семинар - практикум для родителей: "Материнская тревога"
план-конспект занятия

Семинар - практикум для родителей с целью снижения психоэмоционального напряжения, профилактики эмоционального выгорания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_materinskaya_trevoga.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум «Материнская тревога» (для родителей в КЦСО)

Цель: познакомить с методами и приемами снижения тревожного состояния.

1. Вводная часть.  Приветствие. Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о важной теме- родительской тревоге. Вы мамы и этого уже достаточно, чтобы тревожиться обо всем: начиная от температуры пюре, заканчивая будущим наших детей; волнуемся за здоровье, успехи, друзей, будущее наших детей… Но когда тревога становится чрезмерной, она мешает и родителю, и ребенку.

Сегодня мы узнаем как проявляется тревога, сделаем мини- тест на самодиагностику, попробуем простые упражнения для снижения тревожности, обсудим как сделать свое родительство более спокойным и осознанным.

2. Мини – тест: «Как проявляется моя тревога?»

Инструкция: предложите участникам взять ручки, бумагу, предложите отметить те утверждения, которые про них:

1. Я часто думаю: А вдруг случится что- то плохое с моим ребенком?»

2. Мне сложно отпустить ребенка одного (на кружок, во двор, в школу)

3. Я часто проверяю, все ли в порядке (здоровье, настроение, успеваемость)

4. Чувствую вину или тревогу, если провожу время без ребенка.

5. часто думаю о его будущем и переживаю, что делаю что- то не так.

Интерпретация:

0-1 – низкий уровень тревожности

2-3 – умеренная тревожность 9в пределах нормы)

4 – 5 – высокая тревожность (стоит задуматься о способах регулирования состояния.

3. Практическая часть

Упражнение 1 «Стоп – кадр»

Цель: осознание тревожных мыслей и определение их реальности.

Инструкция: закройте глаза (по желанию). Вспомните ситуацию, когда вы сильно тревожились за ребенка. Зафиксируйте:

что именно вы думали?

что чувствовали телом?

Что сделали?

Откройте глаза и коротко запишите: «Моя тревожная мысль – моя реакция»

Обсуждение: Тревожная мысль – не факт, а гипотеза. Умение ее замечать – первый шаг к управлению.

Допустим, пошла дочка вечером гулять, а мамочка попросила ее позвонить и сказать, что в порядке, чтобы она не волновалась. А звонка все нет и нет… Мама сама начинает названивать ей на мобильный, а он выключен. Что же могло случиться с дочкой? Ограбили? Отняли телефон? Плохо стало на улице, сознание потеряла и ее в больницу забрали? Под машину попала? И вот воображение рисует картину милой доченьки, задавленной машиной вместе со своим телефоном. Сердце начинает бешено колотиться, спина покрывается холодным потом, дыхание становится частым и прерывистым… А звонка все нет. Ну, все! Точно под машину попала! И материнское сердце такого не выдерживает, через полчаса скорая помощь увозит женщину в больницу с сердечным приступом. А через полчаса домой возвращается дочь, у которой всего -навсего разрядилась батарейка на телефоне, а возможности позвонить с другого не было.

Разумеется, в приведенном примере такая реакция- проблема не сколько дочки, сколько самой мамы. Увы, это очень распространенная беда многих матерей, мы при каждом удобном случае начинаем думать, что с ребенком случилось что- то нехорошее. Как подсчитали психологи, порядка 70% наших переживаний происходит по поводу событий, которые не существуют в реальности, а лишь в воображении. Когда мы в деталях представляем себе неприятность, наш организм выдает такую реакцию, как будто она уже произошла.

Упражнение 2 «Дыхание 4-7-8». Когда нас накрывают тревожные мысли, меняется дыхание, учащается сердцебиение.  Для того, чтобы быстро снять нервное напряжение, восстановить дыхание, используются дыхательные техники:

Инструкция:

Вдох на 4 счета

Задержка дыхания на 7

Медленный выдох на 8

Сделайте 3 цикла. Обратите внимание на состояние тела и головы до и после.

Упражнение 3 «Контроль – зона влияния»

Инструкция: нарисуйте круг. Внутри напишите, что вы можете контролировать, например: питание, режим, отношения в семье и т.д.). Снаружи круга – то, на что повлиять не можете (погода, политика, поведение других людей, решения школы, детского сад и т.д.)

Вывод: сосредотачивайтесь на том, что в вашей зоне влияния – тревога уходит, когда вы чувствуете опору.

