ЗНАЧЕНИЕ НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. В игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает. Игра – это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игры в этом возрасте должны быть направлены на развитие тех качеств, которые потребуются детям в школе: логики, умения вычислять, систематизировать и анализировать. Решить эти задачи могут настольные игры. Основным отличием настольно-печатных игр от других видов игр является то, что они проводятся за столом. В этих играх присутствуют несколько участников, определенные игровые правила и игровые действия. Настольные игры с давних пор популярны среди детей и взрослых. В них играли в Античном Риме и Древнем Китае. Педагоги признают, что их роль в развитии ребенка нельзя переоценить. Настольные игры – это лучший выбор для развлечения и обучения детей в ограниченном пространстве, в том числе и в группе детского сада. Они развивают не только ум, но и характер: прививают усидчивость, приучают соблюдать очередность ходов, играть по общим правилам, радоваться не только своей победе, но и победе друзей, воспринимать поражение в игре как этап, а не как жизненную трагедию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_nastolnoy_igry_dlya_razvitiya_lichnosti.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАЧЕНИЕ НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в большом объеме новых знаний. Им интересно буквально все. Их способ познания мира бессистемен, привести его к четкой схеме – задача взрослого. Самое лучшее, что мы можем сделать для развития своих детей в дошкольном возрасте – не мешать им играть. Иногда участвовать в играх, иногда превращать в игру текущие дела или прогулки, иногда просто не трогать его, если он увлечён. По выражению В.А. Сухомлинского: «Игра – это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности детей».
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. В игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает. Игра – это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игры в этом возрасте должны быть направлены на развитие тех качеств, которые потребуются детям в школе: логики, умения вычислять, систематизировать и анализировать. Решить эти задачи могут настольные игры. Основным отличием настольно-печатных игр от других видов игр является то, что они проводятся за столом. В этих играх присутствуют несколько участников, определенные игровые правила и игровые действия. Настольные игры с давних пор популярны среди детей и взрослых. В них играли в Античном Риме и Древнем Китае. Педагоги признают, что их роль в развитии ребенка нельзя переоценить. Настольные игры – это лучший выбор для развлечения и обучения детей в ограниченном пространстве, в том числе и в группе детского сада. Они развивают не только ум, но и характер: прививают усидчивость, приучают соблюдать очередность ходов, играть по общим правилам, радоваться не только своей победе, но и победе друзей, воспринимать поражение в игре как этап, а не как жизненную трагедию.
Психологи и педагоги считают, что именно настольная игра в наибольшей степени влияет на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Проводя время за увлекательным занятием, ребенок учится играть по правилам; ищет оптимальное решение поставленных перед ним игровых заданий; развивает речь, воображение, сенсорное восприятие; учится считать и решать элементарные математические примеры; тренирует память; развивает логическое мышление; становится более внимательным; учится быстро реагировать на изменения ситуации; тренирует мелкую и крупную моторику, координацию движений; развивает собственные коммуникативные навыки.
Мозг человека очень интересно устроен таким образом, что он ничего не забывает и все откладывает в свой, так называемый «портфельчик», все проигранные ситуации и качества у детей закрепляются, усваиваются, присваиваются ребёнком, и входят в привычку нормы поведения. Использование настольных игр в дополнительном образовании – кружковой деятельности, позволяет реализовывать поставленные задачи активно и широко.
В октябре 2017 г. начал работать кружок «Мир игры», целью которого является создание социальной ситуации развития у детей старшего дошкольного возраста через использование настольных игр. В своей работе руководствуюсь целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования (ФГОС ДО):
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре,
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх,
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя,
- ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
В процессе кружковой деятельности реализуются следующие задачи:
- познакомить детей с историей появление настольных игр;
- учить детей играть в настольные игры;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- формировать учебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.);
- развивать речь, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- развить умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).
В рамках деятельности кружка, мы с детьми знакомимся с различными настольными играми, историей их появления, модификациями и правилами. Игры подбираются в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Начиная проигрывать игру по предложенным правилам, адаптируем её к детям: усложняя или упрощая правила. Тем самым, делая игровой процесс более увлекательным и интересным.
Давайте посмотрим, как можно развивать детей с помощью настольных игр. Итак, мы с детьми познакомились со многими интересными и необычными играми: «Зоомагия», «Дженга», «Арена Сальвадора Дали», «Имаджин», «Собери портрет» и др., которые помогают формировать умение анализировать поступившую информацию, извлекать центральную идею, и на ее основе планировать дельнейшие действия.
