Знакомим родителей ТРИЗ-технологий
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Технологии, которые основаны на ТРИЗ, делают детей самостоятельными, помогают им придумывать и создавать новое. В первой лекции выделим основные цели и задачи ТРИЗ-технологий, разберем, как они работают.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРИЗ-технологий
Технологии, которые основаны на ТРИЗ, делают детей самостоятельными, помогают им придумывать и создавать новое. В первой лекции выделим основные цели и задачи ТРИЗ-технологий, разберем, как они работают.
Если не знаете
ТРИЗ-технология – это методы и приемы, с помощью которых можно развивать фантазию дошкольников, их творческий потенциал.
Зачем применять ТРИЗ-технологии
Пока ребенок в дошкольном возрасте, важно раскрыть его творческий потенциал. У дошкольников еще нет жизненного опыта и традиционных представлений о том, как все должно быть. Поэтому они легко изобретают, ведут себя непосредственно и непредсказуемо, замечают то, на что взрослые давно не обращают внимания.
В центре внимания ТРИЗ-технологий – творческий и творящий человек с богатым воображением. Технологии развивают у детей системное мышление и творческое воображение, учат работать с информацией, решать проблемы.
Справка
Из истории ТРИЗ-технологии
Теорию решения изобретательных задач (ТРИЗ) разработал в 1950-х годах Г.С. Альтшуллер, российский учёный, изобретатель, писатель-фантаст. В детские сады ТРИЗ-технология пришла в 1987 году.
На рисунке ниже смотрите, чему детский сад может научить дошкольников с помощью ТРИЗ-технологий.
Чему научатся дети с помощью ТРИЗ-технологий
Как применять ТРИЗ-технологии
Работа с детьми по ТРИЗ-технологии состоит из пяти этапов. Выделим их в таблице 1.
Таблица 1. Что включает работа с детьми по ТРИЗ-технологии
Этап | Что делает воспитатель | Что делают дети |
Знакомство | Мотивирует детей | Осознают мотив деятельности и начинают делать то, о чем просит воспитатель |
Организация игр | Организует игры и творческие задания реалистического Обсуждает с детьми предметы | Играют и выполняют творческие задания. Обсуждают с воспитателем предметы и их свойства |
Продуктивная деятельность | Организует продуктивную деятельность детей: рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Записывает сюжет рассказа, стихотворения, загадки | Занимаются продуктивной деятельностью, которую предлагает воспитатель |
Рефлексия | Стимулирует детей к анализу их деятельности. Задает вопросы: – «Что мы сегодня делали?» – «Как мы это делали?» – «Зачем мы это делали?» | Оценивают собственную деятельность |
Оценка творческих работ | Оценивает, насколько оригинальны детские работы – новизна; – убедительность; – гуманность; – художественная ценность | Презентуют свои творческие работы |
Все занятия и игры предполагают, что ребенок самостоятельно выбирает тему, материал и вид деятельности. В ходе занятий он учится выявлять противоречивые свойства предметов и явлений, разрешать эти противоречия. Работа с противоречиями – ключ к творческому мышлению.
Основное средство работы с детьми по ТРИЗ-технологии – это педагогический поиск. Не нужно давать дошкольникам готовые знания и раскрывать перед ними истину. Ваша задача – научить детей находить истину самостоятельно. Пример, как это сделать, смотрите в таблице 2.
Таблица 2. Как применять метод педагогического поиска
Что сделать | Как сделать |
Покажите детям любой предмет | Объясните детям, что задание необычное: пусть приготовятся подключить фантазию |
Попросите выявить противоречия | Научите детей чувствовать противоречия. Эти противоречия возникнут, когда будете предъявлять – что в предмете или ситуации хорошо, а что плохо; – что вредно, а что полезно и т. д. |
Помогите детям разрешить противоречия | Пример, как решать задачи с противоречиями, – под таблицей |
Пример
Как разрешить противоречие
Задача: «Как можно перенести воду в решете?»
Воспитатель формулирует противоречие: вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет.
Как разрешить противоречие: нужно изменить агрегатное состояние воды. Вода будет в решете в измененном состоянии – в виде льда, и ее не будет, так как лед – это не вода.
Решение задачи: перенести в решете лед.
На заметку
Чем еще увлечь дошкольников по методу ТРИЗ
1. Заинтересуйте детей изобретениями. Научите искать и находить оригинальные решения задач. Развивайте творческую фантазию, соображение, стимулируйте придумывать что-то новое. Предлагайте специальные изобретательные задания. Например, придумать новый учебный стул, на котором ребенку хотелось бы сидеть, новую игрушку и т. п.
2. Решайте с детьми сказочные и реальные задачи. Предлагайте дошкольникам придумывать истории с нуля или фантазировать развязки к тем историям, которые придумали вы. Ставьте дошкольников в экспериментальные ситуации, где нужно быстро принимать решения.
© Материал из Справочной системы «Образование»
vip.1obraz.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "ТРИЗ - технологии (теория решения изобретательских задач)"
Как технологии ТРИЗ влияют на развитие речи ребёнка....

Консультация для родителей. ТРИЗ- технология, игры и увлекательные занятия дома.
Занятия с детьми с использованием элементов ТРИЗ-технологии. Увлекательные игры для дошкольников и их родителей....

Консультация для родителей « ТРИЗ - технология в саду и дома»?»
Замечательный человек, учёный, инженер, изобретатель, писатель – фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер – создал две очень интересные и весьма эффективные ...

Проект по ознакомлению родителей с ТРИЗ - технологией по теме "ТРИЗ-минутки"
ГипотезаПо окончанию проекта родители получат знания о методах и приемах ТРИЗ- технологии, разработанные игровые приемы будут адаптированы и применены в семье. Цель проектаОзнакомить родите...

Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии в средней группе № 8 по теме «Использование ТРИЗ—технологии для развития детей дошкольного возраста».
Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх...

Педагогическая гостиная для родителей «ТРИЗ - технология и её возможность применения в домашних условиях».
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей с использованием ТРИЗ - технологии...



