Статья «Нейроигры: весёлая гимнастика для мозга ребёнка-дошкольника»
статья (старшая группа)

Лучший способ обучения для ребёнка — это игра. Некоторые игры — это не просто развлечение, а настоящая «зарядка» для мозга? Именно такие занятия называются нейроиграми.

Что такое нейроигры и зачем они нужны?

Проще говоря, нейроигры — это специально подобранные упражнения и игры, которые направлены на развитие высших психических функций мозга:

  • Внимание и концентрация
  • Память
    Мышление и логика
  • Речь
    Произвольность (умение управлять своим поведением)
  • Межполушарное взаимодействие (согласованная работа правого и левого полушарий)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Нейроигры: весёлая гимнастика для мозга ребёнка-дошкольника».

Лучший способ обучения для ребёнка — это игра. Некоторые игры — это не просто развлечение, а настоящая «зарядка» для мозга? Именно такие занятия называются нейроиграми.

Что такое нейроигры и зачем они нужны?

Проще говоря, нейроигры — это специально подобранные упражнения и игры, которые направлены на развитие высших психических функций мозга:

  • Внимание и концентрация
  • Память
    Мышление и логика
  • Речь
    Произвольность (умение управлять своим поведением)
  • Межполушарное взаимодействие (согласованная работа правого и левого полушарий)

В дошкольном возрасте (3-7 лет) мозг ребёнка невероятно пластичен. Он как губка впитывает информацию, и нейронные связи формируются с огромной скоростью. Нейроигры помогают создать прочный «фундамент» для будущего обучения в школе, делая мозг более гибким, стрессоустойчивым и способным к сложным задачам.

Правила успешной нейроигры:

1. Без принуждения. Если ребёнок не в настроении, не настаивайте. Игра должна быть в радость.

2. Регулярность. Лучше 10-15 минут каждый день, чем два часа по выходным.

3. Последовательность. Начинайте с простого, постепенно усложняйте задания.

4. Ваш пример. Самое лучшее — играть вместе с ребёнком! Это не только развивает, но и укрепляет вашу эмоциональную связь.

Несколько простых, но очень эффективных игр, для которых не нужны дорогие пособия.

1. Игры на развитие межполушарного взаимодействия:

Эти упражнения улучшают координацию, речь и способность к обучению.

  • «Ухо — нос». Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо (левое). Затем по хлопку одновременно меняем руки: правая — на нос, левая — на правое ухо.
  • «Зеркальное рисование». Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру и рисуйте на одном листе одновременно симметричные фигуры: круги, квадраты, бабочек, ёлочки. Это отлично синхронизирует работу полушарий.
  • «Робот». Давайте ребёнку команды, которые он должен выполнять одновременно: «Правой рукой погладь себя по голове, а левой похлопай по животу».

2. Игры на внимание и самоконтроль:

  • «Съедобное — несъедобное». Классическая игра, которая учит быстро реагировать и тормозить импульсивный отклик.
  • «Найди отличия» с движением. Покажите две похожие картинки. Когда ребёнок находит отличие, он должен выполнить простое действие: подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, присесть.
  • «Замри-отомри». Включите весёлую музыку. Пока музыка играет, ребёнок танцует, как только музыка замолкает — он должен замереть в той позе, в которой его застала тишина. Эта игра великолепно тренирует произвольность.

3. Игры на развитие памяти:

  • «Что исчезло?». Разложите на столе 5-7 предметов. Дайте ребёнку запомнить их. Попросите его закрыть глаза, а в это время уберите один предмет. Что исчезло?
  • «Коробка памяти». Соберите коробку с небольшими предметами (шишка, монетка, пуговица, камушек). Дайте ребёнку 30 секунд на запоминание. Закройте коробку. Попросите его назвать как можно больше предметов.
  • «Цепочка действий». Попросите ребёнка выполнить несколько действий подряд: «Подойди к столу, возьми красный кубик, положи его на диван и подпрыгни три раза». Постепенно цепочку можно удлинять.

4. Игры на развитие речи и мышления:

  • «Что бывает?». Вы бросаете ребёнку мяч и задаёте вопрос, а он ловит и отвечает: «Что бывает круглым?», «Что бывает холодным?», «Что бывает сладким?».
  • «Закончи слово». Вы говорите начало слова, а ребёнок его заканчивает. Например: «Ма-» (мама, машина, марка), «Со-» (сок, сова, сон).
  • «Запомни и повтори». Произнесите ряд слов (начинайте с 3-4) и попросите повторить в том же порядке. Можно усложнить: повторить в обратном порядке.

5. Сенсорные игры для успокоения и концентрации:

  • «Волшебный мешочек». В тканевый мешочек сложите разные на ощупь предметы: гладкий камень, шершавую щётку, мягкий помпон, холодную ложку. Ребёнок на ощупь должен угадать, что это.
  • Рисование на манке или песке. Рассыпьте манку на подносе — это прекрасный холст для рисования пальцами. Такое занятие успокаивает нервную систему и развивает мелкую моторику.

Не существует волшебной таблетки для развития. Но есть волшебный процесс — игра. Нейроигры — это инвестиция в счастливое и успешное будущее вашего ребёнка. Они не требуют много времени и денег, но дарят нечто гораздо более ценное: гибкий, любознательный и готовый к новым открытиям ум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Семья как первая социальная среда ребёнка - дошкольника».

Введение1. Основные задачи и принципы семейного воспитания.2. Технологии и методики семейного воспитанияЗаключениеСписок использованной литературы...

Статья на тему: Гимнастика мозга - как средство активизации умственной деятельности и интеллектуального развития дошкольников и младших школьников.

Учеными доказано, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарных взаимодействий. Основной период развития приходиться на дошкольный возраст. Обеспечить эффективное взаи...

Статья "Игры, направленные на сенсорное развитие ребёнка-дошкольника"

Статья Разенковой Е.В. посвящена теме сенсорного развития дошкольников с помощью игровой деятельности. В качестве примеров сенсорных игр приводятся задачи со счётными палочками....

Статья "Роль игры в развитии личности ребёнка - дошкольника"

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В ранние годы жизни ребенка игра явл...

Статья "Игрушка в картине мира современного ребёнка дошкольника".

Статья посвящена вопросам становления картины мира ребёнка. Особое внимание уделено игрушке как инструменту педагогического воздействия воспитывающего взрослого на процесс становления картины мира реб...

Нейроигры в работе с дошкольниками "Гимнастика для мозга".

Основная цель представленных игр – это развитие тонкой моторики рук ребенка, координации движений, стимулирование речевых зон коры головного мозга детей, и развитие высших психических функций....

Статья "Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка-дошкольника"

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности....