Консультация для родителей «Игрушки в жизни ребёнка».
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей
«Игрушки в жизни ребёнка».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игрушки в жизни ребёнка».
Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны личности ребёнка. Этим объясняются воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Игра — важное средство умственного воспитания ребёнка. В ней умственная активность детей всегда связана с работой воображения, которое проявляется и развивается в поиске средств для выполнения задуманного. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.
Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он будет лишён увлекательной игры.
Как не возможно представить ребенка вне игры, так почти ни одна игра не обходится без игрушки. Она помогает уточнять, осмысливать представления ребенка об окружающем и способствует развитию ее сюжета. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой.
Игрушка – это специально предназначенный предмет детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает ребенка к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, ребенку нужна кукла, врачом – халат и атрибуты для игры, шоферу минимум как руль. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать сою роль. Правильно подобранная игрушка – серьезное дело.
Игрушка для ребёнка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Современные же игрушки не оставляют места для домысливания сюжета.
Все игрушки, независимо от их классификационной принадлежности, нужно группировать так, чтобы они своими размерами соответствовали друг другу, росту ребенка и тому предметному стационарному окружению, в котором ребенок играет. Так, например, сидя за столом, ему удобнее играть маленькими игрушками, устойчивыми, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игры на полу нужны более крупные игрушки соразмерные с ростом ребенка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, а для игр в песке лучше средние по размеру; мелкие игрушки для двора не годятся.
Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребенка, с его стремлениями к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми. Для детей трех лет нужны игрушки, которые позволяли бы по возможности точно отображать близкие им жизненные ситуации. Поэтому, если купили куклу, то и кровать для неё должна быть, и стул, и стол, и чашка из которой ребёнок сможет «напоить» её чаем. Все игрушки, которые ребёнок использует в сюжетно - обозрительной игре, обязательно должны быть похожи на настоящие предметы и соотноситься одна с другой по величине в соответствии со своими жизненными прототипами. Желательно, чтобы новые игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры и побуждает его к "общению" с новой игрушкой.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.
ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!
Каждая игрушка рассчитана на определённый возраст. Если ребёнка 2-3 года, то вполне удовлетворит машинка с нарисованными на ней частями, то ребёнку 6-7 лет играть с такой машинкой будет неинтересно.
Чем младше ребёнок, тем крупнее должен быть материал для строительных игр. В возрасте 6-7 лет крупный строительный материал обязательно надо дополнить мелким.
Ребёнок не играет всеми игрушками сразу, поэтому время от времени убирайте некоторые из них. Когда эти игрушки появятся снова, он будет рад им, как новым.
Прежде чем покупать игрушку, подумайте, какую пользу она может принести. У подвижного ребёнка должны быть спортивные мячи, скакалки и т.д., но ему также необходимы игрушки, воспитывающие усидчивость, сосредоточенность (мозаика, пазлы, конструкторы, всевозможные наборы ручного труда).
Приобретая игрушки, учитывайте склонности детей, но не всегда руководствуйтесь только их интересами. Предлагая ребёнку разные игрушки, мы пробуждаем у него разнообразные интересы.
Необходимо научить ребёнка «пользоваться» игрушками. Лучшие игрушки те, которые можно комбинировать всякий раз по-новому. Это куклы и разные комплекты одежды к ним, мебель, посуда, 2-3 машинки различного назначения, игрушки-животные, строительный материал, конструкторы, наборы для тематических игр: «Парикмахерская», «Доктор», «Маленькая хозяйка», «Учись шить», «Сделай сам» и многие другие.
Внимательно присмотритесь, как играет ваш ребёнок. Если он просто перекладывает игрушки с места на место, помогите ему организовать игру.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КАК ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ИГРУШКУ?»
В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности, а какая игра
без игрушек? С помощью игры и игрушек ребѐнок исследует окружающую действительность, воплощает свои творческие способности, выражать свои чувства, учат общаться и познавать себя.
Как чаще всего происходит выбор игрушки? В основном спонтанно:
ребѐнок увидел игрушку и захотел, а взрослые не находят сил спорить с
мнением ребѐнка: «Куплю, только замолчи!», либо родителям понравилась игрушка, при этом они обращают внимание на внешний вид, цену, размер, а не на развивающий потенциал и полезность данной игрушки. А даже если и смотрят аннотацию, то не всегда задумываются, что производитель может написать всѐ, что хочет. Еще один вариант - «у меня в детстве такой игрушки не было, пусть хоть у моего ребенка будет». А может, это ваше счастье, что у вас такого не было?
Отсутствие тех или иных ценностных ориентиров у производителей и
потребителей на рынке игрушек ведѐт к их бессмысленному употреблению. Как результат: магазины «завалены» одинаковыми, а часто бесполезными и вредными игрушками, а нужные и важные для детского развития в малом количестве. Выбирая игрушку ребенку, важно учитывать не только привлекательный внешний вид и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект, ее значение для развития малыша. Естественно, давать такую оценку можно, лишь опираясь на объективные и научно обоснованные критерии.
