Семинар-практикум "Секреты позитивного воспитания"
методическая разработка
Цель: организовать просвещение родителей по вопросам воспитания детей через практические упражнения и игровые ситуации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»
Cеминар-практикум
«Секреты позитивного воспитания»
Бадунова Екатерина Николаевна,
воспитатель МБДОУ № 46
2024 год
Участники: воспитатель, родители группы.
Цель: организовать просвещение родителей по вопросам воспитания детей через практические упражнения и игровые ситуации.
Материалы: листы А5, ручки, три листа с изображением конвертов с надписями, стикеры.
Ход семинара-практикума
1. Вводная часть
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Наша встреча называется «Секреты позитивного воспитания». Она посвящена детско-родительским отношениям.
- Сегодня мы хотим познакомить вас с приемами эффективного взаимодействия с ребенком.
Упражнение «Продолжи предложение».
Воспитатель: Как вы считаете, почему дети плохо себя ведут? Предложите варианты ответа (родители предлагают варианты).
Воспитатель: Своим плохим поведением ребенок пытается сказать вам, что ему чего-то не хватает. Давайте рассмотрим, в чем заключаются эти потребности ребенка, – в игровой форме попробуем узнать его эмоциональное состояние на себе.
Первая потребность «Дети хотят чувствовать себя любимыми»
Упражнение «Бабочка»
Воспитатель: Итак, первая потребность ребенка – чувствовать себя любимым. Чтобы актуализировать ее, предлагаем выполнить упражнение «Бабочка». Разбейтесь по парам. Один из вас будет выполнять роль ребенка, второй – родителя.
Взрослые сидят в парах.
Воспитатель просит тех, кто выполняет роль родителей, остаться в группе,
а «детей» – выйти из группы.
Установка «родителям».
- Вы сидите и игнорируете обращение «ребенка» к вам. Представьте, что вы, например, читаете книгу или смотрите в телефон и говорите «детям»:
«Мне некогда».
Установка «детям».
- Вы – ребенок пяти лет. Вы только что поймали красивую бабочку. Вы приходите к «родителям» счастливые и хотите поделиться с ними своим восторгом. Ваша задача – постараться максимально привлечь внимание «родителя», рассказать ему о бабочке и показать ее.
«Родители» и «дети» выполняют задание.
Воспитатель: Вопрос к «детям»: что вы чувствовали, когда общались с «родителем»? Что вам хотелось сделать, сказать? «Дети» отвечают.
Воспитатель: А теперь вопрос к «родителям»: а что вы чувствовали, когда общались с «ребенком»? Что вам хотелось сделать или сказать? «Родители» отвечают.
Воспитатель: Давайте сделаем вывод: детям в подобные моменты важна не столько бабочка, сколько потребность быть любимыми, принятыми, нужными.
Педагоги переходят ко второму этапу задания: так же просят «родителей» остаться в зале, а «детей» – выйти из зала. Они дают «детям» ту же установку, что и в прошлый раз, а родителям – установку на искренность и доверие.
- Немедленно отложите все дела, как только «ребенок» к вам обратится. Будьте с «ребенком» на одном физическом уровне: посадите его рядом или присядьте
вместе с ним, возьмите на руки. Установите с ним визуальный контакт «глаза в глаза». Установите эмоциональный контакт: расскажите «ребенку» про чувства, которые у вас возникают. Задайте ему уточняющие вопросы: где он нашел бабочку, как это произошло. Установите телесный контакт: приобнимите его, возьмите за руку, погладьте.
«Родители» и «дети» выполняют задание.
Воспитатель: Теперь я хочу попросить «детей» сравнить свои чувства в первый и во второй раз. Что вам хотелось сделать или сказать на этот раз? «Дети» сравнивают.
Воспитатель: «Родители», вы тоже сравните свои чувства. «Родители» сравнивают.
Воспитатель: Когда вы общаетесь с ребенком, важно обращать внимание и на свои чувства, и на чувства ребенка.
Обратите внимание, сколько времени понадобилось «ребенку», чтобы добиться внимания в первый и второй раз, и какие чувства испытали все участники. Это подтверждает, что важно вовремя реагировать на потребность ребенка во внимании.
Сообщение «Правило трех секунд»
Воспитатель: Хотим обратить ваше внимание на «Правило трех секунд». Старайтесь использовать его всегда. Если ребенок обратился к вам с просьбой или позвал вас – важно откликнуться на просьбу в течение трех секунд. Если вы заняты – так и скажите ребенку, но ответьте ему за это время. Например, когда он просит вас «Мама, посмотри, какую башню я построил», а вы разговариваете по телефону, скажите: «Я тебя слышу», «Подойду немного попозже», «Сейчас закончу говорить и подойду».
