Статья "Роль игры в развитии личности ребёнка - дошкольника"
статья

Бурмистрова Мария Владимировна

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                        Бурмистрова М.В., воспитатель

                                                                                   ГБДОУ д/с № 83

                                                                         Красногвардейского района

                                                                                                   Санкт- Петербурга

Роль игры в развитии личности ребёнка - дошкольника

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность.

Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств. В чем же заключается значение игры, почему эта деятельность так необходима малышам?

-Играя, дети учатся творить и мечтать, создавать свою реальность: соединяя воедино мечты и знакомую им действительность, у детей активно работает воображение.

-Происходит познавательное, культурное, социальное, физическое развитие – детки воссоздают ситуации, отражающие взаимодействия людей в социуме, закрепляют свои представления о жизни.

 -Совершенствуются волевые качества, умение выстраивать, планировать свою деятельность, что является необходимым условием интеллектуального развития.

 -Совместная игра сближает, учит находить общий язык, вступать в контакт и поддерживать его. Первые друзья появляются у детей в играх.

-Формируются чувства, эмоции, появляется опыт самых разнообразных сильных переживаний, преодоления трудностей.

 -Обогащается, структурируется детская речь. Играя, дошкольник приходит к пониманию общественной сущности всех вещей – каждое действие, манипуляция, слово имеют смысл для какого-то человека.

 Постепенно у ребёнка складывается понятие о ведущей роли человеческих взаимоотношений.

Педагогика выделяет множество видов игр:

Подвижные – тренировка ловкости, быстроты, силы, а также желания побеждать, настойчивости,  волевых качеств.

Логические – помощь в подготовке к школе, важный этап становления памяти, усидчивости, умения искать нестандартное решение поставленной задачи.

Дидактические – пополнение словарного запаса, формирование связной речи, умения формулировать свои мысли, правильное отношение к различным аспектам жизни (природе, Родине, профессиям, людям разных национальностей).

 Сюжетно-ролевая игра как средство развития ребенка стоит на особом месте, являясь эффективным инструментом для формирования психических функций, мышления, воображения, эмоциональной сферы.
Воспитатели в детском саду имеют свои методические задачи по организации игровой деятельности:

-Включаться в детскую творческую игру, на собственном примере демонстрируя приемы игровой деятельности.

 -Корректировать способы развертывания сюжета и игровых действий в соответствии с возрастом.

-Формировать игровые умения, объяснять их смысл.

 -Следить, чтобы дети в игре отражали приобретенные навыки, представления, усвоенные модели поведения, мягко направляя ребят.

 -Внедрять дидактические игрушки, учить одушевлению, созданию сюжета.

 -Знакомить с настольными, подвижными играми, с правилами.

Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников.

 Игра также способствует интеллектуальному развитию ребенка. В игре ребенок действует с заместителями предметов - это заставляет его мыслить абстрактно.

Способствует также игра и развитию речи дошкольника. Если ребенок будет не в состоянии внятно и понятно для окружающих высказать мысль, то не сможет договориться с окружающими о правилах и условиях игры.

Наконец, игра способствует развитию личности ребенка в целом. Так, через игру дошкольник знакомится с манерой поведения и взаимоотношения взрослых и усваивает их.

Литература

1.Игра дошкольника  / Под ред. С.Л.Новоселовой. - М.: Просвещение. 1989. - 286 с.

2.Эльконин Д.Б.  Психология игры. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 360 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие личности ребёнка дошкольника на основе генднрного подхода в воспитании

Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойч...

Методический семинар "Развитие личности ребёнка – дошкольника через использование технологии исследовательской деятельности".

Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффекти...

Игры для успешного развития личности ребёнка дошкольника.

Игры,которые представлены в материале станут хорошими  помощниками воспитателям и родителям....

ЗНАЧЕНИЕ НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. В ...

Статья на тему "Подвижные игры и их значение в развитии личности ребёнка-дошкольника. Разнообразие подвижных игр".

Подвижные игры, что развивают подвижные игры, зачем нужны, какие бывают подвижные игры...

Методическая разработка по теме: «Развитие личности ребёнка – дошкольника в процессе игры»

классификация игр, какие бывают, что развивают, в каком возрасте, онтогенез игровой деятельности....