"Фонематический слух - основа правильной речи".
материал (подготовительная группа)
Наша речь является средством общения, выражения и формирования мыслей и таким образом служит "активным и могучи средством всестороннего развития личности ребёнка".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 120.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонематический слух – основа правильной речи.
Наша речь является средством общения, выражения и формирования мыслей и таким образом, служит «активным и могучим средством всестороннего развития личности ребенка».
Всем известно, что дети обучаются речи со слуха и что “слухов” у человека, по крайней мере, три.
Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д.
Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой.
Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.
Если говорить более точно, речевой слух – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного, например: дом-сом-лом-ком.
Как же определить, что у ребёнка нарушен фонематический слух?
- не различает пары или группы звуков (па-ба-па, па-та-ка)
- заменяет одни звуки другими (р – л, ш – с)
- смешивает звуки (в одних словах произносит правильно, в других, тот
же звук - неправильно)
- нарушается слоговая структура слова (вместо велосипед – сипед)
- нарушается звуконаполняемость слов (ребенок может добавлять лишние звуки в слово или пропускать их).
Если фонематический слух не развивать, то речь у таких детей будет смазанная, неразборчивая. В школе на письме они будут заменять одни буквы другими, не дописывать окончания слов, пропускать буквы или писать в слове лишние т.к. письменная речь строится на основе устной. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Детям такой слух нужно развивать, поскольку с ним связаны овладение речью и грамотность письма впоследствии. Наибольший пик развития фонематического слуха выпадает на возраст 4-5 лет. У детей этого возраста наблюдается особая чувствительность к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для решения поставленной проблемы. Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению. Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова. Это связано с тем, что дети не умеют дифференцировать звуки «ш-ж», «с-з», «ц-з»
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но ребенка можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить ребенка слушать и слышать.
Предоставляю вашему вниманию игры для развития фонематического слуха:
1.«Звуковые песенки»
Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу. Или ИА – как кричит ослик. Или УА – так кричит ребенок. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем второй.
2. «Кто первый?»
Взрослый показывает картинку, обозначающее слово, которое начинается с ударного гласного (а), (о), (у) или (и). Ребёнок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У –у - удочка», затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.
3. «Кто внимательнее?»
Два ребёнка встают спиной друг к другу. Педагог каждому из них называет звук, на который они должны отреагировать (хлопнуть в ладоши или поднять руку). Затем он произносит ряд звуков и дети выделяют только свой звук.
4. «Поймай звук»
Педагог показывает детям определённый символ звука. Затем он произносит ряд звуков с многократным повторением заданного звука, а дети, услышав нужный, «ловят» его хлопком в ладоши.
5. «Скажи наоборот»
Педагог произносит 2 звука, например, А – О, а ребёнок произносит наоборот - О – А.
Усложнение: использовать цепочку из 3 звуков и более.
Уважаемые родители! Наша общая задача состоит в том, чтобы научить ребёнка правильно воспринимать, произносить и различать звуки речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонематический слух - основа правильной речи
Материал для родительского уголка. Рекомендации по развитию фонематического слуха....
Фонематический слух - основа правильной речи.
Памятка для педагогов и родителей....
Фонематический слух-основа правильной речи
семинар-практикум для воспитателей. Теоретический и практическый блоки....

Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"
Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....

Фонематический слух - основа правильной речи
Хорошо развитый фонематический слух влияет на правильное произношение звуков, понимание речи окружающих в целом.В статье указаны какие игры на развитие этого слуха можно проводить с ребенком дома....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...