Вторая потребность «Дети хотят чувствовать уважение»
Сообщение «Как проявить уважение»
Воспитатель: Поговорим о второй потребности – дети хотят чувствовать уважение. Оно может проявляться при общении на одном физическом уровне «глаза в глаза», благодаря спокойному голосу и доверительной интонации, через слова поддержки, например: «Мне нравятся твои идеи!», «Главное – ты сделал это сам!», «Все могут ошибаться!», «Я тобой горжусь!».
Упражнение «Варианты общения»
Воспитатель: Сейчас мы выполним еще одно упражнение. Выберите себе новую пару. В парах вы будете общаться по одному из условий. Первое условие – «синхронный разговор». Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Вы можете выбрать тему разговора, например, «Книга, которую я прочел недавно». По нашему сигналу разговор прекращается.
Родители выполняют задание.
Воспитатель: Новое условие – «игнорирование». В течение 30 секунд один участник из пары говорит, а другой в это время полностью его игнорирует.
Родители выполняют задание, после чего меняются ролями.
Воспитатель: Следующее условие – «спина к спине». Сядьте спинами друг к другу. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его.
Родители выполняют задание, после чего меняются ролями.
Воспитатель: И последнее условие – «Активное слушание». В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его и всем своим видом показывает заинтересованность.
Родители выполняют задание, после чего меняются ролями.
Воспитатель: Как вы ощущали себя во время проведения первых трех упражнений? Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто? Что мешало вам чувствовать себя комфортно? Родители отвечают на вопросы.
Воспитатель: Как вы себя ощущали во время последнего упражнения? Как вы думаете, что помогает вам в общении? Родители отвечают.
Воспитатель: Подведем итог: для эффективного и эмоционального общения во время разговора важно внимательно слушать и слышать друг друга, устанавливать контакт «глаза в глаза».
Упражнение «Диктант»
Воспитатель: Теперь выберите, кто из вашей пары будет выполнять роль «ребенка», а кто – «родителя». Сейчас «дети» будут в течение двух минут писать текст на листочках, а «родители» – давать отрицательные комментарии, например «Пишешь, как курица лапой», «Ну, что за почерк?», «Кто тебя так писать учил?».
Воспитатель предлагает взрослым взять листы А5, ручки, планшеты и приступить к заданию. «Дети» и «родители» выполняют его.
Воспитатель: Теперь «дети» продолжат писать текст, но «родители» будут давать им положительные комментарии, например «Посмотри, как красиво получилась буква "а", старайся писать так же», «Отлично получается». Родители выполняют задание.
Воспитатель: Поделитесь, что вы чувствовали в первый и во второй раз. Что хотелось сделать, сказать? Родители отвечают.
Воспитатель: Слова поддержки мотивируют детей быть усидчивыми, старательными, делать работу лучше. Когда родители поддерживают своего ребенка, они тем самым формируют у него положительную самооценку.
Третья потребность «Дети хотят чувствовать, что много значат для вас»
Упражнение «Начните фразу с "я"»
Воспитатель: Перейдем к третьей потребности – «Дети хотят чувствовать, что много значат для вас». Как вы можете дать ребенку это почувствовать? Родители отвечают.
Воспитатель: Способы показать ребенку, что он много значит для вас, – не оценивать его, не сравнивать с другими, а делиться с ним своими чувствами. Чтобы ребенок понимал, что вы говорите о своих чувствах, и не воспринимал ваши слова как оценку его личности, начинайте предложения с местоимений «я» и «мне» вместо «ты».
Например, вместо «Ты опять все раскидал!» скажите «Мне
неприятно видеть беспорядок», а вместо «Ты молодец!» – «Мне нравится, как аккуратно ты поставил обувь». Предлагаем потренироваться. Мы будем
зачитывать фразы, а вы попробуйте их переформулировать так, чтобы они начинались со слов «я» и «мне».
Воспитатель зачитывает фразы для родителей, выслушивает их варианты, а затем озвучивает свой вариант.
Примеры пар фраз:
- «Успокойся!» – «Я уже нервничаю. Давай успокоимся»;
- «Хватит кричать!» – «Я устаю от того, что ты так кричишь. Пожалуйста, скажи спокойно, чего ты хочешь»;
- «Посмотри на себя, ты весь испачкался!» – «Я вижу, что ты испачкался,
давай переоденемся»;
- «Ты красиво рисуешь!» – «Мне нравится твой рисунок»;
- «У тебя хорошо получается!» – «Я вижу, что у тебя хорошо получается».
