Формирование духовно-богатой личности ребёнка – дошкольника через возрождение национальных традиций.
проект (средняя группа) на тему

Жалнова Светлана Андреевна

Инновационная разработка проекта "Формирование духовно-богатой личности ребёнка – дошкольника через возрождение национальных традиций".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_razrabotka.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

г.Инсар МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко»

Воспитатель: Жалнова С.А.

Цель разработки: формирование духовно-богатой личности ребёнка – дошкольника через возрождение национальных традиций.

Актуальность проблемы :

  • национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору;
  • сохранение истории определяет будущее нашего народа, через народное творчество ребёнок может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию;
  • культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой часть его души.

Направления работы:

  • знакомство с устно-поэтическим творчеством мордовского народа;
  • народным декоративно-прикладным искусством, мордовскими народными играми;
  • фольклором и произведениями писателей Мордовии;
  • музыкой и музыкальным фольклором.

Формы и методы проведения занятий

Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей и используются различные формы обучения:

  • чтение мордовских сказок;
  • проведение мордовских подвижных игр;
  • проведение дидактических игр;
  • рассматривание игрушек, картин и иллюстраций;
  • вводные беседы и рассказ.

Результаты работы:

  • развиваю у дошкольников национальное самосознание, уважение к своему народу, его традициям, обычаям;
  • прививаю любовь к своей малой Родине, уважение к людям труда;
  • воспитываю и пробуждаю интерес к мордовскому языку и стремление общению на этом языке.

Мы живем в стране, где есть общий государственный язык – общий, на котором  мы можем говорить друг с другом, каким бы ни был наш родной язык. Окружающий нас мир многоязычен. Знать только один язык уже недостаточно.

Язык – это культура, история, обычаи, мировоззрение. Изучая языки и культуру, мы тренируем память, разум,  воображение, учимся сопоставлять, делать выводы, находить общее и различное. Современной эффективной обогащающей формой языкового образования во всем мире признано языковое «погружение»: в течение определенного периода все обучение ведется только на целевом языке.[4, с.7 ] Так в 2013году  на базе «Инсарского детского сада «Солнышко» во второй младшей группе создали пилотную площадку для реализации проекта «Языковое погружение дошкольников мордовскому (мокшанскому) языку. В данной группе  работаем втроем: два воспитателя и помощник воспитателя, все в совершенстве владеют мордовским (мокшанским языком).  С детьми разговариваем только на мокшанском языке. На вопросы воспитателей дети могут отвечать как на русском, так и на мокшанском  языке,  но стараемся стимулировать ответы на мордовском языке.

Если ребенок отвечает неправильно, мы не исправляем ошибку, а просто повторяем предложение правильно на мокшанском  языке. В помещении детского сада создана национальная изба, являющаяся мини-музеем, которая играет большую роль в этно-культурном воспитании детей,  в группе есть мордовский уголок, так же все оформление группы ведется на мордовском (мокшанском языке.  Меню вывешивается на двух языках.

Занятия по программе ведем исключительно на мордовском языке, также организационные моменты осуществляются на мокшанском языке. Изначально дети у нас ничего не понимали, мы параллельно с речью старались донести смысл при помощи жестов, мимики. После пребывания в языковом гнезде по истечении трех-четырех месяцев дети стали понимать основные организационные моменты: просились в туалет, просили попить, просили помощь у воспитателя.

На сегодняшний день хочу заметить, что уже видны результаты: дети понимают речь воспитателя, на некоторые вопросы отвечают на целевом языке. Также хочу заметить, что детям очень нравится разучивать стихи на мордовском, например «Сязьгата», «Ур», «Акша ловнясь», также  любят играть в подвижные  мордовские игры: «Ласькода цёраняти, стирняти…», «Оцю-ёмла», «Пиземня – шиня», «Яксярга».[1, с.45]

Используем в своей работе дидактические игры:  Речевой куб, (используем в ходе изучения тем «овощи и фрукты», «дикие животные» и др.), «Кто что делает?» («Кие мезе тии?»), «Кие сась?» («Кто пришел?»).[1, с.70]

29 ноября 2013 года на базе нашего сада состоялся межрегиональный семинар финно-угорских народов, мы провели мастер-класс по мордовской (мокшанской) сказке «Как собака друга искала», занятие проходило не полностью на мордовском языке, т.к. мы только начали свое участие в проекте,  мы вводили мокшанскую речь только частично.

В этом году, 6 ноября  также проходил семинар на базе нашего сада, провели занятие по ФЭМП: «Волшебнай арзяня» («волшебный сундучок»). Занятие проводилось полностью на мокшанском языке. Где дети понимали мокшанский язык и отвечали на целевом языке на вопросы: Какой цвет? Большой или маленький; Длинный или короткий, Какой формы предмет? Куда ходили? Что делали? Знакомились с куклой, к которой пришли в гости. С удовольствием выполняли задания. Ярко выражен был интерес детей к занятию.

На сегодняшний день с уверенностью можно сказать, что дети комфортно себя чувствуют в атмосфере погружения в языковую среду, легко воспринимают мокшанскую речь, отвечают на этикетные реплики воспитателя.  Опыт показывает, что «языковое гнездо» - это самый действенный и логически обоснованный способ организации языкового погружения для ребенка.

Список литературы

1.  Детям о Мордовии : методическое пособие / авт.-сост. Д 338 О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина. - Саранск, 2013. - 148 с.

2. «Педагогический родник» - № 1 - 2013 г. - 57 с.

3. «Педагогический родник» - № 2 - 2013 г. - 61 с.

4.  Протасова, Е. Ю., Родина, Н. М.  Многоязычие в детском возрасте. - 3-е изд. - СПб. : Златоуст, 2013. - 276 с.

5. Протасова, Е.Ю., Родина, Н.М. Русский язык для дошкольников: учебно-методическое пособие для двуязычного детского сада. - 3-е издание. - СПб. : Златоуст, 2013. - 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края» Устройство и украшение жилища в мордовской национальной культуре.

Конспект занятияпо ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края»Ус...

Методический семинар "Развитие личности ребёнка – дошкольника через использование технологии исследовательской деятельности".

Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффекти...

Презентация. Описание опыта работы "Возрождение национальных традиций посредством приобщения дошкольников к истокам русской культуры"

Приоритеты выбранные для возрождения национальных традиций. Что используется для освоения детьми народной культуры....

Описание опыта работы по теме:"Возрождение национальных традиций через приобщение дошкольников к истокам русской культуры".

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок как можно ...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через возрождение христианских традиций

материал для выступления на семинаре по духовно-нравтсвенному воспитанию...

Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения.

Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения. Аннотация. В данной статье описывается апробированная система работы с во...

«Формирование национального характера через возрождение народных традиций» из опыта работы

Гражданско - патриотическое воспитание всегда занимает важное место в работе с детьми. В предлагаемом материале опыт работы учреждения в данном направлении....