Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
материал (старшая группа) на тему

Жигунова Екатерина Юрьевна

Введение

Актуальность данной проблемы в нынешнее время чрезвычайно высока, поскольку сегодня мы все чаще можем видеть примеры детской жестокости и агрессивности не только по отношению друг другу, но также – по отношению к близким людям.

Что же формирует такую жизненную позицию у детей? Безусловно, ответственность за это ложится на нынешние реалии жизни. И в первую очередь, на нынешние мультипликационные фильмы. Они искажают представления о нравственных качествах, таких как доброта, справедливость или милосердие.

Однако же, с самого момента рождения ребенок должен быть нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо наглядно демонстрировать малышу нравственную суть каждого поступка.

Зная возрастные особенности детей младшего школьного возраста (4 – 5 лет), тем не менее, можно заметить неумение многих детей этого возраста общаться друг с другом,  иногда – проявление склонности к враждебности по отношению к окружающим, нежелание делиться игрушками и оказывать помощь сверстникам или взрослым (по их просьбе).

Иногда у детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А ведь именно в указанном возрасте идет формирование и развитие нравственных качеств человека[1].

Однако же, нравственные категории, подобные добру и злу, что можно, что нельзя, что есть хорошо, а что – плохо, целесообразно формировать, в первую очередь, собственным примером.

Также этот процесс будет более плодотворным с использованием народных сказок, в том числе о животных. Дело в том, что по сути своей сказка полностью отвечает природе маленького ребенка; она близка его представлению об окружающей действительности, его мышлению. Таким образом, сказка может выступать в роли мощного инструмента формирования правильного мировосприятия малыша.

К примеру, сказки помогут  показать:

– как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

– как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

– что любое дело гораздо проще выполнить сообща («Репка») и т. п.

Цель нашей работы – представить аргументы для обоснования тезиса о том, что сказка является сильным подспорьем процесса воспитания в душе каждого ребенка духовного начала.

Для достижения целей нужно выполнить следующие задачи:

1.     побуждать у детей интерес к сказкам, в том числе, и к народным;

2.     создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

3.     формировать представление о понятиях «можно» и «нельзя», о категориях добра и зла, о том, как важно выбрать из этих категорий правильное, т. е. добро, и к чему приводит зло, случающееся в жизни людей;

4.     развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению, как собственному, так и чужому.

5.     Демонстрация ценности сказки действующим (то есть, уже являющимся) и будущим родителям, ее особой роли в воспитании сегодняшнего и, в особенности, завтрашнего человека.



[1] Абрамова А. Воспитание сказкой // Мир во мне. Информационный портал [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www.mirwomne.ru/deti-starsche-3/articles/vo...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_o_roli_.docx49.02 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………….3
  2. Мметоды по ознакомлению детей со сказкой………………………………..5
  3. Формирование категориального восприятия у детей……………………..6
  4. Принципы развития анализа сказок ребенком…………………………….7
  5. Приемы формирования восприятия сказки………………………………...11
  6. Выводы………………………………………………………………………...14
  7. Список использованной литературы……………………………………….17

Введение

Актуальность данной проблемы в нынешнее время чрезвычайно высока, поскольку сегодня мы все чаще можем видеть примеры детской жестокости и агрессивности не только по отношению друг другу, но также – по отношению к близким людям.

Что же формирует такую жизненную позицию у детей? Безусловно, ответственность за это ложится на нынешние реалии жизни. И в первую очередь, на нынешние мультипликационные фильмы. Они искажают представления о нравственных качествах, таких как доброта, справедливость или милосердие.

Однако же, с самого момента рождения ребенок должен быть нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо наглядно демонстрировать малышу нравственную суть каждого поступка.

Зная возрастные особенности детей младшего школьного возраста (4 – 5 лет), тем не менее, можно заметить неумение многих детей этого возраста общаться друг с другом,  иногда – проявление склонности к враждебности по отношению к окружающим, нежелание делиться игрушками и оказывать помощь сверстникам или взрослым (по их просьбе).

Иногда у детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А ведь именно в указанном возрасте идет формирование и развитие нравственных качеств человека[1].

