Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края» Устройство и украшение жилища в мордовской национальной культуре.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Артемьева Людмила Викторовна

 

Конспект занятия

по ознакомление с окружающим миром в средней группе

 

«Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края»

Устройство и украшение жилища в мордовской национальной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Департамента по социальной политике

Администрации городского округа Саранск

МУ «Информационно – методический центр»

Конспект занятия

по ознакомление с окружающим миром в средней группе

«Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края»

Устройство и украшение жилища в мордовской национальной культуре.

участницы городского этапа конкурса

«ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА – 2014»

АРТЕМЬЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ,

воспитателя

муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №16»

Саранск - 2014

Задачи:

-формировать дифференцированные представления об убранстве старинного мордовского дома, особенностях используемых материалов;

-развивать навыки применения полученной информации в игровой, изобразительной, речевой и других деятельности;

- систематизировать знания о современных предметах быта;

 -воспитывать интерес к жилищу мордвы;

-воспитывать у детей уважительное, бережное отношение к культуре мордовского народа.

 Предварительная работа.

  1. Рассматривание предметов крестьянского быта, макета такого дома, альбомов «Внутреннее убранство дома».
  2. Составление описательных рассказов о современных домах.
  3. Рисование на темы «Мой дом», «Моя комната».
  4. Пение колыбельных песен.

5. Дидактические игра: «Найди мордовский орнамент».

Оборудование: предметы быта мордовского старинного дома; домашняя мебель; мордовские орнаменты; кисточки, клей, салфетки.

Организационный момент

Воспитатель. Ребята, давайте встанем все в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете (тепло). Это тепло наших добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем своё тепло нашим гостям, повернемся к ним и скажем: «Здравствуйте». Этим словом мы желаем гостям и доброго здоровья.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, у нас сегодня необычное занятие. Мы отправимся в увлекательное путешествие в прошлое время, в детство наших бабушек и  дедушек, познакомимся с их жизнью. Ну что, согласны?

Дети. Согласны!

Воспитатель. Отправится в путешествие со мной тот, кто отгадает, что изображено на фотографиях. Я хочу предложить фотографии с видами города, а какого города мы постараемся узнать. Катя, какая фотография тебе понравилась? Что изображено на ней?

Дети. Вокзал.

Воспитатель. А где находится  такой вокзал?

Дети. В нашем городе.

Воспитатель. А ты Ваня как считаешь? Света, а ты какую фотографию выбрала?

Дети. Музей им. Эрзи.

Воспитатель. А где находится этот музей?

Дети. В нашем городе.

Воспитатель.  Детям предлагается 8-10 фотографий с достопримечательностями города. Ребята! А давайте назовём, как же называется наш город?

Дети. Саранск!

Воспитатель. Правильно, это город Саранск.  Город Саранск - это столица нашей республики. А может вы поможете мне и назовёте, а как называется наша республика?

 Дети. Мордовия.

Воспитатель. Молодцы, ребята.

 Воспитатель. Наше путешествие будет долгим, но интересным. Специально для него я приготовила волшебный платок. Если я встряхну им несколько раз, он вмиг доставит нас в прошлое. Только при этом надо произнести магические слова. Закройте глазки и слушайте.

Волшебный платок,

Лети в прошлые века,

Доставь нас

В желаемые времена.

Звучит спокойная мордовская мелодия. За это время воспитатель открывает ширму.

Воспитатель. Ребята, откройте глаза. Вот мы и в прошлом. Давайте зайдем в дом и представим, что здесь жили дедушки и бабушки. Как здесь красиво. Посмотрите на меня, я сегодня одела мордовский костюм, я хозяйка этого дома. Ребята, а скажите, ведь мой костюм где – то нужно хранить, так же как и другие вещи. Ребята, а где вы дома храните одежду?

Дети. В шкафу, на стеллажах и т. д.

Воспитатель. Правильно, но этих предметов в старину не было. Интересно, где же тогда наши предки хранили свою одежду? Я вам подскажу. В деревенских домах без этого предмета никогда не обходились. Он был самым главным, красивым, нужным и стоял обычно на самом видном месте в центральной части дома Кто назовет нам этот предмет?

Дети. Это сундук.

Воспитатель. Правильно в мордовских домах он занимал самое почетное место. Наши предки хранили свои вещи в сундуках.  Давайте повторим это слово. Ребята, А как вы думаете из чего можно сделать сундук?

Дети. Из дерева, из железа.

