Консультация для родителей (законных представителей) "Что делать если ребёнок впадает в истерику"
консультация (средняя группа)

Примак Ольга Павловна

Несмотря на то, что большинство родителей знают, как остановить детские истерики (не обращать на них внимания), не у всех это получается. Иногда взрослые слишком буквально воспринимают данный совет и не проводят вообще никакой работы с ребёнком, склонным к таким приступам. На самом деле игнорирование используется только в разгар припадка. А до него и после необходимо применять приёмы и техники, предлагаемые психологами и психотерапевтами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_delat_esli_rebenok_vpadaet_v_isteriku.docx64.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:

detsad-53-2011@mail.ru

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

 «ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ РЕБЁНОК ВПАДАЕТ В ИСТЕРИКУ»

D:\ЗАГРУЗКИ\abd01504f3c03945e8b8b75ddcf7cd7b.jpg

Составитель:

Примак О.П.,

воспитатель первой квалификационной категории

Рубцовск, 2025

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

 «ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ РЕБЁНОК ВПАДАЕТ В ИСТЕРИКУ»

ЦЕЛЬ: познакомить родителей (законных представителей) способам преодоления детских капризов, правилам поведения при детской истерики.

Детская истерика (истерический невроз) — состояние крайнего нервного возбуждения, сопровождающееся потерей самообладания и неадекватным поведением. Со стороны выглядит безобразно, пугает всех окружающих. Чаще всего используется осознанно для достижения желаемого. Однако из этого правила есть исключения. Приступы могут быть продиктованы психотравмами или заболеваниями нервной системы. В таких случаях требуется помощь неврологов и психотерапевтов.

Несмотря на то, что большинство родителей знают, как остановить детские истерики (не обращать на них внимания), не у всех это получается. Иногда взрослые слишком буквально воспринимают данный совет и не проводят вообще никакой работы с ребёнком, склонным к таким приступам. На самом деле игнорирование используется только в разгар припадка. А до него и после необходимо применять приёмы и техники, предлагаемые психологами и психотерапевтами.

Причины

Основная причина истерики — столкновение интересов ребёнка и родителей. У него с возрастом появляются личные предпочтения и желания, которые расходятся с требованиями взрослых. Если добиться своего не удаётся, начинается истерика. Выделяют несколько типичных ситуаций, провоцирующих данное состояние. Они могут быть обусловлены психологическими и физиологическими факторами.

Психологические со стороны ребёнка:

  • отсутствие возможности вербально высказать недовольство (когда ещё не умеет разговаривать);
  • привлечение к себе внимания, которого не хватает;
  • непреодолимое желание добиться чего-либо;
  • выражение протеста;
  • упрямство;
  • подражание сверстникам или взрослым;
  • психотравма;
  • слабый, неуравновешенный тип нервной системы.

Психологические со стороны взрослых (родителей, родственников, воспитателей, учителей):

  • гиперопека, чрезмерная строгость;
  • неправильная система наказаний и поощрений или её отсутствие;
  • прерывание любимого занятия;
  • нарушение личного пространства;
  • ошибки в воспитании.

Физиологические:

  • недосыпание;
  • переутомление, чрезмерные физические или эмоциональные нагрузки;
  • голод;
  • заболевания нервной системы;
  • болезнь или реабилитационный период после болезни.

Признаки

Каждый истеричный ребёнок во время приступа ведёт себя по-разному. Кто-то может просто топать ногами и громко орать. Другие начинают кататься по полу. Но опаснее всего те, кто, выплёскивая негатив и агрессию, наносит повреждения себе и окружающим. Родители должны знать, как это происходит с их малышом. Это позволит своевременно предпринять необходимые меры безопасности.

Перед истерикой многие как бы «готовятся» к предстоящему представлению. Если удастся поймать этот момент, можно предупредить приступ. Об этом сигнализируют особые предвестники:

  • лёгкое хныканье;
  • сопение, пыхтение, ворчание;
  • поджатые или дрожащие губы (кто-то обиженно оттопыривает нижнюю губу);
  • нахмуренный взгляд исподлобья на того, от кого зависит удовлетворение желания;
  • глаза, полные слёз;
  • закрытая поза (руки в замке перед собой);
  • методичные раскачивания телом (сидя на стуле или просто стоя);
  • нервные, резкие движения;
  • красное лицо.

