Конспект ООД с использованием технологии исследовательской деятельности с использованием технологии исследовательской деятельности Тема: «Удивительный песок»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

эксперименты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok_podgotovitelnaya.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

с использованием технологии исследовательской деятельности

Тема: «Удивительный песок»

 (с детьми подготовительной группы)

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Материал: Баночки с песком, баночки с водой, ложечки, карандаши, магниты, лупы, штатив с воронкой. Пособие « Секреты неживой природы. Карты с изображением вариантов использования песка.

Ход мероприятия:

Воспитатель вносит « Волшебный мешочек», предлагает детям засунуть в него руку и на ощупь определить, что там находится. Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т.д.).

Воспитатель: А теперь ребята давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал правильно,  что в мешочке.

Дети: В мешочке песок.

Воспитатель: Ребята, а что такое песок?

Дети: песок – это полезное ископаемое.

Воспитатель: Сегодня вы будите исследовать песок, познакомитесь с его свойствами. А как вы думаете, где проводят исследования?

Дети: В лаборатории.

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в лабораторию, для того чтоб исследовать песок, ставить опыты. Но для того чтобы проводить исследование необходимо специальное оборудование. Какое оборудование находится у вас на столах?

 Дети перечисляют оборудование

Опыт № 1 Что какое песок, из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину и рассмотреть в лупу, опустить в песок магнит, на нем появятся мелкие частицы металла, рассмотреть их.

Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. В песке присутствуют частички металла, на ощупь песок шершавый.

Опыт № 2 Детям предлагается пересыпать сухой песок из одной баночки в другую, опустить в банку с сухим песком карандаш, поводить карандаш в разные направления.

Вывод: песок – сыпучий ,рассыпчатый, рыхлый.

 Опыт № 3 Взять горсть песка и пустить его струей в одну точку, образуется конус. Он растет в высоту, а у основания его площадь становиться шире, если долго сыпать, то образуются сплывы. Можно подуть на песок имитируя ветер, частички песка передвинутся.

Вывод: песок может двигаться.

Воспитатель: Правильно песок может двигаться. Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.

 (под музыку проводится физкультминутка) 

Это лёгкая забава —
Повороты влево - вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно.
(Повороты туловища вправо и влево)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать
. (Приседани.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно
. (Ходьба на месте)

Воспитатель: отдохнули, ну а теперь возвращаемся в лабораторию и продолжим исследовать песок.

Опыт № 4 В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Пронаблюдать, что произойдет. Песок осядет, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.

Вывод: песок тяжелый ,пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.

Опыт № 5 В воронку с песком наливаем воду, вода проходит через песок (надо отметить, что некоторое время вода держится на поверхности, затем она постепенно уходит вглубь. Если же воду налить в влажный песок, то вода просочится гораздо быстрее, так как воздуха между частичками нет. При попадании воды в песок он начинает менять свои свойства: плотный, вязкий, более темный, может приобрести форму.

Вывод: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды. Сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой.

На занятии при показе опытов используется  пособие « Секреты неживой природы».

Рассматривая каждое свойство песка, при помощи опыта, детям показывается модель изображения данного свойства. Карточки с моделями последовательно вкладываются в специальные кармашки. После выполнения всех опытов перед детьми «выстраивается лента», показывающая все свойства, которыми обладает песок (свойства которые были рассмотрены при помощи опытов).

Воспитатель: Ребята,  сегодня, «наш герой» – это песок. А где можно его встретить, где его можно применить?

Варианты ответов детей

Воспитатель: Показывает карточки с изображениями, где и как используется песок: в строительстве, при тушении пожара, для изготовления бетона, цементного раствора, при изготовлении стекла, посыпают дороги когда на улице гололёд, в медицине, песок используется дл игр, а так же песком можно рисовать