«Роль сказки в нравственном воспитании детей»
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Солнышко» Полтавского района Омской области
«Роль сказки в нравственном воспитании детей»
Жернакова Н.И.
Воспитатель высшей
квалификационной категории
2024 г.
Сказка – это зёрнышко,
из которого прорастает эмоциональная
оценка ребёнком жизненных явлений»
В.А.Сухомлинский.
«Роль сказки в нравственном воспитании детей»
Эффективным средством в воспитании положительных качеств личности дошкольников является сказка. С самого раннего детства она входит в жизнь ребёнка, знакомит их с миром литературы, именно через сказку ребёнок воспринимает этот мир, человеческие взаимоотношения, постигает все мудрости бытия. Родители и педагоги во все времена использовали сказку как самое доступное средство для духовно - нравственного и патриотического воспитания и развития ребёнка.
Задача детского сада и семьи:
- Помогать детям различать духовно - нравственные категории добро и зло, любовь и ненависть, трудолюбие и лень.
- Развивать познавательную активность детей. Способствовать видеть и ценить красоту.
- Уметь отличать хорошее от плохого в художественном произведении и в жизни, уметь делать нравственный выбор.
- Развивать у детей чувство любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.
Детям интересно слушать сказки, играть в сказки, представлять себя сказочными героями. Они сопереживают положительным героям, стараются помочь им, предупреждают об опасности. В сказках все просто и понятно, положительные и отрицательные герои, добро и зло и наконец, самое главное в сказках всегда – добро побеждает зло. Дети верят в сказку, а значит, через сказку можно воспитывать. Через сказочных героев дети познают окружающий мир, стараются быть похожими на положительных героев, копируют поведение и обороты речи, а так же цели главных положительных героев.
После прочтения сказки, очень важно обсудить её, какие проблемы и почему возникли у героев и как они нашли пути решения, это позволяет детям научиться анализировать, формирует умение оценивать поступки литературных героев и те переживания, которые они испытывают при совершении поступка.
Материалом для народных сказок всегда были примеры из жизни простых людей, их стремление к справедливости, к счастью. Сказки показывают благородство и великодушие мудрых, жадность и зависть глупых героев. . Дети с удовольствием следят за рассказчиком и пытаются повторять.
Народные сказки – уникальный материал, позволяющий родителям раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
- Добро побеждает зло («Золушка»);
- учат дружить («Теремок»)
- учат трудолюбию и взаимопомощи («Репка»);
- уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за меньших («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси- лебеди»);
- учат переживать за героев, на которых выпали испытания («Царевна-лягушка»);
- помогают понять хитрость и обман («Лиса и журавль»);
- высмеивают жадность и зло («Сказка о золотой рыбке»); а зло не существует само по себе, а придумано в противовес добру. Если бы старуха была чуткой и благородной, то разве мы бы узнали, как щедра и благородна Золотая рыбка?
-вызывают интерес к жизни русских героев: «Илья Муромец»,«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»,«Алеша Попович и Змей Горыныч».
- формируют понятие «единства всех живущих на земле людей».
- вызывают интерес и желание узнавать историю жизни русских героев.
В каждой сказке есть наставление, не зря говорится «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна - девица (умница, рукодельница).Наиболее популярные сказки для формирования женских черт характера – «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Важной специфической особенностью воспитания через сказку является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребёнка, для усиления воспитательно...

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Доклад: «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».
Информация о том, как сказки влияют на нравственность детей. Развитие и воспитание в душе каждого ребёнка духовного начала....
Консультации для родителей средней группы " Какой должна быть сказка?" " Сочиняем сказку сами." Роль сказки в нравственном воспитании детей
в помощь для родителей при выборе сказок для детей 4-5 ....


