Буклет по развитию речи детей 3-4 лет
консультация (младшая группа)
Что считается «нормой» в 3-4 года? (Возрастные особенности)
Давайте поговорим о том, как обычно говорит ребенок в этом возрасте.
· Словарный запас: Активный словарь быстро растет и может составлять уже 1000-1500 слов. Ребенок начинает использовать не только существительные и глаголы, но и прилагательные (большой, маленький, красный), наречия (тут, там), местоимения.
· Грамматика: Дети строят простые предложения из 3-4 слов («Я хочу играть кубиками»). Они еще могут делать смешные ошибки, неправильно употреблять мн ч, падеж. Это нормальный этап, ребенок экспериментирует с языком.
· Звукопроизношение: В этом возрасте абсолютно нормально, если ребенок не выговаривает сложные звуки – [Р], [Л], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]. Их время наступит позже. Сейчас мы следим, чтобы были чистыми гласные и простые согласные звуки: [П], [Б], [М], [Т], [Д], [Н], [К], [Г], [Х], [Ф], [В]. Мягкие варианты этих звуков тоже обычно осваиваются («Киса», «мяч»).
· Связная речь: Малыш может ответить на простой вопрос, рассказать, что он видит на картинке, попросить о помощи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 83.52 КБ |
Предварительный просмотр:
1. «Что бывает….? Какое бывает…?» Начните игру словами: "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…).. Или наоборот: "Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах. "А может мячик быть одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?" Или так: Что бывает круглое? Что бывает острое? Что бывает жидкое? Что бывает длинное? Что бывает пушистое? Что бывает твердое? Что бывает квадратное? Что бывает ароматное? Что бывает синее? И так далее… Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов. 2. «Что сначала, что потом» Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками. Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа: -сначала чай наливают, потом пьют -сначала человек ложится спать, потом встает -сначала самолет взлетает, потом… Или много предметов на одно действие: "Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …" "Едет - машина, поезд, велосипед, …" "Тает - мороженое, лед, …" Пальчиковые игры Срока белобока - эта старинная игра, однако, до сих пор популярна и любима малышами. (Водя пальцем по ладошке малыша) Сорока-белобока, кашку варила детей кормила (трогая каждый пальчик в отдельности) Этому дала, этому дала.. А мальчику-спальчику (мизинцу) ничего не досталось Пальчики-мальчики (поочередно загибая каждый пальчик, начиная с мизинца) Этот пальчик - в лес пошел Этот пальчик - гриб нашел Этот пальчик - леденец Этот пальчик - огурец Этот пальчик - много ест, оттого и молодец. Прогулка (начинаем большим и указательным по столу "шагая") Раз, два, три, четыре, пять, Мы пошли во двор гулять Тут увидели собаку, там увидели кота, А потом пришла корова - разбежались кто-куда. (Используйте известные стишки, собирая по одному пальчику в кулачок) Мы делили апельсин, Много нас, а он один, Эта долька - для ежа, Эта долька - для чижа, Эта долька - для крота, | Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл: сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить. И т.д. 3. «Что будет, если…» Еще одна устная игра. Вы задаете вопрос - ребенок отвечает. "Что будет, если я встану ногами в лужу?" "Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями. 4.«Что можно делать с …? С чем можно делать… ?» Вы начинаете: "Мячик можно кидать, катать, ронять , отбивать его ногой, ракеткой, а еще…", "Воду можно пить, ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще..." - ребенок продолжает. Или: "Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу… "Пить можно воду, молоко, сок, а еще…". Или: Чай пьют, а печенье едят. На кровати лежат, а на стуле сидят. Рубашку шьют, а шарф … Котлеты жарят, а суп…и так далее. Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете. 5.«Кто что делает?» . Начало может быть таким: "Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…." "Машина - едет, гудит, светит,…" "Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…" Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие: И лягушка, и зайчик - прыгают. И птица, и муха летают. И снег, и лед - тают. Эта долька - для бобра, А для волка - кожура! Он сердит на нас - беда! Разбегайтесь, кто - куда! Чистоговорки "да-да-да - в огороде лебеда", "ду-ду-ду - растут яблоки в саду", "ша-ша-ша - принесли домой ерша" "ту-ту-ту – пол чисто подмету" "жа-жа-жа - есть иголки у ежа" "чи-чи-чи - прилетели к нам грачи" "жу-жу-жу - я на солнышке лежу"...ну и так далее. | 6. «Что где? Кто где?» Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры: Что есть у нас на кухне? Где у нас стоит телевизор? И т.д. Потом "отправиться" в путешествие. Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве и так далее… 7. «Что внутри?» Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. дом - стол, шкаф - свитер, холодильник - кефир, тумбочка - книжка, пузырек - лекарство, кастрюля - суп, дупло - белка, нора – лиса… 8. «Угадай, кто это?» Взрослый называет несколько слов, описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь. Например: Серый, злой, зубастый, голодный. (волк) Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц) 9. «Один – много» Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка. "Стол - столы, кот - коты, ус-усы, дом- рот - … и так далее". Вариант: "Стол - много столов, нос - много носов, дочь - много дочерей , …" Сначала не старайтесь запутывать ребенка - давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе. МДОУ «Детский сад № 5 «Золотой ключик» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет: "Особенности развития речи детей раннего возраста"
Буклет: "Особенности развития речи детей раннего возраста"...
Буклеты по развитию речи детей дошкольного возраста
Дорогие родители! Вы первые и самые важные учителя Вашего ребёнка. Первая его школа - Ваш дом – окажет огромное в...

Буклет "Особенности развития речи детей раннего возраста"
quot;Особенности развития речи детей раннего возраста"...
Буклет по развитию речи детей дошкольного возраста
В буклеле родителям рекомендованы игры по развитию речи детей...






