Понятие, методы, формы и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по теме
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека[1].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
эстетического воспитания детей дошкольного возраста | 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие, методы, формы и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека[1].
В эстетическое воспитание входит эстетическое развитие, как процесс активизации восприятия, творческого воображения, образного мышления, эмоционального чувствования; формирования духовных потребностей. Сущность системы эстетического воспитания – влияние на воспитанников средствами искусства. Как полагает Б. Т. Лихачев, в теории эстетического воспитания существует несколько исходных положений:
- чтобы развить в детях природные силы, создать условия для глубокого осознания эстетических явлений необходимо намеренное привлечение в различные виды творческой деятельности;
- теория эстетического воспитания заключается в осознании огромного значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного;
- необходимо комплексное решение задач в процессе преподавания искусства детям:
- идейно – нравственное и художественное воспитание,
- обучение навыкам и умениям, которые смогут обеспечить вовлечение детей в инициативную творческую деятельность,
- развитие духовных и физических сущностных сил и творческих способностей.
Рассмотрим несколько понятий о целях эстетического воспитания, которые, в сущности, означают одно и то же. Б. Т. Лихачев видит цель как становление нравственно – эстетического гуманистического идеала у ребенка, многогранное развитие личности, умение чувствовать, понимать, видеть и создавать красоту.[2] Цель эстетического воспитания, по мнению В.Н. Шацкой: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты"[3]. Т. е. искусству отводится важное место в эстетическом воспитании – это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.
Для эстетического воспитания детей надо решить ряд объективных противоречий и субъективных расхождений: от природы в ребенке заложены определенные задатки и возможности, которые могут в полной мере быть реализованы лишь при целенаправленном и организованном художественно – эстетическом образовании и воспитании. При его пренебрежении ребенок остается «глухим к подлинным духовным художественно – эстетическим ценностям»[4].
Один из законов воспитания – воспитание ребенка в деятельности. В качестве воспитательного влияния используются средства искусства, которые развивают специальные способности и дарования некоторых его форм: изобразительное искусство, декоративно – прикладное искусство, музыкальное и другие. Художественная деятельность дошкольника – это средство и условие эстетического воспитания, работа, связанная непосредственно с такими видами искусств как: словесно-художественное творчество, дизайн, театрализованные игры, декоративно – прикладное и изобразительное искусство, музицирование[5].
Осуществление задач эстетического воспитания происходит при соблюдении следующих условий:
- осуществление индивидуального подхода к детям;
- благоприятная окружающая среда (помещение, одежда, игрушки);
- содержание в быту произведений искусства;
- личная инициатива и желание детей.
Ответственность за возникновение эстетических представлений и чувств ребенка является величайшей и лежит на круге его первичных контактов – родителях и ближайших родственниках. Это основание его эстетической культуры и оно должно быть заложено педагогически грамотными родителями, важен характер их эстетических требований, культурные условия семьи.
Широкие интересы к искусству, потребности в контакте с эстетическими проявлениями искусства в жизни относятся к социальным критериям эстетической воспитанности. В социальном смысле эстетическая воспитанность проявляется в совокупности отношения и поведения ребенка. Свидетельства степени эстетической воспитанности ребенка – это его отношения к людям в личной и общественной жизни, поступки, трудовая деятельность, отношение его к своему внешнему виду.
Эстетическая воспитанность формируется на целостности развитых природных сил, эмоционального чувствования, способностей восприятия, воображения, художественно – эстетической образованности – от этого зависит творческая индивидуальность, эстетическое отношение к искусству, своему поведению и к самому себе, к окружающему. Умение любоваться красотой, какими либо явлениями в жизни и искусстве – это важный признак эстетической воспитанности. Иногда, наблюдая за ребенком в картинных галереях или выставках, можно увидеть, как дети лишь бегло просматривают картины, не задерживаясь надолго, не останавливаясь, чтобы полюбоваться. Это говорит об отсутствии эстетической воспитанности, т. к. недостает важнейшего элемента эстетического отношения – любования. Эстетическую воспитанность характеризует способность к глубокому переживанию чувств – духовное наслаждение, чувство отвращения, чувство юмора, иронии, чувство гнева, страха, сострадания.
