Главные вкладки

    Методический семинар "Развитие личности ребёнка – дошкольника через использование технологии исследовательской деятельности".
    опыты и эксперименты по окружающему миру ( группа) по теме

    Хасанова Ирина Владимировна

    Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

          Развитие личности ребенка через использование технология исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 

            В связи с внедрением  ФГОС в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии развивающего обучения, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень и посмотреть на идею обучения, ориентированного на развитие ребенка, как на основную цель.

        Замечательные слова для педагога нашего времени высказал известный американский психолог Джон Дьюи : «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра». Именно поэтому в своей педагогической деятельности стараюсь широко применять технологию исследовательской деятельности.  Еще в начале моего педагогического пути, мне очень понравилось изречение выдающегося педагога Л.С.Выгодского, которое и сейчас остается для меня актуальным «что чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других  равных условиях будет его творческая деятельность».

         Это же подтверждал опытный педагог, академик Н.Н. Поддьяков. Он считал, что «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь».

          Да и опыт работы показывает, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников. Ведь исследовательская деятельность близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи)  и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента идёт развитие познавательной деятельности,  психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных  умений. При этом я заметила, что исследовательская деятельность оказывает влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

          Технология исследовательской деятельности в ДОУ имеет ряд достоинств:

    1.Во-первых, способствует формированию интегративных качеств личности ребёнка.

    2.Обеспечивает интеграцию образовательных областей: познание, социально-коммуникативной, развитие речи, ФЭМП, художественно-эстетическое развитие.

    3.Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу к самостоятельному познанию окружающей действительности.

    Целью исследовательской технологии  является развитие познавательных

    способностей  старших дошкольников и создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.

          При этом решаются следующие задачи:

    1.Расширение кругозора детей  о предметах, явлениях, особенностях.

    2.Формирование способов познания путем сенсорного анализа

    3.Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения

    4.Развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции.

    5.Развитие умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, песочные часы и т.д.)

        Для решения этих задач  я использую такие методы и приемы, как

    • вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».
    • Использую схематическое моделирование опыта; рассматривание схем, таблиц, упрощенных рисунков.
    • детей заинтересовывает метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
    • Стараюсь решать с детьми проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании».
    • Особый интерес вызывают у детей экспериментальные игры.
    • часто применяю метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».
    • Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.
    • Провожу с детьми наблюдение природных явлений.
    • Часто использую различные энциклопедии.

         Учитывая, что детям особенно дошкольного возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Ведь самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

         Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию и исследованию я  использую в работе:

    реальные события: будь то яркие природные явления и общественные события.

    • События, специально «смоделированные»: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.
    • Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям.
    • Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней).
    • Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

         Применение технологии исследовательской деятельности имеет свои особенности организации. Я убедилась на практике, что

    • Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
    • Необходимо  речевое сопровождение дошкольников (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).
    • Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).
    • Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применение  адекватных способов вовлечения детей в работу.
    • Учёт чётких границ между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром.
    • Необходимо  учитывать  возрастных особенности детей.

          Опыт работы показал, что исследовательская, поисковая активность это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное само выражаться. Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. При этом наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Например, из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.

           Я всегда помню о том, что родители - это первые воспитатели детей. Поэтому работу по исследовательской  деятельности строю во взаимодействии с родителями.

           Проводилось родительское собрание, анкетирование и консультирование родителей с целью выявления отношения их к исследовательской  активности детей.

             В группе оформлен наглядно-информационный  уголок для родителей.

    Также в  нашем ДОУ прошёл конкурс «Лучший центр эксперименти-рования», в оснащении которого родители приняли непосредственное участие. Они помогали приобрести оборудование и пополнить необходимым материалом, способствующим удовлетворению познавательных интересов детей, самостоятельной и совместной с взрослым деятельности.    

           На диаграмме видно, что использование технологии исследовательской  деятельности способствует тому, что у детей  значительно прочнее, надёжнее стали знания о природе,  расширился их кругозор, они научились наблюдать за объектами,  овладели  системами эталонов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Целенаправленная   работа  способствовала тому, что дети научились анализировать, делать выводы, проводить опыты, самостоятельно находить ответы на заданные вопросы. У детей сформировалась  устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. Важно и то, что благодаря чрезвычайной гибкости детского экспериментирования дети научились устанавливать различные взаимосвязи, планировать свою исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами и перестраивать ее  в зависимости от полученных результатов.

