детское экспериментирование в старшем дошкольном возрасте
статья (старшая группа)

Кузнецова Ольга Михайловна

экспериментирование помогает детям лучше узнать окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_eksperimentirovanie_statya.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности детей, через  экспериментирование

Наблюдая за детьми, педагоги обратили внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование.

По мнению академика Н. Н.Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру , занятия, прогулку, сон. Многие воспитатели сталкивались с такой проблемой : дети плохо пьют молоко.

Разрешить эту проблему помогли сами ребята, создав вместе с Зайчиком- Любознайчиком замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп, желе, варенье. На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его  бросить в лужу, или положить в карман снежный комок и отнести в группу. С экспериментами и открытиями юных воспитанников педагоги на практике убеждаются в том, что  экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

 Начинать работу по экспериментированию необходимо с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы по данной проблеме. В группе должен быть создан Уголок экспериментирования, к оформлению и содержанию которых предъявляются определ6енные требования. Отношения воспитателей с детьми строятся на основе партнерства. Дошкольники на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если? ), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель- наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В  их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие  действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности(Н. Е. Веракса, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по экспериментированию (старший дошкольный возраст)

Программа кружка по экспериментированию "Чудеса своими руками"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования (старший дошкольный возраст) Тема: «В царстве камней»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию  с элементами экспериментирования(старший дошкольный возраст)Тема: «В царстве камней»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования (старший дошкольный возраст) Тема: «Листики осенние»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию  с элементами экспериментирования(старший дошкольный возраст)Тема: «Листики осенние»...

Сообщение на тему : Детское экспериментирование детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности..

Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum»,что переводится как «проба, опыт». экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем с...

Картотека экспериментирования ( старший дошкольный возраст)

Опыты с водой, песком, воздухом и растениями....

Реализация модуля «s» (естественные науки) steam –технологии через самостоятельное детское экспериментирование: старший дошкольный возраст

Доклад на педсоветеРеализация модуля «s» (естественные науки) steam –технологии через самостоятельное детское экспериментирование:старший дошкольный возрастРезультаты современных пси...