Консультация для родителей "Детские вопросы и как на них отвечать"
консультация (средняя группа)
Этот материал поможет родителям правильно реагировать на детские вопросы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 840 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей. Детские вопросы и как на них отвечать. Воспитатель: Стародумова И.Г.
В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении, с каким – либо предметом или явлениями, в общении с взрослыми и сверстниками, иногда является результатом собственных рассуждений. О чем же спрашивают дошкольники? Содержание детских вопросов разнообразно. Дети спрашивают об окружающих их предметах, о далеких планетах, о явлениях в природе, происхождении человека и всего живого на Земле, смысле и значении отдельных слов и т.д. На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изменяются и по форме. Малышей интересуют названия предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме, где? кто? что? какой? когда? Например, трехлетний ребенок, впервые увидев, коньки спрашивает: «Что это? В них ходят?». Детям среднего возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире. Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности, систематизацию своих представлений, нахождение в них чего-то общего и различий. Например, ребенок интересуется: «Почему сажаем одно зернышко, а вырастает целый колос?», «Отчего движутся облака?». Наибольшее количество вопросов задают дети от 4,5 лет до 5,5 лет. Почему же количество вопросов детей более старшего возраста начинает уменьшаться? В педагогике по этому поводу высказывается две точки зрения. Одни ученые считают, что в старшем дошкольном возрасте ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответ на возникающие вопросы. По мнению других педагогов, спад детских вопросов связан с условиями воспитания и обучения старших дошкольников: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь!» В результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам, им кажется, что задать вопрос – это показать свое незнание. Для развития детской любознательности важно поддерживать ее, правильно относиться к вопросам ребенка. Подумайте, родители, и вспомните, всегда ли ребенок бывает, удовлетворен ответом на свой вопрос. Не отмахиваются ли старшие члены семьи от «необходимейшей умственной пищи». А может, напротив, относятся к вопросам ребенка со всей серьезностью, и отвечают на них излишне пространно и сложно, используя слова, обороты, привычные для взрослых, но непонятные дошкольникам и трудные их усвоению. Умение толково отвечать на вопросы ребенка – большое искусство. Овладеть таким искусством – посильная задача родителей. Имеются основные требования, которые предъявляются к ответам взрослых на детские вопросы. Рассмотрим эти требования. Обратили ли Вы внимание на то, что дети задают вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Ребенок рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить. Следующее требование – краткость, ясность, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираясь на его жизненный опыт. К сожалению, это требование часто нарушается. Когда родители отвечают на столь сложные вопросы ребенка, как вопросы о происхождение людей, об историческом прошлом, о космосе и т.д. Отвечая на такие вопросы, помните, что представления о времени и пространстве только начинают формироваться в дошкольном возрасте. Дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о которых спрашивают. Учитывая это, родители могут ограничится сообщением отдельных фактов об историческом событии, которое заинтересовало ребенка, и не стремиться к тому, чтобы он понял и усвоил их последовательность. Иногда такие ответы взрослых не удовлетворяют ребенка, он просит рассказать, объяснить подробнее. Не торопитесь делать это, помните слова А. С. Макаренко: «Для всякого знания подходит свое время». В дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому, кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на самом деле просто многое запомнил, но не понял. Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам, ибо, как писал В. А. Сухомлинский «…под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». Отвечая на вопросы ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам?». Не всегда ребенок выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, благоприятно скажется на развитии его любознательности. При затруднениях ребенка предложите ему дополнительные вопросы, которые помогли бы ему найти правильный ответ. Чтобы умело управлять мыслительной деятельностью ребенка, родители сами должны много знать. Как быть в том случае, если Вы не обладаете нужными знаниями, чтобы правильно ответить на вопрос сына или дочери? Разумнее всего не скрывать свое незнание, а предложить вместе посмотреть в книгах. Обращаясь вместе с ребенком за ответом на возникший вопрос к книгам, вы воспитываете у ребенка уважение к знаниям. Так же на многие вопросы ребенок может получить убедительный ответ в результате наблюдений за окружающей жизнью. Задача родителей – вовлечь в них ребенка, следить за его рассуждениями и направлять в нужное русло наводящими вопросами. Из всего выше сказанного можно сделать памятку для родителей. При ответе на детский вопрос необходимо: 1. Относиться к вопросам ребенка уважительно, не отмахиваться от них, постараться понять, что заинтересовало ребенка. 2. Давайте краткие и доступные ответы для детского понимания, избегайте сложных слов. 3. Ответы должны не просто обогащать ребенка новыми знаниями, но и побуждать его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям. 4. Старайтесь поощрять самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречным. 5. В ответах на детский вопрос постарайтесь вовлекать ребенка в наблюдения за окружающей жизнью. 6. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям. 7. если ответы на вопросы ребенка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Пойдешь в школу там многое узнаешь». Самое главное, чтобы Вы были надежным компаньоном и помощником для своего ребенка, чтобы он во всем и всегда вам доверял, только так можно достигнуть больших высот в воспитании своего чада и вырастить настоящего человека. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Детские вопросы: как правильно на них отвечать"
Уважаемые родители! Вам всем хорошо известно, как дети любят задавать вопросы. Оставлять "почемучек" без ответов нельзя, но и отвечать нужно умеючи....

Консультация для родителей на тему «Детские вопросы и как на них отвечать»
О чем спрашивают дошкольники и как отвечать на детские вопросы....

Консультация для родителей на тему «Детские вопросы и как на них отвечать»
Консультация для родителей...

Консультация для родителей: "Детские вопросы и как на них отвечать"
О чём спрашивает ваш ребёнок?Можно ли по вопросам ребенка судить об его любознательности, интересах? Какие вопросы ребёнка ставят вас в тупик? Как в вашей семье относятся к ...

Консультация для родителей «Детские вопросы. И как на них отвечать».
В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые....

Консультация для родителей "Детские вопросы и как на них отвечать"
В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их получить, уточнить, приобрести новые.Источни...

