"Взаимодействие с родителями, для чего нужно объединяться семьями"
консультация
Конспект родительского собрания
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 214.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями.
Родители – серьезная сила в дошкольной организации и ваши союзники в успешном обучении детей. Как найти с ними общий язык и сделать их единомышленниками? Об этом следующие два урока. Читайте и выбирайте удобные для себя формы работы с семьями. Обогащайте свою педагогическую копилку новыми идеями, как сделать взаимодействие с родителями интересным и действительно продуктивным.
Методы общения со взрослыми отличаются от методов общения с детьми. Есть известные правила и профессиональные секреты. Как наладить отношения с родителями, вы поймете из этого урока. Сможете скачать примерный план работы с родителями на год, а практические материалы использовать в своей работе.
Почему педагогу так важно наладить контакт с родителями
Для ребенка родители – самые важные люди на свете. Это не только аксиома народной педагогики, но и утверждение федерального законодательства.
Воспитанники, родители и педагоги – участники образовательного процесса (см. рисунок). Все они связаны между собой, поэтому между ними должен быть постоянный и доверительный контакт. Иначе продуктивным процесс обучения не получится.
Как связаны между собой участники образовательного процесса
Переверните карточку, кликнув по ней, и посмотрите, что говорил о важности союза семьи и системы образования известный педагог В.А. Сухомлинский.
Отношение воспитателя к родителям одновременно формальное и неформальное. Воспитатель – официальное лицо и внимательный собеседник. Его профессиональная задача – выработать доверительные отношения с семьями, несмотря на возможные сложности.
Что можно сделать для сотрудничества педагога и родителей
Педагог детского сада – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Объедините свои усилия с усилиями родителей, чтобы создать оптимальные условия для формирования личности ребенка.
Всегда помните: родители – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное мнение. Старайтесь опираться на эти особенности, чтобы было проще найти точки соприкосновения и общий язык с семьей.
Мамы и папы готовы к диалогу, но часто сами воспитатели разрушают контакты, когда обращаются к ним как к своим воспитанникам, показывают свое превосходство.
В беседе с родителями не критикуйте их действия, уважайте их мнение, даже если не согласны с ним. Если у родителей есть вопросы, всегда старайтесь проконсультировать.
Шаги, чтобы установить контакт с семьями воспитанников
Шаг 1. Ищите контакты при первой встрече. Проявите педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность. Важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.
Шаг 2. Обсуждайте с родителями, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке. В разговоре с семьей подчеркивайте индивидуальность ребенка. Осторожно говорите о нежелательных проявлениях в поведении малыша.
Шаг 3. Установите общие требования к воспитанию ребенка. Попросите родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка. Выслушайте мнение об их методах воспитания, даже если оно ошибочно. Не опровергайте его. Предложите свои способы воздействия. Попробуйте с родителями объединить усилия в воспитании ребенка.
Шаг 4. Упрочите сотрудничество. Уточните с родителями воспитательные возможности друг друга, поставьте единые цели. Возможны споры, разногласия. Но они не должны мешать дальнейшему сотрудничеству.
Шаг 5. Реализуйте индивидуальный подход. Не демонстрируйте свою значимость. Спрашивайте советы у родителей и прислушивайтесь к ним. Проводите совместные мероприятия.
Все мероприятия с родителями и для родителей лучше планировать заранее. Достаточно одного мероприятия в месяц для всей группы и несколько индивидуальных бесед и консультаций.
Если появляется важная для родителей информация, организуйте не запланированное мероприятие. Это может быть оперативное собрание или консультация. Например, если произошли изменения в области дошкольного образования.
Шаг 6. Совершенствуйте сотрудничество. Тщательно анализируйте процесс совместной деятельности. Это стадия развития сотрудничества, где реализуются единые педагогические воздействия. Но помните: инициатором контакта с семьей всегда выступает педагог. Не ждите и не требуйте этого от родителей.
В завершение урока предлагаем отгадать загадки про родителей дошкольников. Загадайте их детям на занятии, во время игры или просто между делом.
Какие формы работы помогут вам сделать родителей союзниками
Результат контакта с родителями зависит от форм организации работы, которые выбрал педагог. На уроке рассмотрим 13 проверенных форм взаимодействия с семьями, с помощью которых вы сможете успешно достигать любых целей общения.
Форма 1. Презентация образовательной организации
На презентации родители знакомятся с детским садом, его уставом, программой развития и коллективом педагогов.
Проводит презентацию заведующий или методист детского сада. Участвует весь педагогический коллектив. Педагоги проводят презентацию отдельно с каждой семьей при первой встрече.
В ходе презентации можно фрагментарно показать все виды деятельности по развитию ребенка.
В результате родители получают полезную информацию о работе с детьми, платных и бесплатных дополнительных услугах, знакомятся со специалистами.
Форма 2. Открытые занятия с детьми для родителей
На открытых занятиях родители знакомятся со структурой и спецификой проведения занятий в группе.
Воспитатели проводят мероприятие для родителей одной группы.
Родители становятся участниками занятия. Воспитатель может включить беседу с родителями в ход занятия. Например, спросить ответ на вопрос и у детей, и у родителей.
Форма 3. Педагогический совет с участием родителей
Администрация проводит такой педсовет, чтобы родители могли поучаствовать в решении различных задач детского сада.
На педсовет приглашайте родителей, которые пользуются авторитетом. После совета они смогут рассказать всем остальным о принятых решениях.
Кроме авторитетных родителей, позовите на педсовет представителей родительского комитета. Можно пригласить по телефону или при личной встрече.