Предвестники демонстрируются далеко не всегда — часто приступы начинаются неожиданно и резко. Что обычно делает ребёнок в истерике:

  • плачет;
  • громко кричит до хрипоты;
  • размахивает ногами и руками;
  • топает, прыгает;
  • разбрасывает предметы;
  • тяжело, прерывисто дышит;
  • натужно и долго кашляет;
  • царапает, кусает самого себя и окружающих;
  • бьёт и толкает тех, кто находится рядом;
  • бьётся головой об стену;
  • не способен адекватно реагировать на сказанное и общаться;
  • катается по полу;
  • лёжа на полу, выгибает спину дугой — поза так называемого «истерического моста», представляющая собой непроизвольные судороги.

При этом он может кричать самые обидные вещи для человека, на которого направлена его истерика: «уходи», «ты плохой / плохая», «я тебя больше не люблю», «я тебя ненавижу».

В этот момент ребёнок переживает сразу несколько мощных эмоций:

  • гнев, ярость, злость, негодование;
  • раздражение, недовольство;
  • агрессию;
  • отчаяние, горькое разочарование;
  • обиду.

Это состояние аффекта, во время которого не получается сдерживать эмоции, контролировать поведение, как и моторику. Поэтому даже при членовредительстве (когда бьётся головой о стену, кусает и царапает самого себя), боль практически не чувствуется.

Наблюдать за всем этим достаточно страшно. Поэтому взрослые, которые оказываются свидетелями подобных сцен, должны знать, как правильно реагировать на истерики ребёнка.

Что делать

Инструкция включает в себя несколько этапов.

1. Попытка перехвата

Чтобы избежать истерики, нужно:

  1. Изучить предвестники (они у каждого индивидуальны).
  2. Уметь распознавать по ним приближающийся приступ заранее.
  3. Срочно отвлечь, переключить внимание на что-то захватывающее, интересное.

В качестве отвлекающих манёвров можно использовать яркие книжки, любимые игрушки, домашних питомцев, наблюдение за происходящим на улице, поиск вкусностей на кухне и т. д. Родители лучше знают своего малыша и должны быть в курсе, что его может по-настоящему заинтересовать. Прием эффективен лишь в том случае, если истерика ещё не началась. Во время приступа использовать его уже бесполезно.

2. Обозначение проблемы

Когда ребёнок успокоится, нужно обязательно выяснить причину его расстройства и, чётко сформулировав, проговорить возникшую проблему. Например: «Ты сердишься, потому что я не купила тебе куклу», «Ты обиделся, потому что тебе не дали ещё погулять». Во-первых, это позволит ему осознать, что произошло. Во-вторых, научит говорить о собственных чувствах.

После этого проводится разъяснительная беседа, почему он не получил желаемого: «Мы договорились, что купим куклу на день рождения», «Нам надо ещё поужинать, помыться и поиграть — мы бы не успели этого всего сделать, если бы остались гулять».

Такие открытые, доверительные разговоры сближают детей с родителями, способствуют установлению более тесного контакта, учат мыслить логически и осознавать наличие ограничивающих рамок, выступать за которые нельзя ни при каких обстоятельствах.

Не всё получится с первого раза — поначалу ребёнок будет спорить и отстаивать свои права, но постепенно осознает тщетность таких бунтов и собственную неправоту.

3. Сохранение спокойствия

Если предупредить надвигающуюся грозу не получилось, можно попробовать остановить истерику у ребёнка, соблюдая следующую инструкцию:

  1. Ничего ему не доказывать, не объяснять, не воспитывать, так как в этот момент он не способен адекватно воспринимать речь и нормально общаться.
  2. Не повышать голос ни при каких обстоятельствах.
  3. Не применять физическую силу: дёргать за руку, трясти, шлёпать по попе, давать подзатыльник — это только усугубит ситуацию.
  4. Не жалеть, не паниковать, что ему больно (из-за отсутствия контроля за моторикой боль не ощущается).

Сохраняя спокойствие, нужно наклониться к ребёнку или присесть перед ним так, чтобы ваши глаза оказались на уровне его (ни в коем случае не общаться сверху вниз, нависая над ним). Ровным, мирным голосом негромко сказать ключевую фразу: «Я понимаю, ты обижен, но вести себя так нельзя». Она убивает сразу нескольких зайцев:

  • вы показываете ему свою сопричастность: вы его понимаете;
  • формулируете проблему, помогая ему осознать собственную эмоцию (обиду);
  • напоминаете о правилах поведения, которые уже должны быть привиты.

Успокаивающе должны подействовать также мирный тон голоса и эмоциональная невозмутимость взрослого. Если удалось завладеть вниманием, окончательно справиться с детской истерикой помогут объятия и поцелуй в щёку. Если до этого проводились воспитательные меры, таких действий со стороны взрослого будет достаточно для прекращения приступа. Но что делать, если купировать его не получилось?