Развивать логическое мышление, нам позволяют такие игры как: «Логический поезд», «Собери квадрат», «Арена Сальвадора Дали». Данные игры просты в применении, понятны детям и очень увлекательны. Например, собрать головоломку «Сальвадора Дали» с первого раза получится ни у каждого взрослого. Дети смотрят на мир иначе, чем мы, и поэтому пробуют более смелые варианты и, в итоге, добиваются цели. Игра «Логический поезд» позволяет параллельно с развитием логического мышления, учит искать и устанавливать причинно-следственные связи и взаимоотношение предметов друг с другом.
Для развития памяти и внимания, играем в «Собери и разбери», «Мемори», «Остров обезьян» и др. В игре «Мемори» ребенок познает окружающую действительность, учится сопоставлять и связывать явления, общаться. При этом, прекрасно развиваются память наблюдательность, тренируется умение сосредотачиваться. Попадая на «Остров обезьян», детям предстоит перемещать свою фигурку с лианы на лиану. Но делать это надо быстро, что бы опередить соперника и собрать все фрукты. Но без хорошо развитой памяти и внимания, сделать это крайне непросто. Игра приучает соблюдать очередность ходов и тренирует выдержку.
Играя в такие игры как: «Собери портрет», «Дорисуй за меня», «Волшебные фигурки» создаются условия для развития творчества, фантазии и воображения. Суть этих игр - не следовать готовым штампам и образцам, а искать как можно больше собственных, оригинальных решений, направлять свое воображение на поиск нового. Эти игры учат принимать чужое мнение, соотносить его со своим. Они вызвали большой интерес, о чем говорит использование игр в самостоятельной изобразительной деятельности детей.
В работе с детьми с нарушением речи важно использовать настольные игры, направленные на развитие речи: «Имаджин», «Жили- были», «Друг – Утюг», «Словодел». В эти игры наши дети всегда играют с желанием, интересом, неоднократным повторением. В общении со взрослыми и сверстниками, воспитанники проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Содержание игр, способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению.
Надо помнить, что любая настольная игра, так или иначе, направлена на всестороннее развитие ребенка. Изменяя правила (дополняя, усложняя, упрощая их), можно с помощью одной игры развивать совершенно разные стороны детской личности.
Активно используя настольные игры в своей педагогической деятельности, мы заметили определенные результаты: дети проявляют творчество в играх, самостоятельность, фантазию, переносят полученный опыт в повседневную деятельность, что помогает им самостоятельно справляться с возникающими задачами.
Настольная игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности.
Список литературы
- Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983.-192 с.
- Касаткина Е.И., Иваненко С.С, Реуцкая Н.А, Смирнова Н.А., Смирнова А.Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры - издательство Вологодского института развития образования, 2001.-46 с.
- Козак О.Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет»- СПб.: Издательство «Союз», 2002.-336 с.
- Красавина Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. Кн. для воспитателей детского сада и родителей.- М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.-160 с.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Марковой Т.А.- М.: Просвещение, 1982.-128с.
- Недопасова В.А. Растем играя: Пособие воспитателей и родителей .- М.: Просвещение, 2002.-94с.
- Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей.- Ростов н / Д: Феникс, 2005.-192с.
- Самоукина Н.В. «Игры в которые играют…» / Психологический практикум /.- Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997.-160с.
- ФГОС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие личности ребёнка – дошкольника в процессе проведения сюжетно – ролевой игры»
Материал для родителей и воспитателей...
развитие личности ребёнка дошкольника на основе генднрного подхода в воспитании
Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойч...
Игры для успешного развития личности ребёнка дошкольника.
Игры,которые представлены в материале станут хорошими помощниками воспитателям и родителям....
Статья "Роль игры в развитии личности ребёнка - дошкольника"
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В ранние годы жизни ребенка игра явл...
Статья на тему "Подвижные игры и их значение в развитии личности ребёнка-дошкольника. Разнообразие подвижных игр".
Подвижные игры, что развивают подвижные игры, зачем нужны, какие бывают подвижные игры...
Методическая разработка по теме: «Развитие личности ребёнка – дошкольника в процессе игры»
классификация игр, какие бывают, что развивают, в каком возрасте, онтогенез игровой деятельности....
" Значение театрализованной игры в развитии личности дошкольника"
Театрализованная игра- самая эффективная форма, способствующая формированию творческой личности ребенка...