"Использование потенциала художественной литературы в реализации задач трудового воспитания детей дошкольного возраста"
консультация (подготовительная группа)

Степанова Любовь Геннадьевна

Данный материал раскрывает важную роль художественного слова и фольклора при приобщении детей дошкольного возраста к труду.  Представляет интерес для педагогов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Аленький цветочек» МО г. Саяногорск

Консультация для педагогов и родителей

«Использование потенциала художественной литературы

в реализации задач трудового воспитания детей дошкольного возраста»

Составила: Степанова Л.Г.

Воспитатель МБДОУ д/с №21

«Аленький цветочек»

                                                         г. Саяногорск. Февраль, 2024г.

с.№2 Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.
А. С. Макаренко
.

В настоящее время ориентирование детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего полноценного развития.

Согласно ФГОС ДО, ознакомление детей с трудом осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста через социально-коммуникативное и познавательное развитие, содержание которых направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные, формирует уважительное отношение к различным видам труда.

В дошкольном возрасте формируются конкретно-наглядные представления детей о мире профессий. На этом этапе у них формируется определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. В процессе возрастного развития ребенок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Ранняя профориентация направлена на формирование у детей первичных представлений о труде взрослых через решение таких задач как:

- дать ребенку первичные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру.

Для реализации столь важных задач педагогами в работе широко используется одно из эффективных средств – художественное литературное творчество.

Ознакомление детей с трудом взрослых является сложным видом трудового воспитания дошкольников и поэтому требует специально организованной деятельности, которую нужно проводить методически правильно в условиях детского сада.

Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Данная деятельность, сопровождается прослушиванием художественных произведений, что позволяет усилить эмоциональное воздействие на детей, подводя их к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества.

С.№3 Уже с младшего дошкольного возраста начинается работа по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания (умывание, одевание, расчесывание, постоянная забота о чистоте тела, о порядке в одежде, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований и помощи взрослого, из внутренней потребности, соблюдая гигиенические правила, сопровождается проговариванием потешек, небольших стихотворений, песенок. (А. Барто «Девочка чумазая», где детей побуждают следить за своим внешним видом, С.№4, №5, №6)

С.№7 Знакомя малышей с трудом няни, воспитателя, дворника, шофера, повара, врача, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети уже знают, а также привлеченные к  элементарной хозяйственно – бытовой трудовой деятельности (расставить игрушки на полочках, искупать куколку, расставить стульчики, убрать книжки и т.д.), во время  беседы малыши слышат стихи Б. Заходера, А. Кардашовой, К.Чуковского и др. Дети быстро запоминают такие стихи. Благодаря этому малыши узнают о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболеют. С.№8, №9 Мотивацию к трудовой деятельности повышает использование прибауток, чтение книжек – малышек.

С.№10, №11.В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к человеку - труженику продолжается. Дети этого возраста самостоятельнее, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкальный работник, швея, прачка, повара, воспитателя…). Расширение кругозора детей происходит во время проведения тематических недель: «Мир предметов и техники», «Транспорт», «Город мастеров», «Моя семья», Космос», «Азбука безопасности», «Праздник весны и труда», например, труд шофера, регулировщика, водителя автобуса, кондуктора, летчика, стюардессы, инженера, космонавта,  и др. Из этих тем дети узнают о содержании труда, его общественной значимости. Дети привлекаются к труду в природе.

С.№12. Однако рассказ о профессиях становится педагогически значимым тогда, когда, объясняя содержание труда, педагог делает акцент не на конкретизации процесса, а на человеке, его деловых и личностных качествах, вот тут очень помогает художественная литература. При этом в беседах и чтении обращается внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют взрослые свои обязанности, бережно относятся к результатам труда и материалам: говорится о доброте, приветливости, готовности помочь, жизнерадостности человека-труженика.С.№13 Это могут быть загадки, которые всегда интересны детям. Они помогают детям закрепить или уточнить полученные представления детей о профессиональной деятельности людей С.№14 Пословицы и поговорки четко и емко акцентируют внимание детей на пользе труда, его положительном влиянии на каждого человека и порицают лень.