         А на второй диаграмме видно как меняются интегративные качества у детей. Мои воспитанники стали более любознательными, активными, качественно овладели средствами общения, научились управлять своим поведением и планировать свои действия. Повысилась способность решать интеллектуальные и личностные проблемы, адекватные возрасту. Сколько радости, интереса и восторга появляется в глазах у детей благодаря использованию технологии исследовательской деятельности.

       Самое главное, использование этой технологии позволяет не «натаскивать», а развивать такие качества, которые помогут адаптироваться в новых условиях и успешно в дальнейшем преодолевать трудности. Рассказывать о технологии исследовательской деятельности, об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. На своем опыте я убедилась в том, что исследовательская  деятельность является наряду с игровой, ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят-любознаек и почемучек.

    И хочется закончить китайским изречением:

    То, что я услышал, я забыл.

                                              То, что я увидел, я помню.

                                              То, что я сделал, я знаю!

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                 

     

       

           

                 

                                                     

                       


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Развитие личности ребёнка – дошкольника через использование технологии исследовательской деятельности. Воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида Хасанова Ирина Владимировна

    Слайд 2

    «Мы обновляем страну, обновляем общество, меняем нашу жизнь, меняемся сами. И, по большому счету, все, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим сильнее всего. Для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас. Чтобы они были лучше, чем мы, чтобы смогли сделать то, что, может быть, не успеем сделать мы. Чтобы из их успехов сложилось успешное будущее нашей великой России. Я уверен, так и будет!» Д.А. Медведев

    Слайд 3

    «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра». Джон Дьюи «Чем больше ребёнок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность». Л.С.Выгодский

    Слайд 4

    «В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Н.Н.Поддьяков

    Слайд 6

    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

    Слайд 7

    Развитие интегративных качеств Любознательный, активный Контроль ошибок Овладевший средствами общения Способный решать интеллектуальные и личностные задачи Способный планировать свои действия Эмоционально-отзывчивый

    Слайд 9

    Цель: Развитие познавательных способностей старших дошкольников (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.

    Слайд 10

    А Расширение кругозора детей о предметах, явлениях, особенностях. Формирование способов познания путем сенсорного анализа. Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения. Развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции. Развитие познавательной активности, инициативности наблюдательности, умения рассуждать, выдвигать проблему, проявлять догадку и сообразительность в процессе их решения Развитие умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, песочные часы и т.д.) З Д А Ч И

    Слайд 11

    Методы и приемы : Вопросы и рассказы педагога. Схематическое моделирование опыта Метод «первой пробы» Проблемные ситуации Экспериментальные игры Метод наблюдений. Игровой метод. Элементарный опыт. Рассказы детей. Беседы.

    Слайд 12

    Реальные события

    Слайд 13

    Специально смоделированные события.

    Слайд 14

    Воображаемые события.

    Слайд 15

    События происходящие в жизни группы.

    Слайд 16

    Совместные опыты и исследования .

    Слайд 17

    ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Непродолжительность по времени. Речевое сопровождение дошкольников. Учет индивидуальных различий детей Учет права ребенка на ошибку Учет четких границ между обыденной жизнью и обучением Учет возрастных особенностей детей

    Слайд 18

    Познавательный интерес к экспериментально- исследовательской деятельности.

    Слайд 19

    Работа с родителями

    Слайд 20

    Содержание уголков экспериментальной деятельности .

    Слайд 22

    Показатель усвоения образовательной программы.

    Слайд 23

    Мониторинг интегративных качеств .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование духовно-богатой личности ребёнка – дошкольника через возрождение национальных традиций.

    Инновационная разработка проекта "Формирование духовно-богатой личности ребёнка – дошкольника через возрождение национальных традиций"....

    Методическая разработка по познавательному развитию с использованием технологии исследовательской деятельности

    Экспериментирование- один из важных видов познавательной деятельности дошкольников, так как является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены и задействованы  все пс...

    Развитие познавательной активности дошкольников посредством использования технологии исследовательской деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

    Развитие исследовательских способностей ребенка-одна из важнейших задач современного образования. Это и обусловило выбор этой темы....

    «Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через использования познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда»

    Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи — высокий уровень их речевой и познавательной активности....