нравственно-позитивное воспитание младших школьников.
статья по теме

Мошкарева Елена Геннадьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-позитивное  воспитание младших школьников является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном  воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно.

     Изменения в молодёжной субкультуре – игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, недоверие к идеалам, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм – существенно повлияли на содержание и структуру воспитательной деятельности на современном этапе.

    Поэтому нельзя не согласиться с В.Г.Белинским:  «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное».

    Психолог А.З.Рахимов считает, что после ухода во взрослую жизнь все  «науки», которым мы учили их в детском доме -  забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело – этические нормы, законы и правила.  Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве овладеть законами нравственности.

    Современные методы психолого-педагогического воздействия на детей могут существенно помочь обществу, если решение данной проблемы посчитает одной из важнейших задач. Учебно-воспитательный процесс - системообразующий фактор организации жизнедеятельности детей, и этическое воспитание должно стать его органичной составной частью.

    Сегодня особенно нужна активная работа разума ребенка, его души. Нужны особо выделенное время и специальные усилия, чтобы процесс освоения нравственных принципов не стал кратковременным и поверхностным, а был глубоким, осмысленным и долговременным.

     Приобщение ребёнка с раннего детства к этической культуре должно вылиться в процесс активного познания и усвоения ребёнком общечеловеческих ценностей, который построен на тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения, приоритетности подхода к ребёнку, как субъекту воспитания. Во главу воспитательного процесса я ставлю личность. Именно личности в нашей системе нравственно-этического воспитания отводится значимая роль.

   Нормы общечеловеческой морали призваны регулировать поведение детей. Они не допускают лживости, предательства, вероломства, грубости, высокомерия, трусости, осуждая их как зло.

Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений между ним и  значимыми взрослыми, меду ним  и детьми, которые живут рядом с ним.  У ребенка развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за свои поступки, взаимопомощь). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования и развития нравственных качеств личности.

     Как помочь маленьким людям с радостью встречать новый день, научить их уважать себя, дружить, сотрудничать, достигать успеха? Как научить ребенка выбирать, как помочь ему «вписаться» в общество, не нарушая при этом собственное самосознание?

    Мое педагогическое «кредо» - если ребенку не помочь увидеть ценность позитивного взгляда на жизнь, в обществе появится на одного пессимиста больше.

    Основная цель моей работы по данной теме заключается в следующим: максимальное развитие личности ребенка в соответствии с его возможностями. Создание условий для развития ребенка как индивидуальности, то есть на основе свободного ответственного выбора и оптимистического взгляда на жизнь.

    Для реализации своей цели я ставила следующие задачи:

  1. Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой», развивать представление о себе как умелом, успешном и нравственном человеке;
  2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим людям, взаимодоверия и взаимоуважения;
  3. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими людьми с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
  4. Развитие адекватной оценочной деятельности направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
  5. Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формирование терпимости к мнению собеседника.

Поэтому мной был разработана программа, в которой выделено шесть приоритетных направлений:

   

Направления

Характеристика темы

Формы и методы работы

1

2

3

Радоваться жизни или жаловаться на судьбу?

  1. Когда и почему мы радуемся?
  2. Как мы проявляем радость?
  3. Что мешает человеку радоваться жизни?
  4. Как можно изменить плохое настроение?
  5. Как улучшить настроение близким людям?

Групповые дискуссии;

создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;

Любить или ненавидеть?

  1. Как мы понимаем, что любим?
  2. Как проявить свою любовь с помощью действий, слов, мыслей?
  3. Можно ли заставить любить?
  4. От любви до ненависти 1 шаг?

Наблюдение;

Рассматривание рисунков и фотографий;

Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.

Дружить или ссориться?

  1. Есть ли у дружбы законы?
  2. Как научиться быть другом?
  3. Можно ли сохранить дружбу на всю жизнь?
  4. Из-за чего возникают ссоры?
  5. Как не ссориться или как мириться?
  6. Можно ли стать другом всем?
  7. А себе?

Беседы;

Чтение с продолжением;

Мини-конкурсы;

Сочинение историй.

Верить в успех или надеяться на удачу?

  1. Нужно добиваться успеха?
  2. Как поверить в себя?
  3. Кого мы считаем удачливым?
  4. Почему хочется получить всё сразу?
  5. Правда, что одним людям везёт, а другим нет?

Элементы социально-психологического тренинга;

Импровизации;

Творческие игры;

Стремиться к цели или ждать чуда?

  1. Нужна ли человеку цель в жизни?
  2. Зачем?
  3. Что такое целеустремлённость?
  4. Как стать целеустремлённым?
  5. Почему это трудно?
  6. Что мешает человеку идти к цели?
  7. К какому человеку цель стремится сама?

Анализ конкретных жизненных ситуаций, тестов, решение задач;

Элементы наблюдения и самонаблюдения;

Импровизации;

Свободное и тематическое рисование;

Творить добро или разрушать то, что сделали другие?

  1. Что такое «добродетель»?
  2. Что значит делать «просто так»?
  3. Добро побеждает зло?
  4. Почему создавать трудно, а разрушать легко?
  5. Когда бывает стыдно?
  6. Можно ли исправить то, что сделано?

Чтение с продолжением;

Групповые дискуссии;

Рассматривание рисунков и фотографий;

Сочинение историй.

 

    Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности. Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни  - важнейшие источники формирования нравственно- этического воспитания детей. Я пришла к выводу, что для успешного формирования нравственно-этических представлений и поступков необходимо:

- полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;

- знание “механизмов” формирования нравственности;

- умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственно-этического  воспитания;

Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей как друг с другом, так и со взрослыми. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам. Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственные и этические темы. В конце обычно выводится нравственно-позитивное  правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят. Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по- разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка. Эффективность нравственно-этического просвещения детей во многом зависит и от согласованной работы образовательного учреждения и всех участников педагогического процесса. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья №6 Приморского района Санкт-Петербурга.

 

«Нравственно-позитивное  воспитание детей

младшего школьного возраста».

Составитель воспитатель

школьной группы

высшей квалификационной категории

Мошкарева Елена Геннадьевна

Санкт-Петербург

2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание младших школьников посредством изучения культуры родного края в условиях социально-реабилитационного центра

Необходимость патриотического воспитания детей, находящихся в социально-реабилитационном центре, вытекает из самой сути процесса реабилитационной работы с воспитанниками. В качестве приоритетов предос...

«Эстетическое воспитание младших школьников»

В чём же заключаются задачи эстетического воспитания? В том ,чтобы средствами искусства оказывать благотворное влияние на мировоззрение, нравственные понятия, поведение детей; воспитывать способность ...

Задачи трудового воспитания младших школьников

В теории школьной педагогики к настоящему времени накоплено немало сведений о становлении и развитии трудовой деятельности дошкольников, ее особенностях, о средствах трудового воспитания, о методах оз...

Патриотическое воспитание младших школьников

Патриотическое  воспитание младших  школьников...

«Эстетическое воспитание младших школьников в учебной деятельности»

Содержание:Введение…………………………………………………………&hell...

Музыкального воспитания младших школьников.

Данная статья нацелена на то,какой вклад вносит учитель музыки в свой предмет....