        С.№15 Неизгладимое впечатление производили на детей образы скромных героев из произведений С.Маршака - пожарника Кузьмы ("Пожар"), почтальона ("Почта"), С.Михалкова - дяди Степы-милиционера и др. А также художественные произведения В. Берестова «Кто чему научится», басни              Л. Толстого «Отец приказал сыновьям», «Мальчик стерег овец»; рассказы С. Георгиева «Бабушкин садик»; Л. Пантелеева «На море» В. Осеевой «Волшебная иголочка», Л. Воронковой «Бабушкины дела» и т.д. Литературные произведения С. Михалкова «А что у вас?»; В. Сухомлинского  «Моя мама пахнет хлебом»; Е. Пермяка «Мамина работа»; Н. Найденовой  «Ольга Павловна»; Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека»; С. Баруздина  «Кто построил этот дом?»;

А. Бродского «Мой брат»; Н. Калининой «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы»; Б. Житкова  «Светофор» (из книги «Что я видел») часто используются педагогами во время бесед, наблюдений за трудом взрослых, экскурсий(презентаций) на место их работы, в процессе занятий. Они способствуют развитию у детей представлений о труде взрослых и воспитанию гуманного и уважительного отношения к человеку труда, чувства радости, гордости, восхищения им.

        С.№16. Большое влияние на детей оказывает сравнение черт характера труженика и ленивого человека. Для этого самым благоприятным и действенным материалом являются сказки, их персонажи. Начиная с младшего возраста, с самых простых сказок, мы видим огромное влияние сказки на формирование характера ребенка, становление его позиции в трудовой деятельности. Он жаждет быть хорошим, и потому внутренне ориентируется на положительных персонажей, хочет быть похожим на них. Действовать по образцу любимого героя, брать с него пример – такова реакция многих детей на полноценное художественное произведение, где представлен яркий, незабываемый, нравственно позитивный характер героя. Ярким примером является чтение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», где в ходе беседы по её содержанию дети понимают, что Рукодельница противопоставлена Ленивице. Хотя эти образы несколько условны, дети осознают смысл сказки: труд награждается, а лень наказывается.

 С.№17, №18 В старшей и подготовительной группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о героическом труде взрослых. Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, спасателей, чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Главный герой этих рассказов — предан своему делу, ему свойственны чувство долга, сила воли, забота об окружающих людях. Труд каждого героя обязательно сопряжен с трудом других людей. Так у детей формируется представление о коллективном характере труда людей.  Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям — это счастье.

           Так произведения Б. Житкова («Пожар», «Обвал», «Почта» и т.д.), дают детям жизненные ориентиры, образцы для подражания. Основным качеством, которым, по мнению писателя, определяется ценность и духовная красота, является труд. Писатель знакомит ребят со многими профессиями. Рассказы «На льдине», «Наводнение» и др. отражают коллективный опыт борьбы со стихией, учат детей тому, что люди должны помогать друг другу, забывая порой о себе. Один из своих сборников писатель так и назвал «Помощь идет».

        С.№19 Для детей старшего возраста уже понятен и доступен смысл притч. Народная мудрость, переданная из поколения в поколение, несет глубокий смысл и заставляет детей задумываться, по - новому осознать свои поступки и действия.

         В соответствии с требованиями жизни, детей 5-7 лет педагоги знакомят с современными профессиями, например, как «программист», «фотограф», «косметолог», «бухгалтер», «менеджер» и др. Для этого часто используют беседы, презентации, наглядный материал с подборкой стихов и загадок.

          С.№20 Успешное осуществление ранней профориентации невозможно без оснащения предметно-пространственной развивающей среды. В книжном центре для каждой возрастной группы педагогами подбирается художественная литература, энциклопедии, связанные с темой «Профессии». Создаются картотеки пословиц, поговорок, стихов о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда.

        Таким образом, художественное литературное творчество играет важную роль в формировании трудовой направленности детей дошкольного возраста. С раннего возраста они учатся понимать, ценить и любить труд, с уважением относиться к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская литература заражает детей энтузиазмом труда: желанием подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы реализации задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.

В статье музыкальное образование рассматривается как неотъемлемая часть воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности....

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Социально-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, транслятора ку...

Консультация для педагогов: "Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста в летний оздоровительный период"

В консультации рассматривается понятийный аппарат, полное содержание работы с детьми по трудовому воспитанию по возрастным группам....

Использование потенциала информационно-коммуникационных технологий в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста

Целесообразное и интегрированное использование компьютерных прикладных программ, наряду с традиционными методами системы педагогического воздействия, при работе с детьми дошкольного возраста, повышает...

Технология "Посткроссинг", как способ реализации задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Желание познакомить подрастающее поколение с Россией, посредством переписки с такими же дошколятами из других городов нашей страны, республики, района помогло созданию проекта "Посткроссинг"...

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ЛАНДШАФТНЫЙ СТОЛ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-4 ЛЕТ

Многофункциональный игровой ландшафтный стол - современный образовательный инструмент воспитателя.  В  материалах  представлен опыт использования многофункционального игрового ландшафтн...