«Роль сказки в нравственном воспитании детей»
консультация

Жернакова Наталья Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki_v_nravstvennom_vospitanii_detey_kons._rod.docx177.03 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\coseyo\Pictures\wps\小猫阅读1.jpg小猫阅读1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Солнышко» Полтавского района Омской области

 

 

 

 

 

 

 

«Роль сказки в нравственном воспитании детей»

                                               

Жернакова Н.И.

Воспитатель высшей

квалификационной категории

 

 

2024 г.

Сказка – это зёрнышко,

из которого прорастает эмоциональная

оценка ребёнком жизненных явлений»

В.А.Сухомлинский.

«Роль сказки в нравственном воспитании детей»

Эффективным средством в воспитании положительных качеств личности дошкольников является сказка. С самого раннего детства она входит в жизнь ребёнка, знакомит их с миром литературы, именно через сказку ребёнок воспринимает этот мир, человеческие взаимоотношения, постигает все мудрости бытия. Родители и педагоги во все времена использовали сказку как самое доступное средство для духовно - нравственного и патриотического воспитания и развития ребёнка.

 Задача  детского сада и семьи:

  1. Помогать детям различать духовно - нравственные категории добро и зло, любовь и ненависть, трудолюбие и лень.
  2. Развивать познавательную активность детей. Способствовать  видеть и ценить красоту.
  3. Уметь отличать хорошее от плохого в художественном произведении и в жизни, уметь делать нравственный выбор.
  4. Развивать у детей чувство любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

 Детям интересно слушать сказки, играть в сказки, представлять себя сказочными героями. Они сопереживают положительным героям, стараются помочь им, предупреждают об опасности. В сказках все просто и понятно, положительные и отрицательные герои, добро и зло и наконец, самое главное в сказках всегда – добро побеждает зло. Дети верят в сказку, а значит, через сказку можно воспитывать. Через сказочных героев дети познают окружающий мир, стараются быть похожими на положительных героев, копируют поведение и обороты речи, а так же цели главных положительных героев.

После прочтения сказки, очень важно обсудить её, какие проблемы и почему возникли у героев и как они нашли пути решения, это позволяет детям научиться анализировать, формирует умение оценивать поступки литературных героев и те переживания, которые они испытывают при совершении поступка.

Материалом для народных сказок всегда были примеры из жизни простых людей, их стремление к справедливости, к счастью. Сказки показывают благородство и великодушие мудрых, жадность и зависть глупых героев.  . Дети с удовольствием следят за рассказчиком и пытаются повторять.

 Народные сказки – уникальный материал, позволяющий родителям раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

- Добро побеждает зло («Золушка»);

- учат дружить («Теремок»)

- учат трудолюбию и взаимопомощи («Репка»);

- уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за меньших («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси- лебеди»);

- учат переживать за героев, на которых выпали испытания («Царевна-лягушка»);

- помогают понять хитрость и обман («Лиса и журавль»);

- высмеивают жадность и зло («Сказка о золотой рыбке»); а зло не существует само по себе, а придумано в противовес добру. Если бы старуха была чуткой и благородной, то разве мы бы узнали, как щедра и благородна Золотая рыбка?

-вызывают интерес к жизни русских героев: «Илья Муромец»,«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»,«Алеша Попович и Змей Горыныч».

- формируют понятие «единства всех живущих на земле людей».

- вызывают интерес и желание узнавать историю жизни русских героев.

В каждой сказке есть наставление, не зря говорится «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна - девица (умница, рукодельница).Наиболее популярные сказки для формирования женских черт характера – «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

   Важной специфической особенностью воспитания через сказку является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребёнка, для усиления воспитательно...

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Доклад: «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Информация о том, как сказки влияют на нравственность детей. Развитие и воспитание в душе каждого ребёнка духовного начала....