Просвещение родителей по развитию интереса к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Леонтьева Нина Владимировна

 В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором, планшетом и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги.  И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри, да и родителям так удобнее.

Задача воспитателей — убедить их в пользе чтения детям. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Все дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения. И детские книжки пылятся на полках. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prosveshchenie_roditeley_umnichki.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Просвещение родителей по развитию интереса к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста

Актуальность.

  В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором, планшетом и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги.  И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри, да и родителям так удобнее.

Задача воспитателей — убедить их в пользе чтения детям. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Все дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения. И детские книжки пылятся на полках. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.

Цель: Приобщение их (родителей) к развитию у детей интереса к книгам и чтению художественной литературы.

Задачи: 

  • Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с художественной литературой;
  • Проведение пропаганды книги и литературных произведений среди родителей;
  • Организация совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности родителей и детей;
  • Вовлечение родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе.

Формы работы с родителями:

  • Познавательные (консультации, памятки, буклеты, родительские собрания)
  • Наглядно – информационные (стенгазеты, коллажи, выставки)
  •     Досуговые (развлечения, викторины, инсценировки)
  •      Беседы

      Одним из методов работы по просвещению родителей по развитию интереса к чтению художественной литературы являются консультации, буклеты, памятки. Для родителей были разработаны следующие консультации: «Как привить интерес к чтению и любовь к книге», «Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста», «Семейное чтение: возрождая традиции». Данные консультации были направлены на уточнение знаний родителей о пользе чтения книг дома, возрождении традиций семейного чтения. Так же были подготовлены для каждой семьи буклеты: «Воспитание сказкой» (данный буклет дает возможность родителям запомнить некоторые правила работы со сказкой), «Читаем вместе» (в нем информация о том, какую пользу приносит совместное чтение)

     В январе в нашей группе прошла неделя «Родительского чтения», педагоги попросили родителей принять участие в этом необычном мероприятии, родители читали детям произведения Пушкина, Чуковского, Носова. В родительском уголке были подготовлены информационные стенгазеты, коллажи с интересными сведениями об авторах.

      В феврале в нашей группе проходил мини-проект, посвященный памяти Александра Сергеевича Пушкина, в течении двух недель дети совместно с родителями заучивали стихи А.С., знакомились с его жизнью, для родителей в группе была вывешена стенгазета с интересными фактами его биографии, педагогами были разработаны индивидуальные информационные буклеты «В мире Пушкинских сказок». Родители приняли активное участие в создании   выставки рисунков по сказкам Пушкина, а также выставке книг. Они приносили из дома сказки Пушкина своего детства, рассказывали о своих любимых произведениях поэта. Завершающим этапом мини-проекта стало совместное развлечение детей и родителей, разработанное педагогами группы.

     Так же были использованы нетрадиционные формы работы с родителями по приобщению детей к ЧХЛ, например,  «Мобильная библиотека». Родители приносят в группу книги, которые читали вместе с детьми дома, и они им очень понравились. Данная форма работы может стать своего рода диагностикой читательского интереса детей и родителей. В феврале в нашей группе прошел «День Книгодарения», для привлечения родителей педагогами группы было создана стенгазета с интересными фактами об этом дне, родители с удовольствием согласились поучаствовать с детьми и создать так называемую «Мобильную библиотеку», где передали в нашу группу книги из дома, подходящие по возрасту, и совместно с педагогами ходили в младшую группу «Лучики», где мы также подарили книги, соответствующие младшему возрасту. Дети нашей группы читали наизусть стихи, рассказывали о своих любимых произведениях, когда они тоже были малышами.

     Чтение по ролям — один из вариантов сотворчества при чтении с ребёнком, когда взрослый и ребёнок участвуют на равных. Педагогами группы был запущен челлендж, в котором родители читали по ролям со своим ребенком, представляем вашему вниманию одно из таких видео.

В процессе такого чтения ребёнок начинает следить за текстом, смыслом прочитанного, учится говорить с выражением, тренирует внимание, память. Чтение по ролям можно использовать, если произведение уже знакомо ребёнку.

Такой вид чтения помогает привить ребёнку желание читать самостоятельно, развивает речь и творческое мышление. В помощь родителям мы подготовили консультацию «Как работать с текстом», где говориться, что после прочтения произведения нужно его проанализировать, найти и объяснить непонятные слова. Предложить ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.

       Для устойчивого интереса детей к поэзии, мы решили рассказать родителям о современной технике запоминания текстов – это мнемотаблицы. Цель таких бесед — рассказать родителям о том, как с помощью мнемотаблиц развивать речь и память детей, обучать составлению рассказов, пересказу текстов, отгадыванию и загадыванию загадок, заучиванию стихов.

      Были проведены индивидуальные беседы с родителями о том, как правильно знакомить ребенка с мнемотехникой. Для родителей была создана подборка мнемотаблиц для заучивания стихотворений, дома родители вместе с детьми из данного списка выбирали понравившиеся стихи и заучивали их наизусть. Также мы подготовили памятку для родителей «Что читать летом» со списком произведений рекомендованных к летнему прочтению.

       Данные просветительские мероприятия уже дают свои плоды, некоторые из наших выпускников записались с родителями в библиотеку.

        На этом наше просвещение родителей по данной теме не заканчивается, на следующий год в нашей группе мы хотим создать «Читательский клуб «Читаем всей семьей», в нашей копилке уже разработан сценарий мероприятия для родителей, посвященный развитию интереса к художественной литературе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста. Сочинение сказок, историй. Памятка для воспитателей ДОУ.

Методы работы по сочинению старшими дошкольниками сказок, историй. Тест, который могут провести сами родители....

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по приобщению к чтению художественной литературыдетей старшего дошкольного возраста средствамипознавательно-исследовательской деятельности...

Развитие читательских интересов и восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста по произведениям Н.Н. Носова

laquo;Николай Николаевич Носов»Николай Николаевич Носов (1908—1976, русский киносценарист, драматург, прозаик, лауреат Сталинской премии третьей степени. 100-летний юбилей...

Просвещение родителей по развитию интереса к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором, планшетом и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмо...

Просвещение родителей по развитию интереса к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста

Цель: Приобщение их (родителей) к развитию у детей интереса к книгам и чтению художественной литературы.Задачи:Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с художественной литерат...

Тема: Просвещение родителей по развитию интереса к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста

Цель: Приобщение их (родителей) к развитию у детей интереса к книгам и чтению художественной литературы.Задачи:Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с художественной литерат...