Оценить эстетический уровень и степень развития художественного вкуса помогут несколько критериев. Они подразделяются на психологические, педагогические и социальные.
- психологические – измеряются способности детей отражать воображаемые художественные образы и воспроизводить их. Степень развития психических процессов можно определить по тому насколько эмоционально реагирует ребенок на произведения искусства.
- педагогические – художественный вкус проявляется в ценности выбираемых произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности. С опорой на педагогические критерии можно узнать уровень художественно – образного мышления. Оригинальное мастерство, соединенное с импровизацией свидетельствуют о высоком уровне эстетической воспитанности.
- социальные – проявляются в комплексе отношений и поведения детей. Если у ребенка присутствует широкий интерес к разным видам искусства, большая потребность в контакте с эстетическими явлениями жизни, то можно говорить о высокой степени эстетической воспитанности.
В западноевропейской современной художественной педагогике существует ряд концепций эстетического воспитания. Смысл их ради того, чтобы адаптировать, приспособить ребенка к нравственным ценностям социального сознания. Приведем в пример основные идеи:
- Абстрактно – формалистическое обучение детей в области искусства. Приверженцы этой концепции считают, что самовыражение должно происходить не через реалистичное образное отображения мира, а с помощью идеи субъективистского, нефигуративного изображения посредством линий, цветов, комбинаций абстрактных форм, фантастических художественных композиций. Связано с направлениями абстракционизма и сюрреализма в живописи.
- Идея спонтанного художественно – эстетического воспитания (У. Лоуэнфельд, Г. Рид) относится к теории свободного воспитания. Полагается, что целенаправленное художественное обучение может только помешать, не дать развиться воображению и детскому творчеству.
- Концепция утилитарно – прагматического эстетического развития (О. Гунтер, Ч. Кроу, Дж. Дьюи) высказывает идею максимального развития сенсорной сферы ребенка. Эта концепция опирается на неограниченные возможности человеческой природы.
- Теория религиозно – эстетического воспитания строится на применении искусства, с целью пробудить религиозные чувства, создать религиозно – фантастические образов как душевной опоры религиозности человека.[6]
Успех эстетического воспитания обусловливается совместной деятельностью воспитателя и ребенка. В процессе этой деятельности происходит развитие его творческих способностей, осознание отношения к предметной, природной, социальной среде. Также для результата необходимо учитывать индивидуальные потребности, особенности и интересы ребенка, степень его общего развития. Для выбора методов эстетического воспитания требуется основываться на личный опыт ребенка, его стремления, побуждения, переживания.
Существует множество разнообразных методов воспитания. Мы остановимся на тех, которые играют роль в нравственно – эстетическом развитии. Методы эстетического воспитания можно подразделить на классификации:
- по формам организации;
- по видам деятельности;
- по возрастам детей;
- по количеству детей.
Метод целостного восприятия очень важен для целенаправленного получения эстетической информации. Этот метод подходит для восприятия сюжета сказки, картины, образного построения музыкальной пьесы. Воспитатель обращает внимание детей на более конкретное, детальное восприятие, целевое наблюдение.
По тому, с помощью каких методов и приемов воспитания ребенок получает эстетическую информацию можно разделить на наглядные и словесные. К этим методам предъявляется следующее требование: воспроизведение музыкальных и литературных сочинений обязано быть эмоциональным, художественно выразительным, иметь эстетическую ценность для детей; чтобы им было понятно содержание стихотворения, картины, песни и суть задания, было пережито настроение персонажей, опять же необходимо добиваться яркой образности, – в противном случае встреча с искусством будет несущественной и не принесет пользы ребенку.
Эстетическое воспитание дошкольников в детском саду может быть организовано по разным формам и классификациям:
- по принципу управления деятельностью – под прямым и косвенным руководством воспитателя;
- по количеству детей – фронтальная, подгруппами, индивидуальная;
- по видам деятельности – занятия, театрализованные игры, экскурсии, проведение праздников.
