Рекомендации родителям: «Взаимодействие с детьми различных темпераментов»
консультация

Малышева Любовь Ивановна

Темперамент – это индивидуальные особенности человека,

которые проявляются в определённой возбудимости,

эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и

быстроте протекания психической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям:

«Взаимодействие с детьми различных темпераментов»

Темперамент – это индивидуальные особенности человека,

которые проявляются в определённой возбудимости,

эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и

быстроте протекания психической деятельности.

Очень редко можно найти ребёнка, у которого будет проявляться

исключительно один тип темперамента. Чаще всего у детей сочетаются

несколько типов темперамента, но лидирующую позицию занимает тот тип,

черты которого наиболее ярко выражены.

Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента:

Дети спокойного типа – сангвиники – с сильной, подвижной,

уравновешенной нервной системой. Они активны, имеют живую мимику,

пользуются жестами, говорят быстро и громко. У ребёнка – сангвиника, как

правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение без резких

переходов, свойственных холерикам. Особенность сангвиников – их лёгкая

приспособляемость к любым условиям. Дети этого типа легко вступают в

контакт с другими детьми, быстро находят товарищей. Общительность,

покладистость, жизнерадостность располагают к ним и взрослых.

 важно проявление строгости, требовательности к ребёнку, контроль его

действий и поступков;

 обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал

игрушки);

 необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца с хорошим

качеством (не разрешать приниматься за второй рисунок, пока не окончен

первый);

 целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить

заново. Главное, показать ребёнку конечный результат добросовестных

действий;

 важно формировать у ребёнка устойчивые интересы. Не допускать

частой смены деятельности;

 учить внимательно относится к товарищам, стремиться, чтобы

складывались прочные, устойчивые отношения.

Если у детей преобладают черты холерического темперамента:

Ребёнок возбудимого типа – холерик - имеет сильную, подвижную,

неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса

возбуждения над торможением. Все реакции ребёнка - холерика носят

выраженный характер. Ребёнок ярко проявляет эмоциональные реакции: не

просто смеётся, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость. Дети – холерики

любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководят ими,

пытаются руководить и взрослыми. Всё, что требует проявления активности,

легко удаётся детям этого типа, и наоборот – ситуации в которых надо

сдержать себя, ограничить свои желания, вызывают у них чувство протеста.

 с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка;

 говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно без

уговоров;

 целесообразно ограничивать все, что возбуждает нервную систему

ребёнка: кино, телевидение, чтение;

 все должно быть в меру. За 2 часа до сна только спокойные игры и

занятия;

 необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание:

настольные игры (но не те, где соревнуются), конструктор, рисование, лепка

- все, что требует усидчивости;

 воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами,

внезапными остановками "Замри", где он будет подчиняться;

 приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать

говорящего, считаться с чужими желаниями, просить, а не требовать;

 необходимо строго соблюдать режим дня.

Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:

Ребёнок – флегматик имеет сильную, уравновешенную, но

малоподвижную нервную систему. Дети-флегматики трудно засыпают и

просыпаются с трудом, после сна остаются некоторое время вялыми. Все

реакции таких детей имеют нечёткий характер: смеются негромко. Плачут

тихо, мимика слабо выражена, нет лишних движений, жестов. Речь тоже

неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между

словами. Прежде чем начать деятельность, следует период раскачки,

внешнего бездействия. Приступив к делу, флегматик способен длительное

время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий.

А вот внезапно прекратить то, что он начал, ему трудно, особенно в тех

случаях, когда предстоит заниматься не знакомым для него делом.

 нельзя применять окрики, угрозы, поторапливание - это оказывает

тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;

 не следует отстранять ребенка от той деятельности, которая требует

приложения усилий;

 следует чаще хвалить его за скорые действия;

 необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия

(полезны игры соревновательного характера);

 следует побуждать ребенка к движению (гимнастика, подвижные игры,

плавание, бег); побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию - активизировать

его;

 нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за

несколько минут о смене вида деятельности;

 привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.

Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:

Дети со слабой нервной системой – меланхолики - отличаются

повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не

означает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на

слабые раздражители: быстро наступает утомление нервных клеток, слабые

процессы возбуждения и торможения. Меланхолик – это тип ребёнка, о

котором говорят, что «его не видно и не слышно». Он не кричит, а

попискивает, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно взирает на

желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не

требующую движений, ему не свойственно активно включаться в разговор,

демонстрировать свои знания и умения. Пассивность, утомляемость,

замкнутость, медлительность – основные недостатки ребёнка – меланхолика.

В тоже время они имеют такие ценные свойства. Как чуткость, отзывчивость,

устойчивость интересов, привычек.

 нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в

тоже время приучать ребёнка не бояться небольшого шума, спокойно, без

тревоги относиться к новому человеку;

 нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную

требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки;

 целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается

внушаемостью. Говорить нужно мягко, но уверенно, определённо;

 ребёнку полезно заниматься спортом;

 необходимо разнообразить жизнь ребёнка;

 надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми;

 нужно развивать у него общительность;

 необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по

отношению к нему доброжелательность, чуткость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Стратегии взаимодействия с детьми разных темпераментов"

Есть  люди,  которые  верят  в  возможность  выработки  единой  стратегии  взаимодействия  с  людьми  разных  темпераментов ...

Рекомендации психолога по взаимодействию с детьми различных темпераментов

Статья содержит рекомендации для родителей   по взаимодействию с детьми различных темпераментов. Использование  наиболее  эффективных   методов и приёмов воспитания, рекоменду...

Методические рекомендации для родителей: "Взаимодействие с детьми, имеющими задержку психического развития"

  Проблема воспитания и развития ребенка с ЗПР чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной, эмоциональной, моральной и психологической дезадаптации всей семьи. Род...