Консультация для родителей "Учим детей читать стихи выразительно"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шакирьянова Алина Зуфаровна

Материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_chitat_vyraitelno.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Учим детей читать стихи выразительно»

            «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии

русского  слова, сердце преисполнится чувством изящного,

пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». 

В.Г.Белинский

          Как правило, выразительно читают стихотворения лишь несколько детей из группы, большинство же читает невыразительно. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос: можно ли обучать выразительному чтению в полном объеме всех детей и нужно ли это?

          Выразительное чтение  – это не врожденная способность человека, а навык, который можно выработать путем тренировок и упражнений. Но зачем это нужно? 

Читая и заучивая стихи с детьми, мы решаем следующие задачи:

  • укрепление памяти;
  • развитие  речи, воображения, мышления;
  • выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуко высотный рисунок, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе);
  • развитие творческих способностей ребенка;
  • расширение кругозора,  повышение уровня общей культуры;
  • воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.п.);
  • развитие чувства прекрасного.

        Особенность поэзии заключается еще в том, что она, подобно музыке, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека, что очень важно в современном мире. Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе. Лирическая поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма.

Признаки выразительного чтения:

  • умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
  • умение соблюдать интонации вопроса, утверждения и т.д., а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
  • хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
  • способность раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в стихотворении;
  • умение  показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
  • умение передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?

  • Стихотворение должно быть доступным. В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию.
  • Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение.

Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3 – 4 года – одно-два четверостишия, 5 – 7 лет – до пяти  четверостиший, в зависимости от проявляемого  ребенком интереса и уровня развития памяти.

  • Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных  моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.
  • Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития    поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка), этических и нравственных понятий.
  • Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки, прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.
    Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

Как учить стихи с детьми дошкольного возраста?

1. Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово.

           Если используется диалог, или повествование идет от лица какого-либо персонажа, то можно менять и тембр голоса. В некоторых стихах возможно обыгрывание звучания слов.

           Так, шипящие звуки – передают шелест травы, листьев, протяжные гласные – завывание ветра. Этот прием нужно использовать осторожно, подчеркивание звука должно быть небольшим.

           Можно использовать изменение скорости прочтения, связанное с содержанием. Быстрое проговаривание может сопровождать  быструю смену событий или высокую скорость действия, затягивание речи – нежелательное или затянувшееся действие.

2. Прочитайте ребенку стихотворение естественно и выразительно, прочувствовав настроение. Мы с удовольствием слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

3. Поговорите с ребенком о содержании, убедитесь, все ли он понял. При необходимости объясните новые слова. Важно, чтобы стихотворение  понравилось.

4. Предложите ребенку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. Не затрудняет детей и пофразовое повторение текста.

5. Затем можно перейти к целостному пересказу. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти.

6. Чтобы сохранить интерес у детей младшего возраста, можно рассказать стихотворение для разных игрушек по очереди или от лица мишки, зайки, кошки и т.п. Дети старшего дошкольного возраста способны хорошо принимать задачу, поставленную перед ними: выучить стихотворение.

7. Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной.

8. Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка. Длительность такого занятия с ребенком не должна превышать пяти минут. Лучше еще раз вернуться к стихотворению через некоторое время.

Выучили и забыли?

Постарайтесь сохранить интерес ребенка к стихотворению.

  • Попробуйте его рассказать по ролям или обыграть с игрушкой.
  • Выученное стихотворение дарите бабушке и дедушке на дни рождения
  • Используйте в домашних концертах
  • Вспоминайте в подходящей ситуации, наблюдая за погодными явлениями, животными, рассматривая растения и транспорт, любуясь игрушкой и вместе с ребенком выполняя работу по дому.

     

        Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.

Основные теоретические аспекты выразительного чтения.

          Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным.

           Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стихотворения и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

        Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя логическое ударение, паузу, интонацию.

            В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов.

Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении.

            В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинением звуков и др.

            При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.

Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения.

             Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

            Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость).

Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому

темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие

рассказчика.

           Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

         В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

         Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.