Упражнение «Свеча доверия»
Воспитатель: Итак, важно проговаривать свои чувства и делиться ими с ребенком. Однако случается так, что детям сложно поменять свое поведение, а родителям –
совладать с эмоциями. Тогда вам могут помочь семейные ритуалы, особенно те, которые создают спокойную и безопасную обстановку и располагают быть откровенными. Попробуйте дома использовать упражнение «Свеча доверия». Его лучше проводить в вечернее время, в темноте. Чтобы его провести, всей семьей сядьте в круг и передавайте друг другу безопасную свечку. Каждый человек, у которого оказывается свеча, рассказывает о своем дне: что сегодня порадовало, а что огорчило; что получилось хорошо, а что плохо; чем он сегодня может гордиться, а в чем ему следует потренироваться.
Воспитатель: Уважаемые мамы и папы, как можно чаще обращайтесь к ребенку за помощью или советом. Например, скажите: «Мне нравится твой рисунок, помоги нарисовать такой же», «Посоветуй, что нам вместе приготовить на ужин», «Посоветуй, как бы ты поступил в такой ситуации». Ребенок чувствует свою принадлежность к семье, когда взрослые с ним советуются и не оценивают его.
А еще – когда родители рассказывают о себе: не только о том, как быть сильным и смелым, но и о том, что они тоже могут с чем-то не справляться.
Четвертая потребность «Дети хотят чувствовать себя сильными»
Упражнение «Праздник поддержки»
Воспитатель: Педагоги предлагают родителям выполнить упражнение «Праздник поддержки» и инструктируют их. Родители встают в круг, а педагог – в его центр. Родители по очереди говорят педагогу слова поддержки, которые начинаются с фразы «Мне нравится в вас…». После того как все выскажутся, педагог в центре круга говорит: «Мне нравится в себе…».
После упражнения родители садятся на свои места.
Воспитатель: Уважаемые родители, упражнение «Праздник поддержки» помогает, когда кто-то в семье нуждается в поддержке и ободрении. Применяйте его как семейную игру, когда вы празднуете особые события, дни рождения. Ведущий будет меняться, например сначала в центр круга встанет ребенок-именинник, потом вы, потом бабушка. Когда вы используете это упражнение только с членами семьи, замените фразу «Мне нравится в тебе...» на «Я люблю в тебе…».
Пятая потребность «Дети хотят чувствовать, что у них есть дом»
Упражнение «Конверт любви»
Воспитатель: Уважаемые родители, мы хотим рассказать вам об упражнении, которое может стать доброй семейной традицией. Оно называется «Конверт любви». Дома возьмите обычные конверты и положите в них записки со словами поддержки и любви или, наоборот, с просьбой о помощи. Используйте их, чтобы поддерживать друг друга.
Другой вариант: когда кому-то трудно попросить о внимании, то он может принести конверт любви человеку, от которого хочет получить его. Это будет вашим домашним заданием: сделайте конверты любви для всех членов своей семьи.
Воспитатель: Мы надеемся, что приемы позитивного общения помогут вам выстроить доброжелательные отношения с ребенком и быть для него понимающим и любящим родителем.
Заключительная часть. Рефлексия «Три конверта».
Воспитатель ставит на стол магнитную доску – на ней три конверта. На первом написано «Я буду использовать эту информацию для моего ребенка», на втором – «Я не буду использовать эту информацию для моего ребенка», на третьем – «Я проанализирую то, как я взаимодействую с моим ребенком».
Воспитатель раздает родителям стикеры.
Воспитатель: Наша встреча подходит к концу, и мы хотим попросить вас об обратной связи. Перед вами три конверта. Выберите, какой из трех конвертов отражает ваше мнение об информации, которую вы услышали сегодня. Приклейте на него стикер. При желании напишите на стикере ваши пожелания или комментарии.
Воспитатель: Уважаемые родители, нам было приятно работать с вами. Спасибо за открытость и сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пять принципов позитивного воспитания
Существуют пять важных принципов позитивного воспитания, которые помогут детям найти в себе силы для преодоления жизненных трудностей и в полной мере развить внутренний потенциал. Вот эти принци...
Психологическое сопровождение позитивного воспитания дошкольников
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом...
Консультация для родителей. «Условия позитивного воспитания детей 6 - 8 лет в семье».
Каждая семья обладает, различным воспитательным потенциалом, определяющим в каждом конкретном случае особенности воспитания ребенка. Воспитательный потенциал включает в себя многочисленные характерист...

Консультация для родителей ПОЗИТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРАКТИКЕ
Часто родители говорят, что они понимают саму идею позитивного воспитания, но не знают, как применить его на практике. В любой семье бывают сложные моменты, и не всегда понятно, как можно с ними справ...


