семинар - практикум для родителей: "Материнская тревога"
план-конспект занятия
Семинар - практикум для родителей с целью снижения психоэмоционального напряжения, профилактики эмоционального выгорания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум «Материнская тревога» (для родителей в КЦСО)
Цель: познакомить с методами и приемами снижения тревожного состояния.
1. Вводная часть. Приветствие. Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о важной теме- родительской тревоге. Вы мамы и этого уже достаточно, чтобы тревожиться обо всем: начиная от температуры пюре, заканчивая будущим наших детей; волнуемся за здоровье, успехи, друзей, будущее наших детей… Но когда тревога становится чрезмерной, она мешает и родителю, и ребенку.
Сегодня мы узнаем как проявляется тревога, сделаем мини- тест на самодиагностику, попробуем простые упражнения для снижения тревожности, обсудим как сделать свое родительство более спокойным и осознанным.
2. Мини – тест: «Как проявляется моя тревога?»
Инструкция: предложите участникам взять ручки, бумагу, предложите отметить те утверждения, которые про них:
1. Я часто думаю: А вдруг случится что- то плохое с моим ребенком?»
2. Мне сложно отпустить ребенка одного (на кружок, во двор, в школу)
3. Я часто проверяю, все ли в порядке (здоровье, настроение, успеваемость)
4. Чувствую вину или тревогу, если провожу время без ребенка.
5. часто думаю о его будущем и переживаю, что делаю что- то не так.
Интерпретация:
0-1 – низкий уровень тревожности
2-3 – умеренная тревожность 9в пределах нормы)
4 – 5 – высокая тревожность (стоит задуматься о способах регулирования состояния.
3. Практическая часть
Упражнение 1 «Стоп – кадр»
Цель: осознание тревожных мыслей и определение их реальности.
Инструкция: закройте глаза (по желанию). Вспомните ситуацию, когда вы сильно тревожились за ребенка. Зафиксируйте:
что именно вы думали?
что чувствовали телом?
Что сделали?
Откройте глаза и коротко запишите: «Моя тревожная мысль – моя реакция»
Обсуждение: Тревожная мысль – не факт, а гипотеза. Умение ее замечать – первый шаг к управлению.
Допустим, пошла дочка вечером гулять, а мамочка попросила ее позвонить и сказать, что в порядке, чтобы она не волновалась. А звонка все нет и нет… Мама сама начинает названивать ей на мобильный, а он выключен. Что же могло случиться с дочкой? Ограбили? Отняли телефон? Плохо стало на улице, сознание потеряла и ее в больницу забрали? Под машину попала? И вот воображение рисует картину милой доченьки, задавленной машиной вместе со своим телефоном. Сердце начинает бешено колотиться, спина покрывается холодным потом, дыхание становится частым и прерывистым… А звонка все нет. Ну, все! Точно под машину попала! И материнское сердце такого не выдерживает, через полчаса скорая помощь увозит женщину в больницу с сердечным приступом. А через полчаса домой возвращается дочь, у которой всего -навсего разрядилась батарейка на телефоне, а возможности позвонить с другого не было.
Разумеется, в приведенном примере такая реакция- проблема не сколько дочки, сколько самой мамы. Увы, это очень распространенная беда многих матерей, мы при каждом удобном случае начинаем думать, что с ребенком случилось что- то нехорошее. Как подсчитали психологи, порядка 70% наших переживаний происходит по поводу событий, которые не существуют в реальности, а лишь в воображении. Когда мы в деталях представляем себе неприятность, наш организм выдает такую реакцию, как будто она уже произошла.
Упражнение 2 «Дыхание 4-7-8». Когда нас накрывают тревожные мысли, меняется дыхание, учащается сердцебиение. Для того, чтобы быстро снять нервное напряжение, восстановить дыхание, используются дыхательные техники:
Инструкция:
Вдох на 4 счета
Задержка дыхания на 7
Медленный выдох на 8
Сделайте 3 цикла. Обратите внимание на состояние тела и головы до и после.
Упражнение 3 «Контроль – зона влияния»
Инструкция: нарисуйте круг. Внутри напишите, что вы можете контролировать, например: питание, режим, отношения в семье и т.д.). Снаружи круга – то, на что повлиять не можете (погода, политика, поведение других людей, решения школы, детского сад и т.д.)
Вывод: сосредотачивайтесь на том, что в вашей зоне влияния – тревога уходит, когда вы чувствуете опору.
