Главные вкладки

    «Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через использования познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда»
    статья по логопедии (старшая группа)

    Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи — высокий уровень их речевой и познавательной активности.  В современных исследованиях понятие «речевая активность» рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: с одной стороны, это свойство личности, проявляющееся в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации; с другой — качественно-количественная характеристика речевой деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_eksperimenty.docx26.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья

    Тема: «Развитие речевой активности  у дошкольников  с ТНР через использования познавательно-исследовательской деятельности  в  работе учителя-логопеда»

    Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи — высокий уровень их речевой и познавательной активности.  В современных исследованиях понятие «речевая активность» рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: с одной стороны, это свойство личности, проявляющееся в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации; с другой — качественно-количественная характеристика речевой деятельности. Недостаточное развитие речевой и познавательной активности у детей с ТНР ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения — неумение устанавливать контакт с собеседником, договариваться, поддерживать беседу (Ю.Ф. Гаркуша, С.А. Миронова, Л.Г. Соловьева, Е.Г. Федосеева и др.). В свою очередь низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов (Л.Г. Галигузова, А.Г. Рузская, Т.В, Сенько, Е.О. Смирнова и др.).

    Обучение детей с ТНР состоит в побуждении их к речемыслительной активности в различных сферах индивидуальной и коллективной учебной деятельности, с использованием проблемных ситуаций, речевых игр, исследовательской деятельности, специальных упражнений, которые  обеспечат успешность формирования речевой и познавательной активности у детей на этапе подготовки к школе.  

    Традиционный подход в преодолении общего недоразвития речи  у детей дошкольного возраста чаще всего построен на получении ими разнообразной готовой информации. Ребенок воспринимает чужой опыт в соответствии со своими возможностями, что не развивает в полной мере его способности, мышление, познавательный интерес, умение ставить цель, достигать ее, самостоятельно открывать для себя новое.

    Большинство выпускников логопедических групп на выходе умеют читать, считать, владеет развернутой фразовой речью, знаниями и навыками в объеме программы массового детского сада и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть детей уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей.

    Развитие речевой  активности у детей с ТНР была и остаётся актуальной проблемой в настоящее время. Поэтому в качестве активизирующего средства  я решила использовать познавательно-исследовательскую деятельность, так как развитие речи и познание  тесно связаны между собой.  Познавательное развитие ребенка, развитие его понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления.

    Задачи использования познавательно-исследовательской деятельности:

    - расширить и актуализировать  представления об окружающем мире через элементы исследовательской деятельности, обогащать, активизировать и актуализировать словарь;

    -формировать грамматический строй речи;

    -формировать связную речь: монологическую и диалогическую;

    -автоматизировать поставленные звуки в речи;

    -развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать в процессе  познавательно    исследовательской деятельности;

    -развивать креативность, подвижность, вариативность и гибкость мышления, способность выдвигать гипотезы, находить решения поставленной задачи, делать вывод;

    -формировать способность  находить причинно-следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности;

    -фоспитывать самостоятельность и инициативность,  уверенность в собственных силах;

    -развивать у детей способность размышлять и экспериментировать со словом;

    Организацию  познавательно-исследовательской деятельности   осуществляла как часть  фронтальной,  индивидуальной коррекционно-образовательной  деятельности, а также в речевой студии  «Весёлая грамматика»  используя игры-эксперименты и  проблемное общение.  Была подобрана и изучена литература, сформирована картотека игр-экспериментов по лексическим темам,  которая была адаптирована для  работы в старшей группе компенсирующей направленности.  

    Пример игр-экспериментов по некоторым лексическим темам:

    Тема «Фрукты»

    Форма проведения: игра-эксперимент

    Материал: 2 тарелки закрытые салфетками. (2 яблока: одно зелёное, другое красное).

    Грамматический строй: подбор прилагательный, образование относительных прилагательных

    Связная речь: рассказ по собственным действиям

    Логопед: Отгадайте что на тарелке: «Круглое, румяное я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки?» Что это? Яблоки какие? Что можно приготовить? Как называется сок(варенье, компот) из яблок?

    Проблемный вопрос: не пробуя  яблоко,  как  можно определить какое из этих яблок на вкус сладкое, а какое кислое?

    Гипотезы детей: красное кислое, зелёное сладкое (ответы детей).

    Способ проверки: Дети пробуют  на вкус, находят правильный ответ, делают вывод: красное яблоко сладкое, зелёное кислое.

    Тема: Игрушки.

    Форма проведения: игара-эксперимент.

    Материал:  волчки красного, желтого цвета; красно-желтого, красно-фиолетового, сине-желтого.

    Словарь: волчок, красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, крутиться, вращается, смешивается, цвет.

    Грамматический строй: образование прилагательных с двумя основами.

    Связная речь: рассказ по собственным действиям.

    Проблемный вопрос: Почему волчок поменял цвет?

    Гипотезы:

    1.Волшебный волчок.

