы сидеть, новую игрушку и т. п.
2. Решайте с детьми сказочные и реальные задачи. Предлагайте дошкольникам придумывать истории с нуля или фантазировать развязки к тем историям, которые придумали вы. Ставьте дошкольников в экспериментальные ситуации, где нужно быстро принимать решения.

 

© Материал из Справочной системы «Образование»
vip.1obraz.ru

LOGO_Action_MCFR.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. ТРИЗ- технология, игры и увлекательные занятия дома.

Занятия с детьми с использованием элементов ТРИЗ-технологии. Увлекательные игры для дошкольников и их родителей....

Консультация для родителей « ТРИЗ - технология в саду и дома»?»

Замечательный человек, учёный, инженер, изобретатель, писатель – фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер – создал две очень интересные и весьма эффективные ...

Проект по ознакомлению родителей с ТРИЗ - технологией по теме "ТРИЗ-минутки"

ГипотезаПо окончанию проекта родители получат знания о методах и приемах ТРИЗ- технологии, разработанные игровые приемы будут адаптированы и применены в семье. Цель проектаОзнакомить  родите...

Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии в средней группе № 8 по теме «Использование ТРИЗ—технологии для развития детей дошкольного возраста».

Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх...

Консультация для родителей "ТРИЗ технологии". С.

Консультация для родителей "ТРИЗ технологии"...

Педагогическая гостиная для родителей «ТРИЗ - технология и её возможность применения в домашних условиях».

Повышение уровня компетентности  родителей в вопросах речевого   развития детей с  использованием ТРИЗ - технологии...