Консультация для родителей. Психологические особенности детей от 1.5 до 3 лет
консультация

Шарифуллина Ляля Наиловна

Психологические особенности детей 1,5 - 3 лет

Дети в возрасте от 1,5 до 3 лет принадлежат к раннему детству. Этот этап жизни является очень коротким, но обладает невероятно важным значением для дальнейшего развития человека. Именно в первые три года жизни дети усваивают навыки и знания, которые будут использовать на протяжении всей своей жизни.

Если взрослые оказывают поддержку ребенку в течение этого критического периода, его развитие происходит гораздо быстрее. Более того, результатом искреннего и доброжелательного общения между взрослым и ребенком становится сформированное у малыша чувство доверия к окружающему миру, а также привязанность к родителям и другим близким людям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей 1,5 - 3 лет

Дети в возрасте от 1,5 до 3 лет принадлежат к раннему детству. Этот этап жизни является очень коротким, но обладает невероятно важным значением для дальнейшего развития человека. Именно в первые три года жизни дети усваивают навыки и знания, которые будут использовать на протяжении всей своей жизни.

Если взрослые оказывают поддержку ребенку в течение этого критического периода, его развитие происходит гораздо быстрее. Более того, результатом искреннего и доброжелательного общения между взрослым и ребенком становится сформированное у малыша чувство доверия к окружающему миру, а также привязанность к родителям и другим близким людям.

Основной вид деятельности детей – манипулирование предметами.

 Ребенок вначале изучает объект, познает его назначение, а затем начинает использовать эти объекты для других целей. Поэтому, чтобы предметная деятельность имела развивающий характер, ребенку необходимо осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом; таким образом, предметно-развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но при этом должна оставаться разнообразной. Коммуникация и игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры. На этой основе развивается игровая и продуктивная деятельность ребенка, т.е. лепка, рисование, конструирование.

Происходит активное формирование речи:

• К 1,5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами;

• К 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?», «Что?». Ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения.

• Формируется фразовая речь;

• К 2,5 годам ребенок осваивает уже 1000 слов, основные вопросы, интересующие ребенка: «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».

Задержка речевого развития в этом возрасте должна настораживать – это может свидетельствовать о задержке психического развития или развивающейся глухоте.

Также в этот период необходимо стимулировать высказывания детей. Существует одна психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители ребенка изнемогали от забот, обращаясь к врачам и экстрасенсам, но все было безрезультатно. Однажды, когда вся семья собралась за столом, ребенок четко произнес: «Мне нечем есть». Когда родители опомнились от счастья и спросили ребенка, почему он все это время молчал, он ответил: «А зачем было говорить? Вы и так все за меня говорили».

Развитие познавательных процессов у ребенка раннего возраста происходит стремительно: внимание, память, восприятие, мышление и другие аспекты развиваются с поразительной быстротой. Основной функцией данного периода является восприятие, поэтому наибольших успехов ребенок достигнет именно в этой области, а не в памяти или мышлении. Именно ее следует развивать в первую очередь.

Восприятие ребенка этого возрастного периода носит непроизвольный характер. Он способен выделять из предмета лишь его ярко выраженные признаки, которые зачастую являются второстепенными. Задача взрослого — корректно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и задавать вопросы ребенку. Для детей этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки.

В этом возрасте крайне важно знакомить детей с цветами и формами. В возрасте 2-3 лет ребенок уже способен различать:

•  5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник),

•  цвета (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый, оранжевый).

Также важно приучать ребенка к книгам, уделяя время чтению сказок и стихов!

Основной способ познания окружающего мира для ребенка – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста с удовольствием разбирают игрушки. Чаще всего это нормальная познавательная активность, а не проявление капризов.

Внимание и память детей раннего возраста являются непроизвольными. Это означает, что их привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т.д.

Поведение ребенка также характеризуется непроизвольностью: они не могут сразу прекратить какое-либо занятие или выполнять несколько действий одновременно.

Дети раннего возраста очень восприимчивы к эмоциональным состояниям окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» присоединятся к нему. Проявления положительных и отрицательных эмоций зависят от физического комфорта.

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

Одним из условий уверенности и спокойствия ребенка является системность, ритмичность и повторяемость его жизни, то есть строгое соблюдение режима. Дети в этом возрасте искренни, открыты и честны. Они не умеют скрывать свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частым изменениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологические особенности детей 5-6 лет"

Это консультация для родителей,в которой подробно описываются психические особенности детей 5-6 лет....

Консультация для родителей. "Психологические особенности детей 6-7 лет"

Данный материал предназначен для родителей детей подготовитетельной к школе группе (6-7 лет.)...

Консультация для родителей - Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.

Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...

Консультация для родителей "Психологические особенности детей 4-5 лет".

Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...

Консультация для родителей "Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста"

Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.Вашим детям уже исполнилось 4 года. Вы относитесь к ребенку как взрослому или для  вас он еще маленький? Давайте вместе разберемся ...

Консультация для родителей «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста»

Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...