Выделяют следующие виды интонации:

·         Выразительная.

·         Повествовательная

        Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков.

·         Восклицательная

        Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения.

·         Интонация перечисления

        Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением

       Выразительность произношения зависит во многом от верного употребления:

·         логических ударений

·         пауз

·         интонации.

       Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве.

1. Создайте партитуру текста.

Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками

·         рост интонации (нисходящая или восходящая);

·         длину паузы (длинная, короткая, средняя).        

         Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы

сможете правильно воспроизвести интонацию.

2. Контролируйте дыхание.

         Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

3. Дикция — крайне важна!

         Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

        Важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом. Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

Разбираем текст по смыслу

1.    Выберите отрывок для чтения, близкий и понятный ребенку.

2.    Прочтите его вслух с нужным выражением.

3.    Спросите, о чем этот текст или стихотворение, с каким настроением его нужно читать. Желательно выбрать такое произведение, в котором интонация один или два раза изменяется, чтобы ребенок мог прочувствовать искусство выразительного чтения на этом примере.

4.    Расспросите его о героях произведения: понимает ли он их чувства, тревоги? Выразительное чтение предполагает как понимание читаемого текста, так и эмоциональную заинтересованность в тексте и том, как чтец его “подает”.

Первые занятия выразительного чтения лучше всего строить на интересных детских стихотворениях, например, историях из жизни школьников. Тогда детям будет проще понять, с каким выражением нужно читать текст.

Дыхательная гимнастика

      Дыхательная гимнастика позволяет научить размеренному и экономному расходованию воздуха во время речи, своевременному наполнению лёгких незаметно, без рывков.

1.    Узкую полоску бумаги представляем свечой и дуем на неё так, чтобы дыхание было ровным и без резких колебаний.

2.    Представляем, что нюхаем цветок: постепенно втягиваем в себя воздух, наполняя им грудную клетку.

3.    Ловим комаров: при вдохе руки разводятся в стороны, а при выдохе постепенно «чтобы не спугнуть нашего комара», сводятся обратно. Хлопок ладонями, и никто над ухом не пищит. При таком дыхательном упражнении во время выдоха дети произносят звук «ззззз».

          Управление дыханием позволяет контролировать свой голос, для тренировки которого тоже есть свои приёмы.

1.    В положении сидя, прямо держа голову, на глубоком вдохе произносим плавно и протяжно согласные звуки «мммммм», «ннннн», «лллллл», затем включая в протяжное пение гласные звуки «лллааа», «мммиии», «ннннууу» и другие, какие вам больше нравятся. При этом волной повышаем – снижаем – повышаем тембр голоса.

2.    В том же исходном положении произносим слоги кратко «не, ни, му, ма, ля, лю», делая меду ними паузы и постепенно увеличивая темп.

3.    Включаем обезьяну, для чего встаём перед зеркалом и поднимаем-опускаем вытянутый язык, с открытым ртом крутим языком, касаемся верхних и нижних зубов.

Для развития дикции и речевого аппарата будущего умелого чтеца активно применяют и скороговорки.

         Надеюсь, что вы примите к сведению  приемы и методы, для правильного заучивания стихотворений с детьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребёнка читать стихи выразительно

Консультация для родителей, которая может помочь им научить ребёнка читать стихи выразительно....

"Как научить детей читать стихи выразительно "

В данном материале рассмотрены противоречие между возможностями детей и частыми случаями невыразительного чтения стихов, важность развития интонационной выразительности у дошколят.  Даны рекоменд...

Консультация"Как научить детей читать стихи с выражением"

Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, но будет полезна и родителям....

Памятка «Как научить детей читать стихи выразительно»

Данный материал адресован родителям и педагогам, которые занимаются с детьми дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Как научить ребёнка читать стихи выразительно»

Как по-разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем то...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Как научить ребёнка читать стихи выразительно»

Цель мастер - класса: Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по формированию звуковой и интонационной культуры речи детей...

Памятка «Как научить детей читать стихи выразительно»

Родителям и педагогам, которые занимаются с детьми дошкольного возраста....