Задачи трудового воспитания младших школьников
статья (средняя группа) по теме

Терентьева Екатерина Александровна

В теории школьной педагогики к настоящему времени накоплено немало сведений о становлении и развитии трудовой деятельности дошкольников, ее особенностях, о средствах трудового воспитания, о методах ознакомления с трудом взрослых, образом труженика, о формах организации детской деятельности и методике руководства ею.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_trudovogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx39.31 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи трудового воспитания дошкольников

В теории дошкольной педагогики к настоящему времени накоплено немало сведений о становлении и развитии трудовой деятельности дошкольников, ее особенностях, о средствах трудового воспитания, о методах ознакомления с трудом взрослых, образом труженика, о формах организации детской деятельности и методике руководства ею. Это позволяет утверждать, что в отечественной педагогике разработана система трудового воспитания дошкольников, включающая в себя следующие задачи трудового воспитания.

• Воспитание в детях уважительного отношения к труженику и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества. Решение этой задачи должно привести к развитию осознания важности труда для общества.

• Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки. Решение этой задачи должно привести к формированию интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности.

• Воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности), привычки к трудовому усилию. Это должно привести к формированию у детей готовности к труду, развитию самостоятельности.

• Воспитание нравственных мотивов деятельности, побуждающих включаться в труд при необходимости. Действие этих мотивов должно вызывать у ребенка активное стремление к получению качественного результата, ощущению радости от собственного труда.

• Воспитание гуманного отношения к окружающим: умения и желания включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества.

Средства трудового воспитания детей

Средства трудового воспитания дошкольников должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых; о труженике, его отношении к делу; о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступным им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания в процессе деятельности положительного отношения к труду и установления доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Такими средствами являются:

• ознакомление с трудом взрослых;

• обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;

• организация труда детей в доступном им содержании. В педагогическом процессе детского сада все перечисленные средства используются в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга. Содержание работы педагога по использованию этих средств значительно усложняется в процессе постепенного роста способности детей к овладению трудовыми навыками.

Обучение детей трудовым умениям

В дошкольном возрасте в процессе обучения дети приобретают элементарные трудовые навыки, знакомятся с целесообразной последовательностью действий, необходимых для получения результата.

Процесс обучения умениям, формирования навыков не следует понимать как достижение ребенком механического овладения ими. Малышу должен быть понятен смысл совершаемых действий, их важность для себя или окружающих.

В 4 – 5 лет дети уже вполне владеют навыками самообслуживания. Им доступны и некоторые навыки, связанные с требованиями к культуре внешнего вида, с заботой о своей одежде: надо не только снять рубашку, но и аккуратно повесить ее на спинку стула, не только надеть платье, но и расправить воротничок, проверить свой внешний вид, стоя у зеркала. Воспитатель приучает детей быть постоянно опрятными, замечать и исправлять недостатки в костюме. Основной целью воспитательной работы педагога становится формирование должной сосредоточенности. Он учит детей бережно обращаться с вещами, не только советует, как исправить ошибку, а разъясняет возможные последствия: не убрал домашние туфельки в шкаф – их приходится искать, а на это уходит время, которое можно занять интересными делами; оставил брошенной на полу теплую кофточку – она испачкалась, так как пол был мокрый и т. д.

Чтобы процесс раздевания или одевания не затягивался, целесообразно напоминать детям о предстоящих интересных делах (выпал снег – скорее побежим лепить снежную бабу; не дочитали интересную книгу – побыстрее разденемся и успеем узнать, что же случилось с героями рассказа дальше). Предвосхищение будущих интересных дел или событий побуждает детей не отвлекаться от одевания, проявлять целеустремленность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи, виды и содержание трудового воспитания младших дошкольников

Задачи, виды и содержание трудового воспитания младших    дошкольников   По мнению Светланы Акимовны Козловой и Татьяны Абросимовны  Куликовой, самообслуживание-это труд ...

Статья "Единство детского сада и семьи в решении задач трудового воспитания"

Повысить эффективность трудового воспитания и развития детей в семье и ДОУ....

Консультация для педагогов: "Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста в летний оздоровительный период"

В консультации рассматривается понятийный аппарат, полное содержание работы с детьми по трудовому воспитанию по возрастным группам....

Методические рекомендации для педагогов "Задачи трудового воспитания дошкольников"

Представленный материал поможет педагогам сориентироваться в задачах трудового воспитания по возрастным группам детей дошкольного возраста....

Педагогический совет на тему: «Анализ работы ДОУ по реализации задач трудового воспитания»

Обобщение педагогического опыта на тему:«Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет».Воспитатель: Китухина О.А....

"Использование потенциала художественной литературы в реализации задач трудового воспитания детей дошкольного возраста"

Данный материал раскрывает важную роль художественного слова и фольклора при приобщении детей дошкольного возраста к труду.  Представляет интерес для педагогов и родителей....