Рекомендации родителям: «Взаимодействие с детьми различных темпераментов»
консультация
Темперамент – это индивидуальные особенности человека,
которые проявляются в определённой возбудимости,
эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и
быстроте протекания психической деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям:
«Взаимодействие с детьми различных темпераментов»
Темперамент – это индивидуальные особенности человека,
которые проявляются в определённой возбудимости,
эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и
быстроте протекания психической деятельности.
Очень редко можно найти ребёнка, у которого будет проявляться
исключительно один тип темперамента. Чаще всего у детей сочетаются
несколько типов темперамента, но лидирующую позицию занимает тот тип,
черты которого наиболее ярко выражены.
Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента:
Дети спокойного типа – сангвиники – с сильной, подвижной,
уравновешенной нервной системой. Они активны, имеют живую мимику,
пользуются жестами, говорят быстро и громко. У ребёнка – сангвиника, как
правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение без резких
переходов, свойственных холерикам. Особенность сангвиников – их лёгкая
приспособляемость к любым условиям. Дети этого типа легко вступают в
контакт с другими детьми, быстро находят товарищей. Общительность,
покладистость, жизнерадостность располагают к ним и взрослых.
важно проявление строгости, требовательности к ребёнку, контроль его
действий и поступков;
обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал
игрушки);
необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца с хорошим
качеством (не разрешать приниматься за второй рисунок, пока не окончен
первый);
целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить
заново. Главное, показать ребёнку конечный результат добросовестных
действий;
важно формировать у ребёнка устойчивые интересы. Не допускать
частой смены деятельности;
учить внимательно относится к товарищам, стремиться, чтобы
складывались прочные, устойчивые отношения.
Если у детей преобладают черты холерического темперамента:
Ребёнок возбудимого типа – холерик - имеет сильную, подвижную,
неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса
возбуждения над торможением. Все реакции ребёнка - холерика носят
выраженный характер. Ребёнок ярко проявляет эмоциональные реакции: не
просто смеётся, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость. Дети – холерики
любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководят ими,
пытаются руководить и взрослыми. Всё, что требует проявления активности,
легко удаётся детям этого типа, и наоборот – ситуации в которых надо
сдержать себя, ограничить свои желания, вызывают у них чувство протеста.
с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка;
говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно без
уговоров;
целесообразно ограничивать все, что возбуждает нервную систему
ребёнка: кино, телевидение, чтение;
все должно быть в меру. За 2 часа до сна только спокойные игры и
занятия;
необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание:
настольные игры (но не те, где соревнуются), конструктор, рисование, лепка
- все, что требует усидчивости;
воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами,
внезапными остановками "Замри", где он будет подчиняться;
приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать
говорящего, считаться с чужими желаниями, просить, а не требовать;
необходимо строго соблюдать режим дня.
Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:
Ребёнок – флегматик имеет сильную, уравновешенную, но
малоподвижную нервную систему. Дети-флегматики трудно засыпают и
просыпаются с трудом, после сна остаются некоторое время вялыми. Все
реакции таких детей имеют нечёткий характер: смеются негромко. Плачут
тихо, мимика слабо выражена, нет лишних движений, жестов. Речь тоже
неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между
словами. Прежде чем начать деятельность, следует период раскачки,
внешнего бездействия. Приступив к делу, флегматик способен длительное
время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий.
А вот внезапно прекратить то, что он начал, ему трудно, особенно в тех
случаях, когда предстоит заниматься не знакомым для него делом.
нельзя применять окрики, угрозы, поторапливание - это оказывает
тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;
не следует отстранять ребенка от той деятельности, которая требует
приложения усилий;
следует чаще хвалить его за скорые действия;
необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия
(полезны игры соревновательного характера);
следует побуждать ребенка к движению (гимнастика, подвижные игры,
плавание, бег); побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию - активизировать
его;
нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за
несколько минут о смене вида деятельности;
привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.
Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:
Дети со слабой нервной системой – меланхолики - отличаются
повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не
означает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на
слабые раздражители: быстро наступает утомление нервных клеток, слабые
процессы возбуждения и торможения. Меланхолик – это тип ребёнка, о
котором говорят, что «его не видно и не слышно». Он не кричит, а
попискивает, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно взирает на
желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не
требующую движений, ему не свойственно активно включаться в разговор,
демонстрировать свои знания и умения. Пассивность, утомляемость,
замкнутость, медлительность – основные недостатки ребёнка – меланхолика.
В тоже время они имеют такие ценные свойства. Как чуткость, отзывчивость,
устойчивость интересов, привычек.
нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в
тоже время приучать ребёнка не бояться небольшого шума, спокойно, без
тревоги относиться к новому человеку;
нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную
требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки;
целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается
внушаемостью. Говорить нужно мягко, но уверенно, определённо;
ребёнку полезно заниматься спортом;
необходимо разнообразить жизнь ребёнка;
надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми;
нужно развивать у него общительность;
необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по
отношению к нему доброжелательность, чуткость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для педагогов по взаимодействию с детьми разного темперамента.
В помощь педагогам....

Презентация: "Стратегии взаимодействия с детьми разных темпераментов"
Есть люди, которые верят в возможность выработки единой стратегии взаимодействия с людьми разных темпераментов ...

Рекомендации психолога по взаимодействию с детьми различных темпераментов
Статья содержит рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми различных темпераментов. Использование наиболее эффективных методов и приёмов воспитания, рекоменду...

Методические рекомендации для родителей: "Взаимодействие с детьми, имеющими задержку психического развития"
Проблема воспитания и развития ребенка с ЗПР чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной, эмоциональной, моральной и психологической дезадаптации всей семьи. Род...

Методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ»
Методы, направления , рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями....

Методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ»
Методы,направления , рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями...

Методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ»
Методы,направления , рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями...