Однако же, нравственные категории, подобные добру и злу, что можно, что нельзя, что есть хорошо, а что – плохо, целесообразно формировать, в первую очередь, собственным примером.

Также этот процесс будет более плодотворным с использованием народных сказок, в том числе о животных. Дело в том, что по сути своей сказка полностью отвечает природе маленького ребенка; она близка его представлению об окружающей действительности, его мышлению. Таким образом, сказка может выступать в роли мощного инструмента формирования правильного мировосприятия малыша.

К примеру, сказки помогут  показать:

– как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

– как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

– что любое дело гораздо проще выполнить сообща («Репка») и т. п.

Цель нашей работы – представить аргументы для обоснования тезиса о том, что сказка является сильным подспорьем процесса воспитания в душе каждого ребенка духовного начала.

Для достижения целей нужно выполнить следующие задачи:

  1. побуждать у детей интерес к сказкам, в том числе, и к народным;
  2. создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
  3. формировать представление о понятиях «можно» и «нельзя», о категориях добра и зла, о том, как важно выбрать из этих категорий правильное, т. е. добро, и к чему приводит зло, случающееся в жизни людей;
  4. развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению, как собственному, так и чужому.
  5. Демонстрация ценности сказки действующим (то есть, уже являющимся) и будущим родителям, ее особой роли в воспитании сегодняшнего и, в особенности, завтрашнего человека.

2. Методы по ознакомлению детей со сказкой

Что касается первой и второй задач, то для начала можно выделить несколько методов по ознакомлению детей дошкольного возраста со сказкой.

  1. Чтение.

Самый распространенный метод – это чтение родителем и/или воспитателем, т.е. дословная передача текста. Сказки, небольшие по объему,  как правило, даже рассказываются детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Но, все же, большую часть произведений читают по книжке. Кстати, демонстрация бережного обращения с книгой в момент чтения также является примером для детей.

  1. Рассказывание, т.е. более свободная, вольная передача текста с сохранением смысла.

При рассказывании допустимым является сокращение или небольшое видоизменение текста, включение пояснений, перестановка слов и тому подобное. Главной задачей рассказчика становится необходимость выразительного рассказа, чтобы дети заслушивались. Игра в дидактические игры помогает закрепить результат.

Примерами дидактических игр могут служить игры «Отгадай сказку», «Я начинаю – ты продолжи», «Придумай окончание», «Отгадай, из какой я сказки?» (описание персонажей) и так далее.

  1. Просмотр сказок в виде мультфильмов.

        Положительным моментом этого метода будет наглядное иллюстрирование действий, происходящих в сказке, более полное и точное восприятие ее персонажей.

        Однако данный метод следует применять с осторожностью, поскольку слишком частый и бесконтрольный просмотр мультипликационных фильмов не позволят ребенку развить собственную фантазию и воображение, а также могут замедлить процесс формирования у детей различных физических и психических навыков, таких как чтение, письмо и так далее.

        

        3. Формирование категориального восприятия у детей

        По поводу выполнения третьей задачи, поставленной в данной работе, то следует отметить, что сказка не дает ребенку прямых указаний или наставлений, вроде таких, как «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не бери ничего без разрешения» или «не уходи из дома, пока родители не разрешат», однако в ее содержании всегда заложен некий урок, который малыши постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

        Кстати, именно тем и объясняется иногда возникающее у ребенка желание несколько раз перечитывать одно произведение или какой-либо его конкретный эпизод.

К примеру, в сказке «Репка» младших дошкольников учат быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: ходить одним в лес нельзя, поскольку можно попасть в беду, а уж если так получилось, то не следует отчаиваться, вместо этого необходимо постараться найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить[2].

Завуалированное указание слушаться родителей и вообще старших звучит в таких сказках: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешка».

Страх и трусость поддаются осмеянию в сказке «У страха глаза велики», а хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк».

Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Крошечка-Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), ну а что касается заботы о ближнем, то она всячески поощряется («Бобовое зернышко»).

4. Принципы развития анализа сказок ребенком

Следующая поставленная задача – развить умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, научить давать оценку поведению, своему и других людей.

