"Роль игры в раннем детстве"
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Роль игры в раннем детстве
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре.
Общение в игре не бывает бесплодным для малыша.
Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
Направления игры с детьми:
Игры с предметами
Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3 лет – предметная игра. Ребёнок - маленький исследователь.
Только взрослые могут научить ребёнка увидеть мир красок, различать и называть форму и величину предметов, группировать, сравнивать предметы, называть их своим именем, выделять нужные свойства.
А обучать этому нужно в игре. В раннем возрасте в процессе практических действий с дидактическими игрушками (различные вкладыши, логические кубы), ребёнок практически знакомится с формой предметов. Малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (такой – не такой).
Общаясь с ребенком дома, на улице, обращайте его внимание, что нас окружают предметы разной формы. Рассматривая предметы называйте их, указывая цвет, форму, размер. Повторяйте это много раз. Позже ребёнку будет легче запомнить, просите показать предметы той или иной формы.
К 3-м годам нужно учить ребёнка обследовать геометрическую фигуру зрительным и двигательным анализатором (глазами и обводить пальчиком).
Поэтому для ребенка до 3 лет необходимы игрушки:
- для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие (разнообразные пирамидки и т.п.);
- для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;
- для прокатывания;
- образные с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией);
- разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур, резко различающихся по форме (шар, куб).
Моделирование, конструирование
К 2-3 годам ребенок более осознанно занимается с конструктором, воспринимая его, однако, скорее как вспомогательное средство для игры, чем собственно игру. «Мне нравится играть с конструктором, потому что я могу из деталей сделать дом для мишки», - вот логика игры малыша.
Помощь взрослых – обязательное условие в играх с конструкторами. Кто, если не папа, покажет возможности конструктора, научит строить, собирать, компоновать. Но важно стремиться к самостоятельности: сначала – постройки по образцу (сделай как папа), потом – заданные постройки (построй домик), далее – свободная игра с конструктором.
При регулярном занятии конструированием и моделированием к концу 3 года ребенок:
-узнает и правильно использует разные строительные детали (кубик, кирпичик, цилиндр и др.);
-экспериментирует с расположением предметов, например, из одних и тех же деталей то мостик построит, то забор;
-строит не абстрактные сооружения, а конкретные постройки для игры, к примеру, гараж для машинок, дом для куклы и т.п.;
-может подбирать дополнительные элементы для сюжетной игры со своими постройками, пытается соотносить их по размеру;
-понимает разницу между деталями разных конструкторов, умеет их сортировать.
Сюжетно – ролевые игры
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно - ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Сюжетно-ролевая игра – это сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главную роль субъекта творца, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков, каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он - участник интересных и привлекательных событий.
Дети играют в «дочки-матери», в шоферов и летчиков, в детский сад, в больницу. Но один и тот же сюжет может быть разыгран по-разному.
Театральные игры
Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, учат искренне сопереживать: радость, печаль, гнев, тревогу.
Родители могут стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье.
Игрушки,
которые должны быть у ребёнка к 2-3 годам:
- сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.);
- двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки);
- строительные наборы (разнообразные башенки, матрёшки);
- дидактические (разные настольные игры).
Памятка для родителей
по организации игровой деятельности детей дома:
- Приучать детей хранить игровые предметы аккуратно в специально отведенном месте.
- Поощрять детей за успехи в игре – словом, похвалой, оценкой, баллами, призами и т.д.
- Вводить в игру предметы – заместители (нитки, катушки, спичечные коробки и др.).
- Учить детей играть с новыми игрушками, самим включаться в игру.
- Не создавать обилие игрушек в игровом уголке, лучше иметь разнообразные по виду игрушки (лото, шашки, мозаики и др.).
- Убирать периодически игрушки и выставлять их.
- Использовать бытовые ситуации, как сюжет для игры (стирка, уборка и др.)
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. Она имеет большое значение для развития внимания, памяти, мышления, воображения, т. е. тех качеств, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.
Помните – игра прекрасный источник укрепления психического, духовного, телесного и эмоционального самочувствия ребёнка. Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"РОЛЬ ИГРЫ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА"
Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребенок учится мыслит...

Развитие в отечественной психологии идей Льва Семеновича Выготского " Роль игры в дошкольном детстве"
Развитие в отечественной психологии идей Льва Семеновича Выготского" Роль игры в дошкольном детстве"...

Консультация для воспитателей «Становление игры в раннем детстве»
Период 1-3 года – это период охватывает совсем небольшой временной интервал, однако какие важные изменения происходят с малышом за эти два года. За это короткое время дети овладевают элементарны...

Общение. Его роль в развитии ребёнка раннего возраста, формы, средства. Сотрудничество — как форма организации общения в раннем детстве.
Презентация по теме:"Общение. Его роль в развитии ребёнка раннего возраста, формы, средства. Сотрудничество — как форма организации общения в раннем детстве."...

Статья на тему: Роль игры ребенка раннего возраста
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 48 Калининского района Санкт-Петербурга Статья на тему: "Роль игры ребенка раннего возраста"...
Роль игры в дошкольном детстве
Ведущая деятельность дошкольника- сюжетно-ролевая игра. Но игра не рождается случайно. развитие игры имеет закономерности....

Статья на тему "Возникновение и развитие игры в раннем детстве"
В статье рассматривается особенности зарождения игры в раннем возрасте. Данная тема актуальна, так как в процессе игры ребёнок адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взросл...