Функциональные особенности игрушек.
Игрушка призвана активизировать детскую деятельность. Развивающее и образовательное влияние игрушки обусловлено, прежде всего, характером игрового действия. Делая выбор, взрослые должны представлять, что ребѐнок будет делать с этой игрушкой. Условно психологи выделяют:
- 1. Игрушки, с помощью которых идѐт освоение отношений между
людьми. Например, куклы, пупсы, различные животные (собаки, зайцы, мишки).
- 2. Игрушки, направленные на усвоение различных способов действия
с предметами. Например, домино, пазлы, мозаика, кубики.
К примеру, ребѐнок от 1 до 3-х лет овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер и расположение отдельных деталей. Поэтому малышам от года до трех необходимы, прежде всего, игрушки второй группы. А в дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, и тут не обойтись без игрушек первой группы.
Следует помнить и о физическом развитии и воспитании ребѐнка. Задача укрепления здоровья, формирования у малыша определенных физических качеств (силы, выносливости, ловкости, меткости) — один из важнейших аспектов в воспитании. Естественно, эта сторона детского развития воплощена во множестве специальных игровых пособий, и предполагает использование мячей, обручей, скакалок, кеглей. Так что, этот ряд игрушек должен быть выделен особо.
Выбирая игрушку для ребѐнка, нужно с одной стороны ориентироваться на его возраст (и главный тип деятельности), а с другой — стремиться к тому, чтобы в их распоряжении были игрушки всех видов, способствующие развитию различных сфер жизнедеятельности малыша.
Очень важно, чтобы вы показали и научили малыша обращаться с игрушкой. Иначе она будет пылиться в углу в комнате. И еще одно правило для родителей: игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена игрушками ребенок будет уверять вас, что играть нечем. Часть наскучивших, старых игрушек можно и нужно периодически от ребенка прятать, чтобы он о них забыл. И когда вы их опять достанете, он воспримет их как новые, игрушки снова будут «работать». А помимо этого, большое количество предметов перед глазами мешает ребенку сосредоточиться — он хватается то за одно, то за другое, а толком со всеми игрушками и не играет.
Критерии отбора
1. Простота и доступность. Часто взрослые думают, что чем больше разных свойств и качеств содержит в себе игрушка, тем лучше. Например, слонѐнок - кольцеброс на колѐсиках. Кажется, универсальная игрушка. Но — такое «разнообразие» лишь дезориентирует малыша. Он не знает, что нужно делать: возить слоника кидать кольца. На таком слоне ничего не перевезешь, на него ничего не положишь и никого не посадишь. Гораздо полезнее было бы «разъединить» функции и предложить ребѐнку две разных и понятных по своему назначению и по способу действия игрушки.
2. Возможность модификации. Только если игрушку можно разбирать и собирать, перемещать части, катать, извлекать звуки, малыш захочет с ней играть. Если в игре с предметом предполагается строго определенный способ употребления (например, заводные, механические, электронные игрушки), то игра будет просто времяпрепровождением, но не образовательной, активной, созидательной деятельностью. Поэтому игрушки должны быть достаточно простыми и вместе с тем гибкими, допускающими усложнение, вариативность и быть максимально открытыми для
преобразований.
3. Самостоятельность. Предмет игры выбран правильно, если он содержит понятные ребенку ориентиры для его самостоятельной деятельности. Например, пирамидки, матрѐшки, вкладыши сами «показывают» правильный способ действия с ними. Абсолютно новые, неизвестные и малопонятные предметы, не имеющие никакого аналога в личном опыте малыша, не дают «подсказки» для самостоятельных действий и, скорее всего, оттолкнут, чем вызовут желание играть.
4. Этический аспект. Игрушка должна максимально вызывать добрые чувства. Непозволительным является присутствие в ней качеств, провоцирующих ребѐнка на насилие, жестокость, агрессию, безразличное, объектное к живому.
5. Технические качества, прочность и безопасность игрушки. Помните!
Приобретение некачественной игрушки грозит вашему ребенку:
- отравлением токсичными веществами.
- аллергией.
- травматическими повреждениями.
- опасностью возникновения пожара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребёнка»
Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребёнка»...

консультация для родителей "Игрушки в жизни ребёнка"
В данной консультации воспитатель объясняет родителям какой должна быть игрушка и что такое антиигрушка. Как игрушки создают условия для развития ребёнка и,наоборот, могут принести вред ребёнку....

Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребёнка»
Консультация для родителей детей раннего возраста...
Консультация для родителей "Игрушки в жизни ребёнка"
Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны личности ребёнка. Этим объясняются воспитательные возможности игры, кото-рую психологи считают ведущей...
Консультация для родителей "Игрушки в жизни ребёнка"
Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны личности ребёнка. Этим объясняются воспитательные возможности игры, кото-рую психологи считают ведущей...