    2.Цвета смешались между собой при быстром вращении.

    Способ проверки: практическое манипулирование предметами.

     Педагог показывает детям красный волчок и уточняет его цвет, после чего «пускает» волчок. Аналогично проводится работа с желтым волчком.

    Затем детям демонстрируется красно-желтый волчок, уточняется цвет волчка, обращается внимание на то, что он двуцветный. Затем волчок «запускается». Дети наблюдают за волчком и изменением его цвета. Констатируют, что цвет изменился и стал оранжевым. Решают, почему это случилось.

    Вывод: Волчок поменял цвет, потому что при движении цвета слились в один.

    Практическое доказательство: На столах у детей краски, кисточка, вода, палитра, листок с нарисованными шариками. Педагог предлагает детям смешать на палитре два цвета: красный и желтый и установить, какой цвет получится при смешении данных двух. Дети устанавливают, что получился оранжевый цвет. Данным цветом они раскрашивают первый шарик на листке.

    Самостоятельная деятельность дошкольника:

    1.Наблюдение за действиями педагога при постановке проблемного вопроса.

    1. Выдвижение гипотезы.

    3.Проверка гипотезы на практическом опыте.

    4.Подведение итогов исследования.

    Самоанализ деятельности каждого ребенка: Что ты делал во время опыта? Что у тебя получилось?

    Тема: «Человек»

    Форма проведения: игра-эксперимент.

    Материал: баночки с экспериментальными образцами.

    Словарь: глаза, нос, уши, нюхать, ощущать, запах, аромат, приятный, неприятный.

    Грамматический строй: существительные именительный падеж множественного и единственного числа; творительный падеж (чем пахнет?)

    Связная речь: рефлексия о собственной деятельности во время опыта.

    Проблемный вопрос: Как можно узнать предмет?

    Гипотезы:

    1.Можно увидеть.

    2.Можно услышать.

    3.Узнать по запаху.

    4.Узнать на ощупь.

    Способ проверки гипотезы: практическое манипулирование предметами.

    На столе лежат предметы, коробки с предметами внутри; баночки с экспериментальными образцами для определения запаха – в крышках дырочки; предметы в пакете.

    Дети определяют, с помощью чего можно узнать предмет и доказывают свою гипотезу. Глаза помогают увидеть предметы – работа с предметами, расположенными на столе.

    Пытаются определить предметы в коробках (по звуку) – объясняют, как узнали.

    Затем дети закрывают глаза и им дают понюхать экспериментальный образец и попытаться узнать, что это за предмет или продукт, объясняют, с помощью чего узнали. Педагог обращает внимание детей на то, что запахи бывают приятные и неприятные, полезные и вредные.

    Дети пытаются определить, с помощью чего можно определить, какой предмет в мешке. Можно сыграть в дидактическую игру «Чудесный мешочек»

    Вывод: Предметы можно узнать с помощью частей тела и лица: глаз, носа, ушей, рук.

    Самостоятельная деятельность дошкольника:

    1.Выдвижение гипотезы.

    2.Проверка гипотезы на опыте.

    3.Подведение итогов исследования.

    Самоанализ деятельности каждого ребенка: Что ты делал во время опыта? О чем ты догадался?

    В ходе такой работы у детей повысилась речевая и познавательная активность. Дети стали активней вступать и поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми, договариваться, распределять действия при сотрудничестве. Повысился интерес к окружающему  миру. Научились анализировать, обобщать, сравнивать, находить решения проблемы, совершать открытия. Стали отвечать на вопросы полным предложением. Повысился уровень сформированности лексико-грамматических категорий ,звукопроизношения   и связной речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД :«Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста через использование развивающих игр В.Воскобовича«Путешествие в зимний лес»

    ДАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ БЫЛО ПОДГОТОВЛЕНО И ПРОВЕДЕНО В ХОДЕ РАБОТЫ РАЙОННОГО МЕТОД.ОБЪЕДИНЕНИЯ НА ТЕМУ"РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВОС...

    « Развитие речевой активности у детей через сказку»

    Проект "развитие речевой активности у детей через сказку"...

    Презентация "Развитие речевой активности и инициативности через игры-схемы по развитию речи".

    В презентации представлены дидактические игры из собственного опыта на развитие словарного запаса, на разитие речи....

    Методическая разработка (авторская) "Развитие речевой активности у детей с ТНР через использование современных инновационных технологий".

    Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел полноценной речью необходимо, чтобы он обладал определённой речевой активностью. Наиболее актуальна эта проблема для детей имеющих тяжёлые нарушения ре...

    Развитие познавательной активности у дошкольников через использование блоков Дьенеша.

    Развитие познавательной активности у дошкольников через использование блоков Дьенеша.   На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость...

    Развитие речевого творчества старших дошкольников через использование наглядного метода - мнемотехники.

        Чтобы достигнуть высоких результатов в формировании связной речи дошкольников, педагогам необходимо использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи,...