Консультация для родителей «Какие трудовые обязанности должны быть у ребенка старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Дети старшего дошкольного возраста значительно отличаются от детей 3-4 лет: движения их более совершенны, они способны уже к более продолжительному сосредоточению на какой-либо деятельности, к большему физическому и умственному напряжению, расширяются их знания об окружающем, у них формируются более сложный мотивы поведения. В то же время у детей пятого года жизни еще далеко несовершенны психические процессы. Им свойственны отвлекаемость, слабость воли, поведения. Все эти особенности детей пятого года жизни пало учитывать, но опираться в воспитании следует возросшие возможности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:


                 
Описание: Безимени-1

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 85»

(МАДОУ «Детский сад № 85»)

Консультация для родителей

«Какие трудовые обязанности должны быть у ребенка старшего дошкольного возраста»

Выполнила:

воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 85»

А.А. Лебедева

г. Нижний Новгород

2025 г

Дети старшего дошкольного возраста значительно отличаются от детей 3-4 лет: движения их более совершенны, они способны уже к более продолжительному сосредоточению на какой-либо деятельности, к большему физическому и умственному напряжению, расширяются их знания об окружающем, у них формируются более сложный мотивы поведения. В то же время у детей пятого года жизни еще далеко несовершенны психические процессы. Им свойственны отвлекаемость, слабость воли, поведения. Все эти особенности детей пятого года жизни пало учитывать, но опираться в воспитании следует возросшие возможности.

Если ребенок правильно воспитывался в предыдущие годы, в 4 года он уже почти полностью самостоятелен в самообслуживании: самостоятельно умывается, одевается, убирает свою одежду, игрушки, у него уже есть опыт посильной помощи членам семьи, опыт выполнения разнообразных поручений (полить комнатные растения, принести нужную вещь, поставить на стол хлеб., соль и т.д.). Однако эти навыки еще несовершенны.  Необходимо контролировать детей: чисто ли вымыли руки, аккуратно ли оделись, причесались.

К детям старшего дошкольного возраста родители начинают предъявлять более высокие требования при уборке ими своих вещей после игр и занятий. Если раньше малыш делал это с помощью взрослых, то теперь он в подобных делах вполне самостоятелен.

Стремление детей мастерить, конструировать, изготовлять игрушки из природного материала, да и вообще всякий ручной труд мало поощрять, помогать ребенку овладеть навыком, но при этом надо учить его аккуратности. Прежде чем начать лепить, клеить, рисовать красками, надо закрыть стол клеенкой или бумагой. После занятий все убрать, вытереть стол, собрать с пола обрезки бумаги и т.д. Все это ребенок может делать самостоятельно. Поэтому очень важно научить его выполнять необходимые действия: намочить и хорошо отжать тряпочку, аккуратно вытереть стол, подмести, вымыть и убрать кисти, краски, карандаши на место.

Если в младшем возрасте ребенок еще только овладевал навыками самообслуживания и взрослые часто приходили ему на помощь, то в старшем возрасте к ребенку следует предъявлять более жесткие требования: на его просьбу помочь одеться, убрать игрушки взрослые не должны отзываться с той же готовностью, что и раньше.

Большая требовательность должна предъявляться и к внешнему виду детей. Нужно воспитывать у ребенка потребность выглядеть опрятно, но делать это следует не в форме замечаний и упреков, а спокойно обратить внимание на то, что у него, например, расстегнута рубашка или развязался шнурок, и обязательно добиться, чтобы он исправил недостатки. В воспитании у ребенка опрятности, аккуратности хорошо использовать произведения детской художественной литературы: «Мойдодыр» К. Чуковского, «Девочка чумазая» А. Барто.  

На пятом году жизни ребенок должен научиться чистить зубы, мыть шею, уши, ноги, застилать свою постель. Усложняется и содержание ухода за игрушками: дети 4―5 лет моют игрушки, стирают кукольную одежду. Они могут принять участие и в починке игрушек, подклейке книг.

Хотя труд по самообслуживанию в среднем дошкольном возрасте по-прежнему занимает основное место, все большее значение приобретает участие ребенка в бытовом труде семьи, направленном на удовлетворение не только потребностей самого ребенка, но и других ее членов. Этот переход от труда только для себя к труду для других является важнейшей задачей трудового воспитания ребенка пятого года жизни.

Элементы труда для других были и у детей четвертого года жизни, когда они выполняли отдельные поручения взрослых: принести что-либо, убрать игрушки и т. п. В среднем возрасте давать подобные поручения детям не менее важно; многие из них становятся постоянными: полить цветы, покормить домашнее животное и др. Когда навыки выполнения того или иного дела становятся достаточно прочными, оно может стать как бы обязанностью ребенка. Например, в младшем дошкольном возрасте родители часто поручали малышу ставить на стол хлебницу, соль, класть ложки, салфетки.

К 5 годам ребенок может выполнять эту работу постоянно, без напоминаний. Мать говорит ребенку: «Ты уже хорошо умеешь накрывать на стол. Теперь эту работу ты будешь делать всегда. Как я скажу «завтракать» или «обедать», ты неси сам на стол все, что нужно». Конечно, при этом контроль и помощь взрослых необходимы. Появление у детей постоянных дел, за выполнение которых они несут в какой-то мере ответственность, дисциплинирует их, приучает к порядку.

