Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Будаева Елена Гомбодоржиевна

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Чтобы сказки не обидеть

Надо их почаще видеть

Их читать и рисовать

Их любить и в них играть

Сказки всех отучат злиться

А научат веселиться

Быть добрее и скромнее

Терпеливей и мудрее

Развитие и воспитание в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_2.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Чтобы сказки не обидеть

Надо их почаще видеть

Их читать и рисовать

Их любить и в них играть

Сказки всех отучат злиться

А научат веселиться

Быть добрее и скромнее

Терпеливей и мудрее

Развитие и воспитание в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

          Задачи:

1. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.

2. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.

4. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

5. Воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгой.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

- чтение воспитателя, дословная передача текста. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей;

- рассказывание, более свободная передача текста. Стараюсь сказку рассказывать выразительно, так чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний использую такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

Приемы формирования восприятия сказки

1. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

2. Повторность чтения и рассказывание сочетаются с использованием художественных средств, где дети могут передать свое отношение к герою сказки. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

3. Один из приемов, способствующих анализу поступков – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок) . Задавая вопросы, также используются ряд дополнительных приемов, которые усиливают эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации (иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения).

          4.Драматизация является одной из форм активного восприятия поступка сказочного персонажа. В ней ребенок выполняет роль сказочного героя.

5. Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время заключительной беседы акцентрируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах преобладают такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Для того, чтобы решить задачи используются следующие этапы:

Подготовительный этап:

1. Подбор и изучение методической литературы;

2. Изучение проблемы.

Основной этап или этап реализации

1. Подбор дидактических игр;

2. Составление перспективного плана;

3. Разработка циклограммы по теме «Неделя с добром в сердце».

Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

   Важной специфической особенностью воспитания через сказку является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребёнка, для усиления воспитательно...

Доклад: «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Информация о том, как сказки влияют на нравственность детей. Развитие и воспитание в душе каждого ребёнка духовного начала....

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

ВведениеАктуальность данной проблемы в нынешнее время чрезвычайно высока, поскольку сегодня мы все чаще можем видеть примеры детской жестокости и агрессивности не только по отношению друг другу, но та...

Материал из опыта работы «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...