Как научить малыша различать цвета
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Учим малышей различать ЦВЕТА.
Каждый родитель и педагог, который работал с малышами, знает, как порой нелегко научить их различать цвета и запоминать названия. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Цветовосприятие у детей раннего возраста.
Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения их детьми дошкольного возраста. Так уж вышло, что человек видит мир в цветах. Цвет присутствует почти во всем, поэтому справедливо, что он
влияет на человека также, как и все остальное.
«Если цвет в воздействии на взрослых играет важную роль, оказывая на них
психологическое, а иногда и физиологическое влияние, то позволительно думать, что его роль еще более важна в воздействии на детей, чей ум более
восприимчив, а воображение более импульсивно» М. Дерибере.
Цвет является одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Воспринимая предмет в повседневной жизни и действуя с ним, ребенок далеко не всегда вычленяет и осознает его форму, но непременно откликается на цвет. Интерес к цвету формируется у детей постепенно, поэтому занятия должны строиться с учетом возрастных возможностей. Известный немецкий педагог XIX века Ф. Фребель рекомендовал во-первых, рассматривать цвет самостоятельно, независимо от формы предмета; во-вторых, в начале называть только сам цвет (красный, зеленый и т.д.), а затем его насыщенность (светлый, яркий, темный и т.д.); в третьих, знакомить детей с красками постепенно. Не следует переходить к работе с новым цветом, пока не освоен ранее предложенный. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
Сенсорное развитие – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений). Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений
об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для
успешного обучения ребенка в детском саду, в школе.
Впервые годы жизни (до двух лет) ребенок получает огромное количество разнообразных впечатлений из окружающего мира. Он различает цвета, формы, величины. Но далеко не все эти свойства и далеко не во всех случаях
Вот несколько советов:
∙ начиная учить цвета, сначала акцентируйте внимание ребенка на 4 основных – красном, синем, желтом и зеленом;
∙ не коверкайте слова, не стоит говорить, что шарф «синенький», — он синий;
∙ после того, как ребенок запомнит основные цвета, новые вводите постепенно, добавляя по 1 цвету, пока малыш не воспримет и его;
∙ одновременно не стоит добавлять похожие оттенки;
∙ проводите аналогии – синяя машина, синее небо, синяя тарелка, — чтоб малыш не связывал цвет только с одним предметом;
∙ не стоит постоянно просить ребенка указать на тот или иной цвет, лучше предложите ребенку принести вам игрушку определенного цвета, тогда вы и поймете, знает ли ребенок тот или иной цвет;
∙ не давайте на первых порах малышу черный карандаш – он оставляет наиболее яркий цвет на бумаге, нелегко будет переключиться на более тусклые цвета;
∙ не давайте ребенку рисовать ручкой – она рисует тонко и ярко, не требуется сильно нажимать, чтоб появилась линия, а именно этот нажим и тренирует руку;
∙ до 3 лет ребенку не рекомендуется давать рисовать фломастерами.
∙ постоянно и ненавязчиво рассказывайте ребенку про мир «в цвете»
Что же может помочь выучить цвета?
∙ воздушные шарики
∙ мелки
∙ пирамидки
∙ мозаики
∙ карандаши
∙ краски
∙ цветная бумага
∙ специальные цветовые наборы предметы быта
∙ книги («Петух и краски» Сутеева, «Цветные страницы» Маршака, А. Митяев «Шесть Иванов — шесть капитанов»)
Употребляйте названия цветов во время процесса рисования постоянно:
— Давай рисовать зеленым цветом.
— Давай поищем – где же желтый карандаш?
— Каким цветом разукрасим листья? Зеленым?
Многие родители беспокоятся, что их ребёнок уже достиг 3-х лет, а запомнить цвета ещё никак не может. Спешу успокоить вас, ведь способность ориентироваться и называть цвета правильно у ребёнка формулируется до 5-ти лет. Нам кажется это так просто: покажи красный кубик, зелёное ведерко, но мы забыли, что были детьми, и как нам было трудно. Малыш учится сначала отделять нужный ему цвет от другого. Затем оттенки одного цвета группирует. Ну, а уж только потом учится называть цвета.
Игра — вот самый действенный способ изучить цвета. - Покажите детям те вещи, которые им особенно нравятся и называйте цвет. - Сравнивайте предметы: например наша машина зелёная, как травка (листик). - Обязательно объясняйте ребёнку, что один и тот же предмет бывает разного цвета: яблоко бывает зелёное (покажите), а может быть и красным (как ягодка) и жёлтым (как солнышко). - А уж затем мы начинаем побуждать ребёнка к действию. –Принеси красную тарелочку, дай маме жёлтое полотенце… - Самостоятельно смастерите конфеты из цветной бумаги (красного, синего, зелёного и жёлтого цветов), положите их в вазочку и попросите ребёнка разложить их по коробочкам такого же цвета: красная конфета- в красную - Проделайте всё это с прищепками: прикрепить зелёную прищепку к зелёной коробочке и т.д. Так вы задействуете мышление и мелкую моторику паль- - Обязательно рисуйте вместе со своим ребёнком. Можно взять трафаретик или раскраску и дать ребёнку задание: закрась мяч синим цветом, солнышко- - В течение дня обращайте внимание только на один цвет. День синий, зелёный, красный… Предметы одного цвета, для закрепления вашему ребёнку Не заставляйте ребёнка насильно. Вызывайте интерес с помощью песен, стихов, игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА»
Консультация предназначена не только для родителей, но и для педагогов ДОУ. В ней представлены рекомендации и игры как научить ребенка различать цвета....

Консультация для родителей".Как научить ребенка различать цвета."
Если ваш ребёнок в три года не знает основные цвета, то необходимо приступить к целенаправленному их изучению.Объявляем неделю (день) красного цвета. Утром надуваем красный шарик и закрепляем на видно...

"КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА"
Консультация для родителей: "Как научить ребенка различать цвета"...
Как научить ребенка различать цвета.
Если ваш ребенок в 3года не знает основные цвета, то необходимо приступить к целенаправленному их изучению....

Как научить малышей различать цвета.
Рекомендации для родителей, как обучить ребенка различать цвета....




