Инновационные формы реализации задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.
статья на тему

Колтышева Татьяна Юрьевна

В статье музыкальное образование рассматривается как неотъемлемая часть воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._statya_v_sbornik.docx28.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инновационные формы реализации задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.

В статье музыкальное образование рассматривается как неотъемлемая часть воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности.

 Ключевые слова: инновационные, технологии, воспитанники, хореография, ритмопластика, театрализованная деятельность, сказки, музыка.

   « Какой могучей сказочною силой

Порой бывает музыка полна,

Что кажется, как солнце негасимой

Как океан, безбрежною она…»

( К. Ибряев).

    Не секрет, и это известно с давних времен, что музыка занимает особое, место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Еще Б. М. Теплов назвал музыку «зеркалом души человеческой». Музыка передает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Музыкальное воспитание в детском саду призвано сыграть в жизни человека очень важную роль.

    В дошкольной  педагогике музыкальное образование рассматривается как неотъемлемая часть воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В связи с переходом на ФГОС образовательная программа в нашем детском саду сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим всё образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, стали условием и средством этого процесса. Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве в условиях ФГОС расширились. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

В связи с введением ФГОС я начала строить свою педагогическую концепцию с учётом  применения    инновационных методов и форм  работы, учитывая индивидуальные способности детей, уделяя внимание одаренным детям, развивая их творческий потенциал и возможности.

 Вот некоторые задачи, решая которые я реализую процесс музыкального воспитания дошкольников:

         -создание условий для проявления индивидуальности ребенка при    общении с музыкой;

        - творческое развитие природной музыкальности ребенка;

        - помощь в формировании внутреннего мира ребенка.

В своей работе по музыкальному воспитанию дошкольников опираюсь на методики и разработки, О.Радыновой, М. Картушиной. Т.Боровик, А.Бурениной и Т. Сауко, Т. Тютюнниковой  

Планируя, а затем проводя музыкальные занятия учитываю возрастные речевые и музыкальные особенности дошкольника.

На своих занятиях стараюсь быть партером, товарищем  для ребят. Привлекаю их к сочинению попевок, новых правил игр, или маленьких сказочек для театральных постановок, развивая тем самым их импровизационные навыки.

Новые подходы к музыкальному образованию потребовали  использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

Применяя различные формы и методы работы  музыкально-художественной деятельности, направляю их на развитие у детей:

          ●      способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;

●      выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической,      инструментальной;

●      координации слуха – голоса – зрения – движения;

●      чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;

●      палитры выразительных движений, звучащих жестов, звукоподражания, красок собственного голоса, способов элементарного музицирования, художественно-изобразительной деятельности;

            В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей  лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, , игру на детских музыкальных  инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание  стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.  Вот некоторые формы развития  музыкальности, которые я использую в своей практике при работе с детьми:

Хореография и ритмопластика. Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально – ритмического, эстетического и, в целом психического развития детей. Танцы помогают детям полюбить музыку, обостряют эмоциональную  восприимчивость, расширяют музыкальный кругозор детей.

Занятия хореографией призваны:

        -развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю.

        - способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце и художественного вкуса.

        -формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз.

Занятия театрализованной деятельностью, драматизации сказок и песен.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Занятия театрализацией помогают в решении следующих задач:

- совершенствуется звуковая культура речи, активизируется словарь ребенка.

- помогают преодолевать в себе робость, неуверенность, застенчивость.

- развивают способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждают к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

 Подвижные игры (музыкальные и речевые)

            Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

            Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Физкультминутки (музыкальные и речевые).

Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, и – как следствие умственную работоспособность на занятиях.

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

            Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Пальчиковые игры

-развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

- повышают общий уровень организации ребёнка.

- направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

            Все вышеописанные формы в той или иной степени  сочетаются и присутствуют в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться мною в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству.  

Для того, чтобы добиться лучших результатов по освоению программы наладила тесное сотрудничество с семьей, родителями  с целью развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ организую в нескольких направлениях:

  1. повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации, семинары.);
  2.  возможность пользования фонотекой “Музыкальный саквояж”);
  3. вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них);
  4. совместная культурно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).

Ежемесячно я готовлю для родителей консультации, статьи, предлагаю буклеты. Важной составляющей области взаимодействия с родителями считаю пропаганду музыкального искусства. Для обогащения музыкальной среды семей мной была собрана фонотека “Музыкальный саквояж”, где собрана коллекция детских песен, музыки для движения и танцев, шедевров мировой классики, детских сказок, музыки для релаксации.

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения, а также повысить интерес детей к усвоению элементарных музыкальных знаний, развитию  музыкально-творческих способностей.

   В результате воспитанники познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний, как предусмотрено ФГОС.

В заключении хочется отметить следующее: Цветок вырастает красивым  при наличии трех главных  условий: света, тепла, влаги.

Ребенок станет гармонично развитой личностью, если все педагоги вложат в его воспитание доброту, тепло, знания и частицу своей души.

Список использованной литературы:

  1. Барсукова, Н. Г. Музыка в детском саду. Планирование, тематические и комплексные занятия [Текст]/ Н.Г. Барсукова // Волгоград,  2011. – 191с.
  2. Радынова, О.П. Праздничные утренники и музыкальные досугив детском саду: Учебно  - методическое пособие [Текст]/ О.П. Радынова// М.: Дрофа,  2013. – 152с.

Интернет – источники

Мысли умных людей http://russiahousenews.info/art-story/umnie-misli-mudrie-viskazivaniya-velikih


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие, методы, формы и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, в...

«Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста»

«Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста»Методическая разработка из опыта работы  о совместной деятельности детского сада и с...

Роль воспитателя в Выполнении задач музыкального Воспитания детей дошкольного возраста (2 младшая группа)

Роль воспитателя в Выполнении задач музыкального Воспитания детей дошкольного возраста (2 младшая группа)...

«Инновационные подходы в реализации эколого – краеведческого направления в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» (из опыта работы)

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «в...

Технология "Посткроссинг", как способ реализации задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Желание познакомить подрастающее поколение с Россией, посредством переписки с такими же дошколятами из других городов нашей страны, республики, района помогло созданию проекта "Посткроссинг"...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» для детей компенсирующей направленности от 6 лет до ооо 2021-2022 уч.года

     Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных о...

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ЛАНДШАФТНЫЙ СТОЛ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-4 ЛЕТ

Многофункциональный игровой ландшафтный стол - современный образовательный инструмент воспитателя.  В  материалах  представлен опыт использования многофункционального игрового ландшафтн...