Давайте разберемся, что мы можем сделать для того, чтобы ребенок уверенно стоял на ногах в будущем.

1. Помните, что полного контроля не существует. Мы же не можем предусмотреть все и обезопасить ребенка от всего. И это нормально. Наша задача – не убрать все препятствия с его пути, а научить справлять с ними.

Смотрите на воспитание как на тренировку. Дети растут сильными, когда сталкиваются с задачами и решают их сами. Попробуйте воспринимать ошибки как ценные уроки, а не провалы. Каждый раз, когда мы даем ребенку возможность самому разобраться, мы укрепляем его уверенность.  Забудьте про идеального родителя. Он существует только в инстаграме. Дети учатся жить, видя как мы справляемся с реальной жизнью. Ошиблись? Отлично! Покажите как признавать и исправлять ошибки. Это гораздо важнее, чем постоянно быть «правильной».

Работай над собой. Часто наша тревога – это не про ребенка, это про нас. Мы боимся, что у него не получится, что это покажет нас плохими родителями. Напомните себе, его жизнь – это его путь. Ваша задача- быть рядом, но не проживать за него.

Наблюдайте за ребенком. Когда вы видите, как он справляется с чем- то сложным, даже если маленькими шагами, напоминайте себе:  «Он растет, он справляется». Это помогает формировать доверие к нему.

Упражнение «Цветок спокойствия»

Корень – семья

Стебель – уверенность за будущее ребенка

Лепестки:

Какие навыки и качества помогут ребенку в будущем? Вы не можете подготовить его ко всем вызовам, но вы можете дать ему инструменты, чтобы он справлялся с любыми из них.

Умение справляться с неудачами. Научите ребенка видеть в ошибках опыт. Помогайте ему задавать себе вопросы: «Что я могу сделать по- другому в следующий раз?»

Эмоциональный интеллект. Важно уметь понимать свои эмоции и чувства других людей. Ребенку, который знает, как справляться с гневом, грустью, разочарованием, будет легче строить отношения и решать конфликты.

Критическое мышление. Учите задавать вопросы: «Почему так?» или «Что будет, если…» Это помогает принимать взвешенные решения и не следовать за толпой.

Навыки коммуникации. Способность ясно выражать выражать свои мысли, слушать других и договариваться открывает двери в любой сфере жизни. Показывайте на своем примере, как вести диалог, как быть внимательной к словам и эмоциям.

Гибкость и адаптивность. Мир меняется быстро, а умение приспосабливаться – одно из важнейших качеств. Покажите ребенку, что пробовать новое и выходить из зоны комфорта – это не тсрашно, а интересно.

Ответственность. Пусть ребенок привыкает нести ответственность за свои слова, поступки и выбор. Это значит не только разрешать ему принимать решения, но и показывать, что каждый выбор имеет последствия.

Умение быть добрым. Это может казаться банальным, но в мире, где все автоматизируется, человеческая доброта будет все ценнее. Показывайте, как забота о других делает жизнь лучше.

Итак, наша задача – не убрать тревоги ребенка, а помочь ему стать человеком, который умеет с ними справиться. Доверяйте своему ребенку и дайте ему инструменты, чтобы он справился с любыми вызовами. А ваша тревога? Превратите ее в уверенность:  ты делаешь все,  чтобы дать ему прочный фундамент. А дальше – его путь.

Вредные советы:

- Умение добиваться своего криком и истериками

- Умение подчиняться другим и зависеть от мнения окружающих.

-  Умение на все соглашаться.

- Умение сдерживать свои эмоции и не показывать их, проживать внутри себя.

4. Заключение. Обратная связь.

Родительская тревога- это нормально, но ею можно управлять. Ребенку не нужен идеальный родитель. Ему нужен живой, спокойный, принимающий взрослый. Начните с себя и вам обоим станет легче.

Упражнение «Цветок спокойствия»

Семья

Уверенность за будущее ребенка

Умение справляться с неудачами. 

Эмоциональный интеллект. 

Критическое мышление. 

Навыки коммуникации. 

Гибкость и адаптивность. 

Ответственность.

Умение быть добрым.

 Умение добиваться своего криком и истериками

Умение подчиняться другим и зависеть от мнения окружающих.

 Умение на все соглашаться.

Умение сдерживать свои эмоции и не показывать их, проживать внутри себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

семинар-практикум Семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему «Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора»

Цель семинара: обобщить знания и опыт в применении методов и приемов развития творческой активности на основе музыкального фольклора...