Давайте разберемся, что мы можем сделать для того, чтобы ребенок уверенно стоял на ногах в будущем.
1. Помните, что полного контроля не существует. Мы же не можем предусмотреть все и обезопасить ребенка от всего. И это нормально. Наша задача – не убрать все препятствия с его пути, а научить справлять с ними.
Смотрите на воспитание как на тренировку. Дети растут сильными, когда сталкиваются с задачами и решают их сами. Попробуйте воспринимать ошибки как ценные уроки, а не провалы. Каждый раз, когда мы даем ребенку возможность самому разобраться, мы укрепляем его уверенность. Забудьте про идеального родителя. Он существует только в инстаграме. Дети учатся жить, видя как мы справляемся с реальной жизнью. Ошиблись? Отлично! Покажите как признавать и исправлять ошибки. Это гораздо важнее, чем постоянно быть «правильной».
Работай над собой. Часто наша тревога – это не про ребенка, это про нас. Мы боимся, что у него не получится, что это покажет нас плохими родителями. Напомните себе, его жизнь – это его путь. Ваша задача- быть рядом, но не проживать за него.
Наблюдайте за ребенком. Когда вы видите, как он справляется с чем- то сложным, даже если маленькими шагами, напоминайте себе: «Он растет, он справляется». Это помогает формировать доверие к нему.
Упражнение «Цветок спокойствия»
Корень – семья
Стебель – уверенность за будущее ребенка
Лепестки:
Какие навыки и качества помогут ребенку в будущем? Вы не можете подготовить его ко всем вызовам, но вы можете дать ему инструменты, чтобы он справлялся с любыми из них.
Умение справляться с неудачами. Научите ребенка видеть в ошибках опыт. Помогайте ему задавать себе вопросы: «Что я могу сделать по- другому в следующий раз?»
Эмоциональный интеллект. Важно уметь понимать свои эмоции и чувства других людей. Ребенку, который знает, как справляться с гневом, грустью, разочарованием, будет легче строить отношения и решать конфликты.
Критическое мышление. Учите задавать вопросы: «Почему так?» или «Что будет, если…» Это помогает принимать взвешенные решения и не следовать за толпой.
Навыки коммуникации. Способность ясно выражать выражать свои мысли, слушать других и договариваться открывает двери в любой сфере жизни. Показывайте на своем примере, как вести диалог, как быть внимательной к словам и эмоциям.
Гибкость и адаптивность. Мир меняется быстро, а умение приспосабливаться – одно из важнейших качеств. Покажите ребенку, что пробовать новое и выходить из зоны комфорта – это не тсрашно, а интересно.
Ответственность. Пусть ребенок привыкает нести ответственность за свои слова, поступки и выбор. Это значит не только разрешать ему принимать решения, но и показывать, что каждый выбор имеет последствия.
Умение быть добрым. Это может казаться банальным, но в мире, где все автоматизируется, человеческая доброта будет все ценнее. Показывайте, как забота о других делает жизнь лучше.
Итак, наша задача – не убрать тревоги ребенка, а помочь ему стать человеком, который умеет с ними справиться. Доверяйте своему ребенку и дайте ему инструменты, чтобы он справился с любыми вызовами. А ваша тревога? Превратите ее в уверенность: ты делаешь все, чтобы дать ему прочный фундамент. А дальше – его путь.
Вредные советы:
- Умение добиваться своего криком и истериками
- Умение подчиняться другим и зависеть от мнения окружающих.
- Умение на все соглашаться.
- Умение сдерживать свои эмоции и не показывать их, проживать внутри себя.
4. Заключение. Обратная связь.
Родительская тревога- это нормально, но ею можно управлять. Ребенку не нужен идеальный родитель. Ему нужен живой, спокойный, принимающий взрослый. Начните с себя и вам обоим станет легче.
Упражнение «Цветок спокойствия»
Семья
Уверенность за будущее ребенка
Умение справляться с неудачами.
Эмоциональный интеллект.
Критическое мышление.
Навыки коммуникации.
Гибкость и адаптивность.
Ответственность.
Умение быть добрым.
Умение добиваться своего криком и истериками
Умение подчиняться другим и зависеть от мнения окружающих.
Умение на все соглашаться.
Умение сдерживать свои эмоции и не показывать их, проживать внутри себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
семинар-практикум Семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему «Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора»
Цель семинара: обобщить знания и опыт в применении методов и приемов развития творческой активности на основе музыкального фольклора...