Консультация для родителей: «Значение артикуляционной гимнастики в речевом развитии дошкольника»
консультация (средняя группа)
Цель данной консультации, объяснить родителям, почему важно проводить с детьми артикуляционную гимнастику.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 350.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Улыбка»
Консультация для родителей:
«Значение артикуляционной гимнастики
в речевом развитии дошкольника»
Подготовила учитель-дефектолог:
Елховенкова Олеся Викторовна
2025г.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Что же это такое и зачем она нужна?
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц органов речи: языка, губ, щек, мягкого неба. Эти упражнения помогают ребенку научиться правильно произносить звуки, улучшить дикцию и развить речевую моторику.
Почему это важно?
1. Формирование правильного звукопроизношения.
Многие звуки требуют точных и скоординированных движений языка, губ и челюсти. Например, для звука «Р» язык должен быть напряженным и вибрировать, а для звука «Ш» – поднятым и неподвижным. Без тренировки артикуляционных мышц ребенку может быть сложно освоить такие звуки.
2. Развитие речевой моторики.
Речь – это сложный процесс, который требует слаженной работы всех органов артикуляции. Если мышцы слабые или недостаточно подвижные, это может привести к неправильному произношению звуков или даже к задержке речевого развития.
3. Профилактика речевых нарушений.
Регулярные занятия артикуляционной гимнастикой помогают предотвратить такие нарушения, как дислалия (неправильное произношение звуков, ринолалия (носовое произношение) и другие.
4. Улучшение общего развития ребенка.
Артикуляционная гимнастика способствует развитию внимания, усидчивости и координации движений, что положительно сказывается на общем развитии ребенка.
Как проводить артикуляционную гимнастику?
- Регулярность. Занимайтесь ежедневно по 5–10 минут. Лучше всего проводить упражнения в игровой форме, чтобы ребенку было интересно.
- Положительный настрой. Хвалите ребенка за старания, даже если не все получается с первого раза.
- Показ и объяснение. Показывайте ребенку, как выполнять упражнения, и объясняйте, что нужно делать. Например, «улыбнись, как солнышко», «сделай язычок, как лопатка».
- Использование зеркала. Занимайтесь перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть свои движения и контролировать их.
Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.
Примеры упражнений:
- «Улыбка и трубочка».
Выполнение. Поочерёдное выполнение упражнений «Улыбочка» и «Трубочка» (8 - 10 раз). По указанию взрослого («Улыбочка» - «Трубочка» - «Улыбочка» - «Трубочка» - ... и т.д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение.
Методические указания. Прикус должен быть естественным. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд. Следить, чтобы ребёнок удерживал губы в заданном положении, не расслабляя их раньше времени.
- «Часики». Язык двигается из стороны в сторону, касаясь уголков рта.
Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык. На счёт «раз – два» переводить язык из одного угла рта в другой. Методические указания. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. 2. Темп выполнения не должен быть быстрым.
- «Лошадка». Ребенок цокает языком, как лошадка.
Выполнение. Приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»). Упражнение выполняется сначала медленно, затем темп выполнения постепенно увеличивается. Выполнять 10 раз.
Методические указания. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 2. Кончик языка не должен быть вытянут и заострён. 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.
- «Лопаточка»
Выполнение: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Выполнять 6 – 8 раз.
Методические указания. Язык должен быть расслабленным, широким, его края должны касаться углов рта. 2. Нижняя губа не должна подворачиваться или натягиваться на нижние зубы. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только прикрывать нижнюю губу.
Советы для родителей:
- Если у ребенка есть сложности с произношением звуков, не пытайтесь исправить их самостоятельно. Обратитесь к логопеду, который подберет индивидуальную программу занятий.
- Не заставляйте ребенка заниматься, если он устал или не в настроении. Лучше перенести занятие на другое время.
- Помните, что успех зависит от вашей поддержки и терпения.
Артикуляционная гимнастика – это важный шаг на пути к правильной и красивой речи вашего ребенка. Регулярные занятия помогут ему не только научиться правильно говорить, но и развить уверенность в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников
Значение пальчиковой гимнастики, примеры комплексов пальчиковой гимнастики для детей 2-7 лет....

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников»
Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников»...

Консультация для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка"
Автором разработана консультация по развитию речи ребенка....

Выступление на методическом часе "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии дошкольников"
Значение артикуляционной гимнастики в речевом развитии дошкольников...
Консультация для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка"
Консультация поможет рассказать родителям о важности артикуляционной гимнастики для коррекции произношения ребенка и речевого развития в целом, особенностями ее проведения дома и некоторыми артикуляци...

Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребёнка»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования личности. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений з...

"О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии дошкольника"
Автором представлен материал о пользе артикуляционной гимнатики для развития речи детей дошкольного возраста....



