Родительское собрание «Речевая готовность ребенка к школе» (подготовительная логопедическая группа)
материал (подготовительная группа)
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида №8" города Сим
Ашинского района Челябинской области
Родительское собрание
«Речевая готовность ребенка к школе»
(подготовительная логопедическая группа)
«Речевая готовность ребёнка к школе»
Цель: акцентировать внимание родителей на речевой готовности ребёнка к школе; показать роль родителя в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Задачи:
• 1) Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников.
• 2) Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью.
• 3) Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи учащихся
Перед школой осталось совсем немного времени, и Вы волнуетесь – готов ли Ваш ребёнок к школе. Как проверить, насколько хорошо ваш ребенок готов к школьному обучению именно со стороны речевого развития? Справится ли Ваше чадо с чтением и письмом в школе? По каким направлениям нужно «подтягивать» будущего ученика перед школой? Как определить речевую готовность к школе вашего ребенка? Давайте рассмотрим все направления, речевого развития.
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.
Родителям в первую очередь следует обратить внимание:
- правильное произношение всех звуков;
- умение различать звуки речи на слух;
- владение навыками звукового анализа и синтеза;
- словарный запас;
- сформированность грамматического строя речи;
- связную речь;
- речевую коммуникацию;
- сформированность графо моторных навыков.
Звукопроизношение и фонематический слух.
Фонетическое недоразвитие речи – дефект, который проявляется особенно явно. Это нарушение произношения отдельных речевых звуков либо их групп. В норме ребёнок должен говорить правильно все речевые звуки в 5 лет. Если этого не происходит, необходимо принимать срочные меры и до начала школьного обучения научить ребёнка говорить все звуки правильно и различать их на слух.
Придя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.Фонематическое недоразвитие приводит к недоразвитию письма и чтения, появлению ряда специфических ошибок, неуспеваемости.
Мы рекомендуем в период подготовки к школе выполнять с детьми пальчиковую гимнастику, развивать их память и внимание, учить детей пересказу, умению видеть главное в окружающих предметах и литературных текстах, умению правильно устанавливть последовательность событий и рассказывать о них. Так же предлагаем, пока еще есть время посещать занятия логопеда.
Продолжительность логопедических занятий для каждого ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития.
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей.
Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.
Навыки звукового анализа и синтеза очень важны при обучении грамоте и должны быть хорошо сформированы у будущего первоклассника.
Что относится к навыкам звукового анализа и синтеза:
- умение выделять звук на фоне слова;
- Слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- Определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- Определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим звукам;
- Называть слова с заданным звуком;
- Уметь составлять слова из звуков.
Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте.
Слоговая структура слова.
Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Словарный запас.
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 3000 слов)
В своей речи он активно использует все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимает переносное значение слов, подбирает обобщающие понятия для группы предметов, знает многозначные слова.
Картинки с изображением обобщающих понятий, синонимов, антонимов, многозначных слов.
Сформированность грамматического строя речи.
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Связная речь.
К 7 годам ребёнок должен уметь: пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки; составлять рассказ по картинке; составлять рассказ по серии картин; отвечать на вопросы по тексту. При пересказе (рассказе) обращать внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота и точность использования слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Речевая коммуникация.
Ребёнок 6- 7 лет достаточно активен в общении: умеет слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
Сформированность графо моторных навыков.
Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);
2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);
Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.
Конечно же, всё перечисленное выше должно быть сформировано к школе, но хотелось бы отметить, что самым главным при поступлении в школу должно быть желание вашего ребёнка учиться, умение владеть собой и принимать авторитет учителя. Чтобы у вашего ребёнка было желание учиться, вам необходимо создать положительную мотивацию. Это ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребёнка, оптимистические рассказы о школе, отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой.
Желаю успехов в занятиях с ребенком и позитивного настроя всем родителям, чьи дети скоро пойдут в 1-й класс!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "психологическая готовность ребенка к школе"
Консультация на родительском собрании(подготовительная группа) Тема: Психологическая готовность ребенка к школе...

Родительское собрание «психологическая готовность ребенка к школе в соответствии с ФГОС».
Цели: сформировать представление о психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе. Ход собрания: Скоро ваши дети пойдут в школу. И каждый из вас хотел бы, чтобы его ребенок б...

Консультация на родительском собрании: "Психологическая готовность ребенка к школе."
Задачи: • Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе. • Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе. • Вырабатывание совместного решения для улучшения подготовки...

Консультация на родительском собрании. Психологическая готовность ребенка к школе
Родительские собрания в подготовительной группе являются важнейшим моментом для подготовке ребенка к школе. Ведь имено здесь родители. специалисты и вопситатели могут все вместе пообщаться, выслушать ...
Родительское собрание "Психологическая готовность ребенка к школе"
Обучение в школе кардинально меняет жизнь ребенка: его самооценку и отношения с взрослыми и сверстниками. Он становится личностью, учеником, основная деятельность которого – получение ...

Родительское собрание" Интеллектуальная готовность ребенка к школе"
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре,в пониманииосновных закономерностей....
Родительское собрание «Психологическая готовность ребенка к школе»
Задачи:- формирование активной педагогической позиции родителей;- вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу;- вовлечение родителей в процесс воспитания свои...