4. Игнорирование

Если истерика продолжается, несмотря на все ваши действия, единственно верный выход из сложившейся ситуации — игнорировать её. Для родителей это самое сложное. Ведь им кажется, что:

  • у ребёнка сейчас случится сердечный приступ, так сильно он орёт;
  • он разобьёт и исцарапает в кровь себе голову и руки;
  • все на него смотрят и осуждают;
  • это никогда не закончится.

Эти мысли нужно отбрасывать. С подобным паническим настроением легко справиться, если один раз убедиться в том, что к серьёзным последствиям (сердечному приступу или сотрясению мозга) детская истерика не приводит. Ссадины на руках и на лбу пройдут быстро. Что касается окружающих, если всё происходит в публичном месте, подумайте о том, что вы всех этих людей видите в первый и последний раз, поэтому их мнение не имеет значения. Если среди них есть кто-то знакомый, можно перед ним тихо извиниться. Адекватный человек поймёт, что подобное в детском возрасте случается со многими.

Как только ребёнок поймёт, что истерика не возымела действия и взрослый остался равнодушным, он прекратит кричать и биться об пол. Когда средство для достижения цели оказывается бесполезным — ему надо искать замену, чем он и займётся, обдумывая новый план.

Внимание! Поведение взрослого требует корректировки, если истерика случилась в публичном месте, где:

  • огромное количество народа, тесно скученная толпа (в общественном транспорте, например);
  • рядом с вами находятся старики, инвалиды, другие маленькие дети, беременные женщины;
  • требуется тишина (на выступлении).

Нужно понимать, что в таких ситуациях ребёнок мешает другим и даже может нечаянно навредить им (пнуть, укусить, ударить, поцарапать). Задача взрослого — не допустить этого и увести его или срочно отвлечь. Самый работающий манёвр — эффект резкого переключения внимания: «Ух ты! Смотри, кто в небе летит! Вон там! Ты что, не видишь? Не знаешь, кто это?», «Ой, а куда у тебя шарфик делся? Я точно помню, ты его надевал! Куда он мог исчезнуть? Ты знаешь?». Но учтите: каждый раз нужно придумывать что-либо новое. Дважды на одну и ту же уловку дети вряд ли купятся.

5. Подведение итогов

После того, как истерика закончится, не стоит сразу начинать отчитывать ребёнка, воспитывать, высказывать своё неудовольствие. Нужно выждать какое-то время. При этом старайтесь обращать на него минимум внимания. Но не игнорировать, если он что-то спрашивает и пытается, что называется, навести мосты. Обязательно отвечайте, но односложно, неохотно, демонстрируя своим видом, что вы недовольны произошедшим.

Психологи рекомендуют после истерики выждать паузу в 15 минут. Если она затянется, разговаривать будет уже бесполезно: за детские эмоции отвечает кратковременная память, так что спустя 20-30 минут после случившегося они могут не вспомнить, почему так произошло и в чём именно они виноваты. Начинать беседу раньше тоже не имеет смысла, так как обида и недовольство будут ещё слишком свежи и всё может повториться.

Сначала обозначается и формулируется проблема: «Ты обиделся / рассердился / расстроился, потому что…». Данная техника была подробно описана выше, для купирования истерики на начальном этапе.

После этого необходимо обратить внимание ребёнка на последствия истерики, которую он устроил:

  • «Посмотри: ты расцарапал себе руки / поранил лоб».
  • «Ты очень сильно напугал девочку, которая стояла рядом с тобой».
  • «Ты расстроил меня».
  • «То, что ты сделал, плохо — так вести себя нельзя, мы с тобой об этом уже говорили. Поэтому придётся тебя наказать».

Он должен понять, что так делать нельзя. Не бойтесь наказывать за истерики — система кнута и пряника даёт свои результаты в воспитании. Конечно, это не должно быть физическое насилие или лишение прогулки (= свежего воздуха). Что допускается:

  • ставить на 5-7 минут (в зависимости от возраста) в угол;
  • оставлять ненадолго одного, чтобы подумал о своём поведении (при наличии нахождения взрослых в соседних комнатах);
  • лишать сладкого;
  • заменять телефон (планшет / телевизор) на книгу с поучительной сказкой;
  • укладывать раньше спать.

Если ребёнок усвоит, за что именно его наказывают, поверьте — в следующий раз он хорошенько подумает, прежде чем закатить очередную истерику.

