Консультация для родителей «Темперамент – фундамент поведения ребенка»
консультация

Хайрутдинова Дарья Николаевна

Каждый ребенок индивидуален. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 15 «Тополек» присмотра и оздоровления»

Консультация для родителей:

«Темперамент – фундамент поведения ребенка»

Педагог-психолог:

Хайрутдинова Д.Н.

«Темперамент – фундамент поведения ребенка»

Каждый ребенок индивидуален. Проявляется это с рождения. Некоторые дети любят внимание, и занимать лидирующую позицию не только дома, но и в обществе, а некоторые могут спокойно созерцать мир вокруг, без лишней суеты. Все проявления можно объяснить типом темперамента, который является врожденным. Именно от него зависит то, какой характер будет у ребёнка, как он будет строить отношения с окружающим миром, как он вольётся в коллектив, какую роль для себя выберет.

Свойства темперамента проявляются не сразу,  а формируются последовательно. На это есть несколько причин, таких как:

  • общие закономерности созревания нервной системы и развития психики;
  •  созревание эндокринного аппарата;
  • специфические закономерности созревания каждого типа темперамента.

Общие же особенности темперамента проявляются очень рано и сохраняются без значительных изменений до семи лет.

Следует обратить внимание на то, что темперамент не определяет способности и одаренность человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте.

Проявления каждого темперамента и многое другое следует учитывать родителям и всем взрослым, участвующим в развитии и формировании личности ребенка.

Особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические свойства каждого типа, наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с возрастными особенностями поведения. Охарактеризуем детей разных типов темперамента.

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у сангвиника - распыленности, разбросанности интересов; у холерика - несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика - безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Взрослый может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.

        

Ребёнок-сангвиник. Характеристика.

Дети с данным типом темперамента жизнерадостные, активный, легко идут на контакт с другими людьми, общение много значит в их жизни. Выразительная мимика и жесты сопровождаются быстрой речью. Очень быстро может переключиться с одного задание на другое. При выполнении заданий, дети-сангвиники, могут не дослушивать вопросы и приступать к выполнению заданий, что приводить к ошибкам. Они не зацикливаются на неудачах, стараясь их не замечать.

  • Ребенка с темпераментом сангвиника желательно учить доводить начатое дело до конца, не оставляя на пол пути. Формировать адекватное отношение к результатам своего труда, обращая внимание на качество выполнения заданий. В игровой деятельности предлагать такие игры, которые требуют сосредоточенности, сдержанности и точности, формируя такие черты характера, как аккуратность, собранность, ответственность. К ребенку – сангвинику можно предъявлять повышенные требования, а небрежно выполненную работу полезно предложить выполнить заново и самому оценить полученный результат.

 

Ребёнок-флегматик. Характеристика.

Ребёнка с данным типом темперамента отличает терпение и медлительность.  Шумным и активным играм предпочитает спокойные. Речь у него рассудительная, немного замедленна, лишена эмоций, жестов и мимики. Для дружбы выбирает узкий круг ребят, в привязанностях постоянен. Это «надежный», послушный и пунктуальный ребенок. Есть затруднения в принятии самостоятельного решения, предпочитает отдать выбор другому. Новый материал запоминает медленно, но надолго. В работе медлителен, на вопросы отвечают не сразу, медленное переключение с одного вида деятельности на другое.

  • Родители ребенка, с темпераментом флегматика должны усвоить то, что малыша нельзя торопить, так как это нервирует его и может привести к еще большей скованности и потере инициативы. В данном случае следует развивать уверенность в своих силах, создавая условия, облегчающие выполнение задания в более быстром темпе. Постепенно развивать активность и подвижность. В игровой деятельности нужно давать ребенку возможность проявить инициативу, акцентировать внимание на важности именно его решения. Следует развивать творческие способности - привлекать к занятиям музыкой, рисованием, лепкой. Ребенку следует заблаговременно напоминать ребенку о необходимости подготовиться к какому-либо делу, занятию, так как это поможет ему  вовремя мобилизоваться и переключиться на новое дело.

 

Ребёнок-холерик. Характеристика.

Ребенок с данным типом темперамента очень эмоционален. Такие дети чаще всего неспокойны, вспыльчивы, не признают правил и требований. Они не любят ограничения. Говорят быстро, эмоционально и нервно. В коллективе ищут лидерства, часто вступают в конфликтные ситуации. Они выбирают активные игры. Такие дети часто знают чего хотят, настойчивы, решительны, бесстрашны. С трудом идут на компромисс, не прислушивается к мнению других.

  • Ребенку с темпераментом холерика нужно постараться найти правильный выход  детской энергии. В играх следует предусматривать возможность проигрыша ребенка и показывать возможные варианты решения проблемы мирным путем. Художественную литературу и истории о героических поступках ребенку-холерику лучше читать такие, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать или наказывать ребенка не стоит. Таким детям нужно объяснять последствия их поступков только после того, как он упокоится. Следует развивать эмпатию, умение считаться с чувствами других людей. С такими детьми следует общаться спокойно, но требовательно, внушительно, без уговоров.

 

Ребёнок-меланхолик. Характеритсика.

Часто дети с темпераментом меланхоликов очень сильно привязаны к родителям, про таких детей говорят «мамина дочка», «мамин сынок». Они избегают больших и  шумных компаний и новых людей. В окружении они стеснительны, скованны и нерешительны. В узком семейном кругу они открыты и общительны. Такие дети  не стремятся брать лидерство на себя, говорят тихо и неспешно. Разборчивы в еде, быстро устают, с трудом переключается с одной деятельности на другую.

  • Родителям таких детей следует вселить в ребенка уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Это достигается с помощью положительной оценки из поведения, создание установок для проявления воли, настойчивости, выражения уверенности в их возможностях хорошо выполнить новое дело. Такой ребенок требует много внимания и понимания от любящих близких людей. Родители должны знать, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и долго переживает. У ребенка должен быть в семье человек, которому он мог бы полностью довериться взрослому, получать от него тепло и внимание. В совместных играх, занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Темперамент - основа поведения ребенка"

Дать здания родителям по психологии и повысить их компетентность  в понимании поведения ребенка, его причин....

Консультация для родителей "Темперамент - основа поведения ребенка"

Почему дети такие разные? Одни бойкие и активные, другие - тихие и застенчивые. Ответить на этот вопрос не так просто. То, каким будет ребенок, зависит от врожденных особенностей............

Консультация для родителей Темперамент – основа поведения ребенка

Почему одни дети с рождения очень спокойные, другие гиперактивные. Причина таких отличий в темпераменте. Считается, что темперамент – это врожденный тип личности, обусловленный генетикой нервной...

Консультация для родителей "Темперамент - основа поведения ребенка"

Почему одни дети с рождения очень спокойные, другие гиперактивные. Родители только удивляются «И в кого он такой тюфяк?» или «Вот чертенок, ни минуты покоя!», а причина таких о...

Консультация для родителей: " Темперамент – основа поведения ребенка".

Почему одни дети с рождения очень спокойные, другие гиперактивные. Причина таких отличий в темпераменте. Считается, что темперамент – это врожденный тип личности, обусловленный генетикой нервной...

Консультация для родителей «Темперамент – основа поведения ребенка»

В зависимости от темперамента жизнь человека может быть окрашена различными эмоциями. Считается, что темперамент, в отличие от характера, является именно врождённой особенностью. Однако с течением жиз...