С этой задачей сказка справляется превосходно, поскольку ее герои наделены, как правило, большим количеством различных добродетелей. То есть, отождествляя себя с ними, дитя незримо пропускает через себя, а значит и впитывает систему нравственных ценностей, переданных духовной традицией своего народа.

Например, русскому народу, не то чтобы не присуща месть, однако она никогда не станет тем импульсом, что ведет на подвиги героев русских сказок. Это хорошо иллюстрирует одна из сказок, в которой для того, чтобы уговорить Никиту Кожемяку сразиться со Змеем, царю приходится прибегнуть к особой «хитрости»: он приводит под окно богатыря двести детей, осиротевших из-за Змея. Глядя на их слёзы, Никита «и сам прослезился».

Далее в этой же сказке явственно прослеживается мысль о том, что не жажда отмщения, а лишь способность сострадать, может дать человеку такую силу, способною сделать его настоящим героем и привести к победе даже в заведомо неравном бою. Ну а, победив Змея, как известно, Никита за то никакой награды не взял.

Кроме того, рано или поздно возникает вопрос, как же разобраться в том, чему учит ребенка конкретная сказка.

«Запоминается и передается из поколения в поколение только то, что, так или иначе, дорого человечеству. Самая устойчивость сказочного предания доказывает, что сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое» Е. Н. Трубецкой.

С детства все мы хорошо помним слова А. С. Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок». Но, к сожалению, далеко не все нынешние взрослые (а особенно это умение важно для молодых родителей) могут похвастаться точным пониманием, какой же «урок» предлагает выучить та или другая сказка.

Данная работа призвана разобраться в этом вопросе.

Одним из факторов, свидетельствующих о правильном восприятии того, на что сказка «намекает», является факт наличия аналогичной темы в других жанрах русского народного творчества. То есть, значимые темы не останутся в пределах сказочного мира. Их отголоски обязательно встретятся в песнях, поговорках, присказках, прибаутках и, конечно, в пословицах.

Еще один безотказный способ определить, верно ли воспринят сказочный урок – попробовать, прочитав сказку, выразить ее основной смысл русской пословицей. Для этого можно воспользоваться любым сборником, в котором пословицы собраны в тематические разделы.

Приведем несколько примеров:

А) Сказка «Колобок».

С ней можно соотнести такие пословицы:

–   «Чем хвалимся, на том и провалимся»,

  • «На языке медок, а на сердце – ледок» и другие.

Б) Сказка «Теремок».

С ней можно соотнести такие пословицы:

–   «Не бравши топор, жилья не срубишь»,

–   «Легко взято, легко и потеряно» и другие.

В) Сказка «Репка»[3].

С ней можно соотнести такие пословицы:

–   «Из многих малых одно большое выходит»,

–   «Капля камень точит» и тому подобные.

В) Сказка «Лиса и журавль».

С ней можно соотнести такие пословицы:

–   «Как аукнется, так и откликнется»,

–   «Каков привет, таков и ответ» и так далее.

Г) Сказка «Курочка, мышка и тетерев».

С ней можно соотнести такие пословицы:

–   «Из многих малых одно большое выходит»,

–   «Капля камень точит»

–   «Хочешь есть калачи – не лежи на печи» и тому подобные.

Д) Сказка «Лисичка со скалочкой».

С ней можно соотнести такие пословицы:

–   «Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить» и другие.

Е) Сказка «Лёгкий хлеб».

С ней можно соотнести такие пословицы:

–   «Хлеб горбом достают»,

–   «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

–   «Хочешь есть калачи – не лежи на печи» (снова) и иные.

Ж) Сказка «Крошечка-Хаврошечка».

С ней можно соотнести такие пословицы:

–   «Кто добро творит, того Бог благословит»,

–   «Кто правдой живёт, тот добро наживёт» и т. п.

З) Сказка «Морозко».

С ней можно соотнести такие пословицы:

–   «Работай – сыт будешь, молись – спасешься, терпи – смилуются»,

–   «Без смиренья нет спасенья»

 –   «Кто правдой живёт, тот добро наживёт» и т. д.

