Рекомендации родителям будущих первоклассников от учителя-логопеда.
консультация
На сегодняшний день большое количество ребят начальных классов имеют специфические ошибки при чтении и на письме (дислексия, дисграфия). Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.До поступления в школу родителям рекомендуется:
- Больше говорить с ребёнком. Ребёнку необходимо слышать правильную, чёткую, неторопливую, выразительную речь взрослого. Нужно добиваться полных ответов на вопросы, стараться дослушивать до конца.
- Обращать внимание ребёнка на окружающее его многообразие предметов и явлений. Это поможет расширить словарный запас и научиться правильно употреблять слова в речи.
- Развивать фонематический слух. Для этого можно использовать различные игры и упражнения, например, определять, какой звук слышится в начале, середине или конце слова, придумывать слова с заданным звуком.
- Развивать мелкую моторику рук. Это напрямую связано с развитием речи, так как во время письма, рисования, лепки и других видов деятельности, требующих использования мелкой моторики, активно задействованы речевые зоны головного мозга.
- Стимулировать ребёнка к самостоятельному рассказыванию. Это поможет развить связную речь и умение последовательно излагать свои мысли.
- Разучивать с ребёнком стихи и сказки. Это не только поможет пополнить словарный запас, но и разовьёт воображение и творческие способности.
- Играть с ребёнком в развивающие игры. Это поможет ему решать логические задачи, мыслить творчески и самостоятельно.
- Быть последовательными в своих требованиях. Не забывать, что ребёнок только учится и у него может что-то не получаться сразу. С пониманием относиться к его ошибкам и помогать их исправлять.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 70.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям будущих первоклассников от учителя-логопеда
Уважаемые родители воспитанников 6-7 лет!
Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. Неправильное звукопроизношение и другие речевые нарушения могут стать причиной нарушений письма и чтения в школе. Поэтому исправляйте ошибки детей, занимайтесь с ними!
Кроме этого, обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение»,без диалога-малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.
Упражнения для автоматизации звуков
- Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа может пойти насмарку: "недоавтоматизированные"звуки могут"потеряться" (исчезнуть из речи),тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
- Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
- По имеющимся пособиям и книгам (Коноваленко) прорабатываем следующие занятия на закрепляемые звуки или повторяем уже пройденные.
- Учите с ребёнком стихи. Помимо автоматизации звуков, это развивает слухоречевую память, необходимую для успешного обучения ребёнка в школе. Старайтесь учить хотя бы по одному стихотворению в неделю.
- Играйте с ребёнком в игру «Исправь мои ошибки»: произносите слова неправильно, ребёнок должен исправить Ваши ошибки.
Упражнения для развития фонематических процессов
- Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
- Придумывание слов с определённым количеством звуков.
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
- Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
- Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
- Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5
звуков.
- Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)
- Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк. и т.д.
- Еженедельно подбираете 6-7 слов и рисуете их звуковые схемы.
Напоминать, что гласные звуки – живут в красном замке - обозначаются красным цветом(красный квадрат); Согласные твёрдые – в синем, согласные мягкие – в зелёном. Гласные звуки отличаются от согласных тем,что,когда мыих произносим во рту нет преграды, воздух выходит свободно и их можно петь. Согласные могут быть твёрдыми и мягкими, звонкими (голосок работает) и глухими (голосок не работает).
Всегда твёрдые согласные: Ш, Ж, Ц.
Всегда мягкие согласные: Ч, Щ, Й.
Упражнения для развития слоговой структуры слова (слогового анализа и синтеза)
- Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове«молоток»?Какой1?2?3?).Выделять в слове гласные звуки! Помнить правило,сколько в слове гласных звуков,столько и слогов.
- Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
- Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
- Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).
- Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
Упражнения для развития навыков языкового анализа и синтеза.
- Подбираете предложения (не более 4 - 6 слов) и просите ребёнка посчитать количество слов в предложении. Если он затрудняется, сначала считаете вместе с ним.
- Просите называть в предложении первое слово, второе и т.д.
- Каждую неделю подобным образом отрабатываете не менее 10 предложений.
- Составление предложений из слов, данных вразброс.
Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи
- Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
- Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные,ласкательные формы и т.д.) (например,подбериподходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка,
- большая …).
- - Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
- - Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
- - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
- - У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
- - Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
- Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
- Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты. (Я пойду гулять, потому что...», «Миша играет с другом, хотя...)
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка
- Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
- Сочиняйте стихи, рифмы.
- Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
- Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно
описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
- Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.
Упражнения на развитие связной речи
- Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
- Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
- Расспрашивайте о важных для него событиях.
- Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
- Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
- Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составление предложений и текстов по заданным словам и т.д.
Упражнения для развития навыков чтения и письма
1.Читайте предложения, тексты по любой книге для чтения для детей 5 – 7 лет с крупным шрифтом, делением на слоги, ударениями, иллюстрациями. Задавайте детям вопросы по содержанию прочитанного текста.
2. Печатайте в тетради в клетку короткие слова,
предложения. НЕ УЧИТЕ С ДЕТЬМИ ПИСЬМЕННЫЕ БУКВЫ!!!!
3.Развивайте мелкую моторику. Не менее 3 раз в неделю раскрашивайте с ребёнком. Побуждаете его рисовать. Продолжать линии, узоры. Лепите, вырезайте, клейте.
УСПЕХОВ ВАШЕМУ РЕБЁНКУ В ШКОЛЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Учитель-логопед Ланина С.Г. Рекомендации родителям будущих первоклассников
Рекомендации родителям будущих первоклассников...

Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников. Советы учителя-логопеда для родителей.
На что нужно обратить внимание до поступления ребенка в школу. От чего зависит развитие речи ребенка?...

Рекомендации родителям детей первоклассников от учителя логопеда
Рекомедации логопеда родителям детей первоклассников...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Рекомендации родителям будущих первоклассников от учителя - логопеда на летний период.
Лето-активная пора для для детей. Игры , развлечения, прогулки на свежем воздухе.Но нужно не забывать, что полученные навыки на логопедических занятиях могут быть потеряны , если с ребенком,имеющим ди...