Форма 4. Посещение семьи
Педагоги посещают семью, чтобы выяснить, в каких условиях живет ребенок.
Другая форма посещения семьи – обследование.
Воспитатель участвует в обследовании в составе комиссии. Обследование проводится с участием социального педагога, представителей органов опеки. Причины для обследования всегда очень серьезные, например нарушение прав ребенка.
Форма 5. Беседы с родителями
Воспитатель проводит беседу при посещении семьи, на родительском собрании, консультации. Чаще всего родители и воспитатели беседуют о «наболевшем». Воспитатель в ходе беседы дает родителям советы.
Воспитатель берет на себя ведущую роль. Он заранее планирует тематику и структуру беседы. Он начинает беседу с нейтральных вопросов, затем переходить к главным темам.
Форма 6. Консультации
Близки к беседам, но педагог в процессе консультации дает родителям квалифицированный совет.
Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми (рисунок 1).
Рисунок 1. Виды консультаций
Педагоги проводят 3-4 плановые консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность одной консультации – 30-40 минут.
Неплановые консультации обычно возникают во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.
Выделяют две формы консультаций – индивидуальные и групповые (рисунок 2).
Рисунок 2. Формы консультаций
Чтобы дать родителям содержательную информацию, воспитатель готовится к консультации, как и к беседе.
Форма 7. Групповые собрания родителей
Родительские собрания – самая удобная форма работы с семьями. В течение учебного года проведите 3-4 групповых собрания, чтобы решить важные общие вопросы. Готовьте встречи с родителями поочередно с другими воспитателями. Оптимальная продолжительность собрания – 1,5 часа.
Чтобы собрания проходили интереснее, и родители не теряли мотивацию их посещать, попробуйте включить в ход встречи с семьями новые компоненты. Например:
– «острое блюдо»: ответы родителей на ваши вопросы;
– «наша жизнь»: инсценировка фрагментов из практики воспитания детей;
– «крик души»: заранее подготовленный человек за экраном рассказывает о своей проблеме и просит совета;
– «ОКНО»: Очень Короткие Новости из жизни группы, детского сада и др.
После собрания пусть родители задают вопросы, которые их волнуют, советуются с вами и высказывают накопившиеся претензии.
Форма 8. Круглый стол
Цель этого мероприятия – обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
Круглый стол проходит в нетрадиционной обстановке с обязательным участием узких специалистов. Тема и дата проведения круглого стола сообщается заранее. Воспитатели готовят доклад по проблеме круглого стола и вопросы для обсуждения.
Форма 9. День открытых дверей
Дни открытых дверей проводят 2-3 раза в год в назначенные числа. В эти даты родители без предварительной договоренности могут побывать в детском саду, в любой возрастной группе. Родители наблюдают за детьми, смотрят занятия, игры. После педагоги проводят коллективную беседу. Родители задают вопросы, делятся впечатлениями.
Форма 10. Дежурства родителей
Дежурства проводят в помощь педагогам на мероприятиях. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.
Родители дежурят по очереди. Для этого родительский комитет составляет график. Количество дежурств устанавливает руководство детского сада и родительский комитет. Они учитывают возможности самих родителей.
В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои замечания они могут высказать воспитателю, заведующему после мероприятия.
Форма 11. Наглядная агитация для родителей
Предполагает различные уголки для родителей, папки-передвижки, выставки работ, которые меняются каждые две-три недели.
Оформляйте уголок для родителей красочно, чтобы привлечь их внимание. При оформлении стенда используйте, например, плакаты, детские рисунки и фотографии воспитанников группы.
При оформлении стендов не стоит злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрешек, игрушек. Это может, наоборот, оттолкнуть родителей.
Если размещаете печатный материал, не забудьте сделать ссылку на автора. Соотношение текста и иллюстраций – 2:6, где 2 части – текст, 6 – иллюстрации. В первую очередь, они привлекают внимание родителей, затем доносят нужную информацию.
Форма 12. Тематические выставки
Проводите выставки к праздникам или как итог творческого проекта. На выставках знакомьте родителей с тем, что умеют делать дошкольники. Иногда родители даже не догадываются о талантах своих детей!
Покажите родителям действительно качественные работы ваших воспитанников. Если в рисунке или поделке есть дефект, устраните его с ребенком вместе: дорисуйте, подклейте и т. д. Вставьте работы в рамки или закрепите на подставках, подпишите. Придумайте название для выставки.
Форма 13. Семейный клуб
Еще одна интересная форма взаимодействия с родителями. Взрослым, как и детям, иногда не хватает общения. Можно организовать семейный клуб по интересам. Результаты работы клуба вы можете представить по-разному: выставки, творческие вечера, театрализованные постановки, развлечения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать?"
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика?Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кис...

Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"
Помощь родителям, которые хотят помочь своему ребёнку исправить звукопроизношение....

Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"
Это статья для тех родителей, кто хочет помочь своим деткам....

Консультация для родителей "для чего нужно развитие чувства ритма"
Из этой статьи Вы можете узнать для чего Вашим детям развивать чувство ритма и что оно поможет улучшить в Ваших детях....

Памятка для родителей "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"
Памятка включает в себя рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики...

Памятка для родителей "Для чего нужна пальчиковая гимнастика"
Советы по выполнению пальчиковой гимнастики...

Для чего нужна человеку семья
Содержание конспекта помогает формированию у ребят нравственных качеств личности, ценностного отношения к себе и окружающим: чувства уважения, взаимопонимания; формированию у детей представлени...