И) Сказка «Маша и медведь».

С ней можно соотнести такие пословицы:

–   «Горе горюй, да руками воюй» и др.

К) Сказка «Заюшкина избушка»[4].

С ней можно соотнести такие пословицы:

–   «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай»,

–   «И на силу найдётся пересилок» и другие.

Подобный список можно составить на все существующие русские народные сказки.

Следует помнить и о том, что предварительные размышления взрослого над сказкой помогут правильной расстановке смысловых акцентов в речи «сказителя». Это способствует получению действительно благодатного эффекта от сказки, которая понесет слушателю уроки народной мудрости.

5. Приемы формирования восприятия сказки

Теперь необходимо изучить  возможные приемы формирования восприятия сказки.

  1. Выразительность.

Выразительность при чтении сказок достигается разнообразием интонаций, мимикой и/или жестами, но не слишком выразительными, а, скорее, намекающими на движение. Все эти и подобные им приемы необходимы для того, чтобы дети представляли живые образы персонажей.

  1. Повторение.

Действительно, небольшую сказку, вызвавшую достаточно сильный интерес у ребенка, целесообразно повторить. А иногда и не один раз. Из большой же сказки повторно можно зачитать отдельные отрывки, наиболее значимые для понимания, или же наиболее яркие.

  1. Одним из характерных приемов, с помощью которого часто выстраивается действие в сказке, является кумуляция – цепочка повторов.         Этот прием хорошо известен нам по таким сказкам, как «Репка», «Колобок», «Теремок» и др. Подобная организация речи рассказчика помогает маленькому ребенку прочнее освоиться в сказочном повествовании.
  2. Использование ИЗО.

Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Все это поможет ребенку создавать более полные и яркие зрительные образы, которые впоследствии могут быть достаточно легко воссозданы.

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – демонстрацию игрушек, иллюстраций, применить инсценировку, движения пальцами и/или руками.

Драматизация также будет являться одной из форм активного восприятия сказки, где ребенок примерит роль сказочного персонажа. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, отсутствие боязни выступления перед большим скоплением народу, самостоятельность, артистичность.

Также следует использовать и различные словесные приемы. Часто при чтении сказки ребенок не понимает отдельные слова или даже выражения. В подобных случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, поскольку мы нарушим логическую цепочку, а это нарушает восприятие произведения.

Иногда какие-либо слова можно объяснить до чтения.

Рассматривание иллюстраций в книге способствует более ясному восприятию. Иллюстрации демонстрируют именно в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам просто необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть, как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и разыгранный родителями мини-спектакль или же кукольная постановка по сказке.

При этом следует помнить, что обликом нарисованные или кукольные персонажи должны быть похожи на свои реальные прототипы, кроме, конечно же, размера.

Если для детей младшего и среднего возраста важен принцип наглядности для лучшего восприятия сказки, то для старших особенно значимо развитие внимания к слову, способности понимать и переживать словесное действие.

   Поэтому следующий прием – это беседа с дошкольником по прочитанной сказке. Это комплексный прием, который, как правило, включает в себя несколько простых приемов – словесных и наглядных. Различают вводную или же предварительную беседу до чтения и заключительную беседу, соответственно – после чтения.

Проводя заключительную беседу, важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

•        Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

•         Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок.

•        Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

•         Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Выводы

Кроме всего вышеуказанного, существует еще одно неоспоримое достоинство такого жанра, как сказка. Именно она открывает перед слушателем поэтичное звучание родной речи. Нынешним, современным родителям, которые привыкли к жаргонным и шаблонным оборотам бытового и газетного языка бывает, порой, трудно сохранить благозвучие русской речи при рассказывании сказки малышу.

Как же избежать подобного? В этом поможет небольшая предварительная работа с текстом той сказки, которая будет впоследствии рассказана. Попробуем выделить некоторые особенности сказочной речи для того, чтобы не потерять их при пересказе.

Итак, наиболее характерные обороты речи в сказках:

  1. зачин  («В некотором царстве, в некотором государстве…» и т.д.)