Воспитатель. Наш народ всегда был трудолюбивым. И мужчины и женщины владели разными видами промысла и ремесла. Старшее поколение приучало к ним свое потомство с детства. Мальчиков обучали отцы, а девочек - матери. Наши предки были настоящими мастерами, они занимались и обработкой дерева: делали сундуки и украшали их снаружи разными узорами. Давайте посмотрим, как украшен наш сундук. Какие части мы можем выделить?

Дети. Стенки, углы,  ручки, крышку, замок.

Воспитатель. Из чего сделаны ручки?

Дети. Из железа.

Воспитатель. Как вы думаете, почему?

Дети. Чтобы они не сломались.

Воспитатель. Правильно, у нашего сундука ручки тоже сделаны из железа,  значит,   они не сломаются.  Ещё у сундука есть крышка, как вы думаете, для чего нужна крышка?

Дети. Правильно, крышка защищает одежду от пыли. А почему мастера делали сундуки такими большими?

Дети. Чтобы вещей много вмещалось.

Воспитатель. Ребята, а давайте посмотрим, что есть у нас в сундуке?

(Воспитатель достаёт из сундука рубашки и варежки украшенные мордовским и русским орнаментом).

Воспитатель. Давайте поиграем с вами в игру «Найди мордовский орнамент». Посмотрите какие красивые рубашки, варежки. Перед нами стоит сложная задача нам нужно выбрать только те варежки и рубашки, которые украшены мордовским орнаментом.

Деятельность детей.

Воспитатель. А как вы догадались, что это мордовский орнамент?(Ответы детей).

Воспитатель .Правильно, молодцы вы справились и правильно выбрали изделия. На рубашках и варежках чудесные узоры, они называются мордовские национальные узоры.

Воспитатель.  Посмотрите какие у меня есть салфетки.

Дети рассматривают образцы, предложенные воспитателем.

Воспитатель.  Наши бабушки и дедушки всегда старались украсить свои жилища, поэтому в них было красиво и празднично. Чтобы и наш дом сделать краше, мы сейчас с вами украсим салфетки мордовским орнаментом. Посмотрите на салфетки, как называются элементы мордовского орнамента?

Дети. Ромбики, крестики, галочки.

Воспитатель.  Какого цвета узоры?

Дети. Красного,  черного.

Воспитатель.  Как расположены узоры на скатерти?

Дети. По центру, углам.

Воспитатель. Ребята, а вы сами хотите украсить салфетки?

Дети. Да

 Воспитатель. Прежде чем приступить к работе, разомнём наши пальчики.

Дедушка Рох

Посеял горох. – (имитация посева семян).

Землю пахал – (имитация рыхления земли).

 Тяжко вздыхал.

Когда убирал - пот утирал. – (вытереть лоб).

Когда молотил – (тереть кулак о кулак).

По пальцу хватил.

Зато когда ел, язык проглотил – (прикрыть рот ладошкой).

До того было вкусно.

Воспитатель. Давайте разложим узор на наших салфетках. Деятельность детей Звучит мордовская спокойная музыка, воспитатель по необходимости дает  советы, оказывает помощь.

Воспитатель. Ребята! Какие красивые салфетки получились. (Воспитатель с детьми раскладывают салфетки на стол). Ваня, тебе какая нравится салфетка? А тебе, Света? Ребята, вы такие молодцы! Все очень старались, выполнили работы аккуратно, помогали друг другу, Света молодец, и Ваня и др. А закончить наше занятие хочется такими словами: Мордовия - часть нашей славной России! Прекрасная родина светлой мечты. Не сыщешь нигде в мире края красивей. Об этом всегда помню я, помни ты.

Воспитатель. Ребята, мы сегодня побывали в прошлом у наших прабабушек и прадедушек, прикоснулись к истории нашего народа. Но  ведь надо еще вернуться в настоящее время.  (Достает платок) Ребята, давайте закроем глаза, мы возвращаемся.

                             Волшебный платок, лети в настоящие века,

                              Доставь нас в желаемые времена.

Звучит спокойная музыка, воспитатель закрывает ширму. Ребята, открывайте глаза, мы уже в нашем садике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе . На тему: "Транспорт".

Програмное содержание:  Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, выделять основные признаки (цвет,                   ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе, тема: «День космонавтики в детском саду»

12 апреля замечательный праздник — День Космонавтики. Когда-то космос казался недосягаемым, и вот уже через какие-то десятки лет туда сможет отправиться любой желающий. Может, это будут наши дети?...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: «Профессии моего города»

Путешествие по импровизированным станциям  познакомит детей с профессиями родного города....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "Егорьевск - мой родной город".

Конспект занятия для детей средней группы в игровой форме "Путешествие по городу Егорьевск"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В мире стекла».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В мире стекла».Задачи: познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное, хруп...

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....