В зависимости от формы организации деятельности методы изменяются. Например, на занятиях изобразительным искусством воспитатель может дать точные указания, показать или предложить ребятам самим искать способы выполнения. Или при разучивании стихов и песен после исполнения их взрослым можно провести беседу о художественных качествах, содержании, применить наглядные пособия, попросить детей повторить текст для заучивания. За занятиях по лепке воспитатель обучает приемам, которые помогут детям самим сложить фигуру. Т.е. взрослый способствует самостоятельной деятельности детей, он подталкивает к действиям и корректирует ошибки.
Также, методы зависят и от возраста детей. Младших детей приобщая к прекрасному, воспитатель показывает, обращает внимание на предметы, обсуждает их с детьми. Старших детей взрослый побуждает к посильному «преобразованию» окружающего мира под его руководством. Так применяются методы планирования деятельности, наблюдательности, самостоятельных действий.
Точно определить методы эстетического воспитания довольно трудно. Но можно классифицировать ряд особо результативных методов:
- метод убеждения, направлен на формирование эстетического восприятия, оценки, начальных проявлений вкуса;
- метод приучения, упражнения – для приобретения навыков культуры поведения;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и безобразное в окружающем мире;
- метод проблемных ситуаций – подталкивает к творческим и практическим действием [7].
Для формирования художественных способностей дошкольников существует единое педагогическое условие – передача всем детям равных фактических данных и условий для развития данных в различных сферах искусства. На создании наивысшей духовной потребности основывается развитие художественных умений и способностей. Без усилий со стороны ребенка целостная творческая личность и высокие эстетические начала сформироваться не могут.
Задачи эстетического воспитания делятся на несколько групп. Каждой группе соответствуют свои методы. Первая группа направлена на ознакомление детей с искусством, на становление эстетического вкуса, восприятие прекрасного. Для решения этих задач применяются такие методы как педагогический показ, описание, объяснение, пример.
Показ используется в начальной стадии обучения. Важно чтобы внимание детей сосредоточилось на показываемом объекте, для этого воспитатель должен ответственно подойти к выбору этого объекта. Воспитатель должен владеть способами передачи чувств, уметь показывать свое отношение при использовании этих методов.
На стремление детей к подражанию опирается метод примера. Пример воспитателя же имеет особое значение для ребенка – смотря на учителя, ребенок осознает смысл социально – нравственного отношения.
Вторая группа задач направлена на формирование умений в творческой деятельности. Применяются практические методы: упражнение, метод поисковые ситуации. Упражнение применяется для развития практических навыков. Для нахождения детьми самостоятельного вывода и объяснения эстетического объекта применяется метод поисковых ситуаций.
Общее правило выбора методов – поддержание желания у детей к созданию объекта искусства своими руками, для этого воспитатель должен выбирать творческие задания.
[2] Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Прометей, Юрайт, 2006, с. 281 – 285.
[3]Казанова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 2007, с.14.
[4] Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Прометей, Юрайт, 2006, с. 286.
[5] Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Прометей, Юрайт, 2006, с. 293.
[6] Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Прометей, Юрайт, 2006, с. 283.
[7] Сборник статей "Эстетическое воспитание в детском саду", под ред. Н.А.Ветлугиной, М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
Рисование- важнейшее средство в формировании личности...
Инновационные формы реализации задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.
В статье музыкальное образование рассматривается как неотъемлемая часть воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности....
Отчёт по самообразованию 2020 Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2019 – 2020 учебный год
Отчёт по самообразованию 2020 Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2019 – 2020 учебный год...
План по самообразованию«Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2021 – 2022 учебный год -2022Г
План по самообразованию"Формирование художественно -эстетического воспитания детей дошкольного возроста посредствам малых форм фольклера"-2022г....
Современные формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Презентация для воспитателей "Современные формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...
Формы и методы по художественно- эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Формы и методы по художественно- эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Методы, формы и средства музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Здесь вы можете найти различные методические материалы, используемые музыкальным руководителем в работе по музыкальному развитию...