Неопределенность места и времени, с одной стороны, рождает у слушателя ощущение нереальности повествования, а с другой – дает возможность представить себя его участником…

  1. рифмованные формулы, характеризующие

– персонажей («мышка - норушка, лягушка-квакушка» и пр.),

– время («долго ли, коротко» и пр.),

– особенности места и обстоятельств действия («леса дремучие, звери рыскучие», «выше леса стоячего, ниже облака ходячего», «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве» и пр.);

– эпитеты («палаты белокаменные», «уста сахарные» и пр.);

– кумулятивные приемы (повторы структурных частей, как в «Репке», к примеру: «Дедка – за репку, бабка – за дедку, внучка – за бабку, Жучка – за внучку, кошка – за Жучку, мышка – за кошку, тянут-потянут…», и при этом, с каждым новым действием добавляется новое действующее лицо, название которого присоединяется к уже перечисленным, и цепочка повторяется с самого начала. Подобный прием использован и в такой широко известной сказке, как «Колобок», и во многих других сказках),

– концовку («…стали жить-поживать, да добра наживать», «…и устроили они пир на весь мир, и я там был, мед, пиво пил…»)

Рассмотрим употребление этих оборотов на примере небольших отрывков:

«…Сели на коней, поехали в чистое поле. То не ясные соколы налетают на стаю голубиную, напускаются сильно могучие богатыри на войско вражее! ( «Иван царевич и Белый Полянин») …»

«Ох вы, детушки мои, козлятушки! На что отпиралися-отворялися, злому волку доставалися? Он вас поел, а меня, козу, со великим горюшком, со кручиною оставил!» ("Коза и семеро козлят")

«…Взяла лису досада, думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала! Как аукнулось, так и откликнулось!» ("Лиса и журавль")

И все же, не следует забывать, что сказка – жанр устного народного творчества. Это значит, что она не читалась по книжке, её подлинная жизнь обреталась именно в слове, в речи опытного сказителя.

Сегодня же, в силу известных обстоятельств современной жизни, лучше родителей  никто не сможет утолить извечное стремление детской души к мистической глубине и духовной возвышенности сказочного повествования.

Таким образом, главная ценность сказок состоит в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, и в особенности – на его нравственное воспитание.

Сказки внушают детям уверенность в том, что правда всегда восторжествует, а победа добра над злом – неизбежна. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Далее, сказки способствуют развитию фантазии и воображения ребенка, формировании его практических навыков, таких, как речь, внимание, мышление и др. Также, сказки помогают ребенку развить усидчивость и терпение, дожидаясь, чем же закончится произведение, победят ли хорошие плохих, и тому подобное.

И, наконец, еще одним достоинством сказки является ознакомление ребенка с самобытной культурой речи русского народа.

Список использованной литературы:

  1. Абрамова А. Воспитание сказкой // Мир во мне. Информационный портал [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www.mirwomne.ru/deti-starsche-3/articles/vospitanie/cherez-skazku/
  2. Родин А. Роль сказки в воспитании детей // Воспитание детей [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://rearchildren.ru/stati/rol-skazki-v-vospitanii-detej/
  3. Русские народные сказки (Сост. В. П. Аникин). – М., «Детская литература», 1978.
  4. Русские народные сказки (сборник) // Электронная библиотека RoyalLib.com [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://royallib.com/book/neizvesten_avtor/russkie_narodnie_skazki.html


[1] Абрамова А. Воспитание сказкой // Мир во мне. Информационный портал [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www.mirwomne.ru/deti-starsche-3/articles/vospitanie/cherez-skazku/

[2] Родин А. Роль сказки в воспитании детей // Воспитание детей [Электронный ресурс].

[3] Русские народные сказки (Сост. В. П. Аникин). – М., «Детская литература», 1978.

[4] Русские народные сказки (сборник) // Электронная библиотека RoyalLib.com [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://royallib.com/book/neizvesten_avtor/russkie_narodnie_skazki.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

   Важной специфической особенностью воспитания через сказку является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребёнка, для усиления воспитательно...

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Доклад: «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Информация о том, как сказки влияют на нравственность детей. Развитие и воспитание в душе каждого ребёнка духовного начала....

Материал из опыта работы «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...