Когда следует обратиться к специалисту

Не всегда родители успешно справляются с детскими истериками, даже если делают всё правильно. Это происходит в тех случаях, когда приступы продиктованы стойкими нарушениями в работе нервной системы или психотравмами. Они требуют обязательного вмешательства профильных специалистов — психотерапевта или невролога. Какие сигналы свидетельствуют о необходимости такого шага? Если истерики:

  • продолжаются, несмотря на все предпринимаемые меры взрослых, которые оказываются неэффективными;
  • устраиваются ежедневно;
  • характеризуются чрезмерной, ничем не контролируемой агрессией, направленной на всех без разбора, кто оказывается рядом;
  • сопровождаются потерей сознания, остановкой дыхания, одышкой, рвотой;
  • устраиваются после 4 лет;
  • длятся более 20 минут;
  • происходят ночью, сопровождаются кошмарами и паническими атаками;
  • заканчиваются серьёзными увечьями и повреждениями себе и окружающим.

Особенно опасными считаются ночные истерики, которые требуют немедленного вмешательства специалиста. Родителей должно также насторожить, если по окончании приступа ребёнок в течение какого-то времени находится в состоянии полной апатии, лежит, ни на что не реагирует, бледный и вялый. Это может продолжаться 1,5 часа и больше.

Дополнительные рекомендации

Если ребёнок истерит, это первый сигнал родителям менять и своё отношение к нему, систему воспитания и режим дня. Какие меры помогут:

  1. Соблюдение режима дня.
  2. Обеспечение правильного, здорового питания в соответствии с возрастом.
  3. Занятия спортом.
  4. Полноценный отдых, не допускающий переутомления.
  5. Уважительное отношение, начиная с самого маленького возраста.
  6. Отведение достаточного времени для игр, прогулок, досуга, любимого занятия.
  7. Позволять проявлять самостоятельность (в крайнем случае шнурки после него можно потом перезавязать, а тарелку перемыть).
  8. Предоставлять право выбора (надеть жёлтую или синюю футболку, пойти гулять с мамой или бабушкой).
  9. Организовать спокойную атмосферу перед сном (если он засыпает с истерикой).

Не отступать от системы воспитания. Среди всех взрослых в семье должны быть согласованы её основные пункты. Если не разрешается сидеть у телевизора после десяти вечера, то ни бабушка с дедушкой, ни кто-либо другой не должны нарушать данное правило. Моменты, в которых ребёнок лишается права выбора, должны быть:

  • чётко и правильно сформулированы: желательно избегать слов «надо» и «нельзя» — они действуют как красная тряпка на быка, а вот местоимение «мы» приветствуется;
  • озвучены;
  • произнесены твёрдым голосом, не терпящим пререканий, но не грубо и не жёстко;
  • постоянными: их надо регулярно повторять в одной и той же формулировке каждый раз, как возникает соответствующая ситуация.

Например: «Едим кашу», «Идём домой», «Купим в следующий раз» и т. д. Каждый раз, когда ребёнок будет слышать подобные фразы, у него будут формироваться паттерны поведения, нужные родителям. Он должен понять, что в такие моменты спорить и истерить бесполезно. Эту мысль ему нужно внушать постоянно. Поначалу, конечно, он будет протестовать, но вскоре усвоит установки и будет относиться к ограничениям, правилам и требованиям более спокойно.

Удачи вам в воспитании ваших малышей и терпения!

Литература:

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/isterika_u_rebyonka_sovetyi_psixologov_dlya_roditelej/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что делать, если ребёнок не кушает в детском саду"

Отказ от питания - один из распрастраненных симптомов тяжело идущей адаптации к детскому саду. Иногда родители вздыхают облегченно: вроде ребенок идет в сад с радостью, никого не обижает, воспитателя ...

Консультация для родителей ( законных представителей) «КТО ТАКОЙ БЕЗРЕЧЕВОЙ РЕБЁНОК»

В последнее время специалисты всё чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедиче...

Консультация для родителей на тему: "Что делать, если ребёнок вас не слушается?"

Интересная информация для родителей детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей по теме: «Что делать, если ребёнок кусается?» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.

Многие родители сталкиваются с таким агрессивным действием ребенка как кусание. Обычно период кусания начинается, когда ребенку исполняется два года, а особенно ярко проявляется в период кризиса 3 лет...

Консультация для родителей на тему: "Что делать, если ребёнок кусается?"

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Что делать, если ребёнок кусается?"...

Консультация для родителей (законных представителей) "Культурно-гигиенические навыки ребёнка"

Рекомендации для родителей (законных представителей) по формированию культурно-гигиенических навыков....