Надо иметь в виду, что ребенок может забыть о своей обязанности или вдруг отказаться от работы. Нужно ему напомнить, вызвать интерес к делу, ставшему привычным. Например, раньше мать сама вынимала из серванта посуду, и ребенок ставил ее на стол. Теперь он может все это делать самостоятельно.

Удачное выполнение задания должно быть отмечено. Вообще нужно замечать желание ребенка помочь, быть полезным взрослому, следует хвалить его за хорошо выполненную работу. Однако нельзя возводить каждую маленькую услугу малыша чуть ли не в подвиг. Он может считать, что помощь, оказанная им родителям,― большая его заслуга, и будет каждый раз ждать похвалы. Оценивая труд детей, важно прежде всего отмечать затраченные ими усилия, старательность.

Уже в дошкольном возрасте у детей развивают общественные мотивы труда. Поручая им какое-либо дело, разъясняют значение его  для окружающих людей. Особую роль в этом возрасте начинает играть участие ребенка в труде совместно со взрослыми. Если трехлетний малыш главным образам наблюдал труд родителей, а его помощь была символической, то помощь ребенка 4―5 лет может быть реальной.

Например, во время уборки квартиры―этого распространенного в семье вида труда ― ему можно поручить стереть пыль с некоторых предметов, помыть растение, рыхлить землю, полить цветы. Конечно, следует разъяснить ребенку, когда и как поливать растение, у каких растений можно протирать листья, а у каких нельзя. Здесь контроль и указания взрослых необходимы.

В процессе ухода за домашними животными и растениями у детей воспитывают гуманные чувства, доброе, заботливое отношение к живым существам. Этот труд наглядно выступает для ребенка как жизненно необходимый, малыш видит его результаты. Уход за животными, общение с живыми забавными существами доставляет детям много радости . Однако самостоятельно ухаживать за кошкой, собакой, рыбами, птицами ребенок этого возраста еще не может. За животными ухаживают взрослые, а дети лишь помогают: наливают молоко кошке, воду собаке, птичке, дают корм рыбам (по поручению взрослых).

Дети среднего дошкольного возраста могут участвовать и в работах на огороде: поливать (но из маленькой лейки), рыхлить землю на грядках лопаткой, собирать ягоды, выдергивать редис, морковь.

Особенно любят они помогать родителям во время приготовления пищи. Им можно поручить вымыть овощи, фрукты, вырезать печенье из раскатанною взрослым теста, лепить пирожки, пельмени, вытереть ложки, чашки. Хотя помощь эта условна, ребенку она представляется значительной, и он гордится своим участием в труде взрослых. Ребенок пятого года жизни начинает проявлять все больший интерес к тому, где и как трудятся люди. Он спрашивает родителей, где они работают, что делают на работе. Об этом следует рассказать просто и доступно. Детей этого возраста интересует техника, транспорт. Родители, отвечая на вопросы ребенка, привлекают его внимание к тому, как работает шофер, тракторист, машинист поезда, рассказывают, куда и зачем везут они людей, грузы.

Весной и осенью следует показать детям труд людей в огороде, саду, парке. Отношение родителей к труду окружающих служит ребенку примером для подражания.

Углубить и закрепить представления детей о труде взрослых, воспитывать интерес и уважение у нему поможет детская художественная литература, такие произведения, как «Что я видел» Б. Житкова (первые главы), «Айболит» К. Чуковского, «Пожар» С. Маршака и др.

Ребенком пятого года жизни поручений является подготовкой к выполнению им постоянных обязанностей в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте ребенок принимает посильное участие в поддержании чистоты и порядка в доме, помогает взрослым в уходе за младшими братьями и сестрами. Только при условии систематического выполнения трудовых обязанностей возможно формирование у старших дошкольников таких качеств, как ответственность, привычка к усилию, необходимых для подготовки к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Квиллинг и его значение в развитии ребенка старшего дошкольного возраста".

Квиллинг-это оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании бумажных полосок шириной несколько миллиметров, моделировании и создании при помощи полученных форм различ...

Консультация для родителей «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста»

Данный материал поможет родителям  понять как важно  в наше сложное и трудное время  видеть и слышать прекрасное развивая в детях творческие способности совместно  с педагогами МБД...

Консультация для родителей" Квиллинг и его значение в развитии ребенка старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей " Квиллинг и его значение в развитии ребенка старшего дошкольного возраста"....

Консультация для родителей "Дидактическая игра, как средство речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста."

Одна из важнейших задач стоящих перед ребенком дошкольного возраста – это овладение полноценной речью. Мы хотим, чтобы дети умели связно рассказывать, правильно пользоваться лексико-грамматическ...

Рекомендации для родителей по трудовому воспитанию «Какие трудовые обязанности должны быть у ребенка дошкольного возраста?»

Трудовое воспитание детей является одной из значимых проблем дошкольного образования на современном этапе. В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности прио...