Игры с фонариком
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры “Урайский специализированный Дом ребенка”
«Речевые игры с фонариком и элементами куклотерапии»
Для детей младшего возраста
Разработчик игр:
Воспитатель: Торсукова Наталья Александровна
Пояснительная записка.
В последние годы в специальном образовании заметно усилился интерес к использованию арттерапии в коррекционно- развивающей работе с детьми , имеющими различные отклонения в развитии. Из работ многих авторов ( Е. Ю. Рау, Ю.Б. Некрасовой, О. С. Никольской, Т. А. Добровольской, О. А. Карабановой,
Л. В. Кузнецовой, Е. А. Медведевой и др.) известно, что использование арттерапии существенно повышает эффективность коррекционно - развивающей работы с детьми с нарушениями развития, развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка. Существуют разные виды арттерапии: музыкотерапия, изотерапия, сказкотерапия, куклотерапия и др. Речевые игры с использованием куклотерапии направлены на развитие речи. Они расширяют кругозор ребенка, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, координацию движения со словом.
Речевые игры предназначены для детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Куклотерапия в коррекционной работе с дошкольниками с разными вариантами отклонений применяется как в индивидуальной, так и групповой формах. Работа педагога строится на основе использования любимого персонажа или игрушки ребенка, которая стимулирует игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка.
Представленные речевые игры доступны в лексическом отношении, включают малые формы русского фольклора и стихи русских и современных поэтов.
Речевые игры проводятся на музыкальных занятиях в течении 2-3 минут по показу музыкального руководителя или воспитателя, с тем чтобы ребенок конкретно представил движение, пережил правильные двигательные ощущения и почувствовал желание воспроизвести эти движения с игрушкой. Игрушка помогает сделать действия детей ярче, радостнее.
Главным принципом достижения эффективности при разучивании речевых игр является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей. Необходимо учитывать быструю психическую и физическую истощаемость этих детей.
Речевые игры подобраны таким образом, чтобы они были по сложности доступны для выполнения. Усложнение двигательных и речевых заданий должно происходить постепенно. Практически это достигается распределением речевых игр в течении всего учебного года, соответственно дети постепенно совершенствуют свои умения и навыки по мере усложнения выполняемых ими заданий.
Опыт работы показывает, что целенаправленное, систематическое проведение речевых игр с элементами куклотерапии на музыкальных занятиях, позволяет значительно расширить круг знаний об окружающем мире, активизировать развитие речи и в целом повысить эффективность коррекционно - педагогической работы.
Потешки на звукоподражание. (игры с фонариком)Втулки.
1. Мишка (ЭЭЭ) | 2. Лошадка (ЦОК-ЦОК), (Щелкать язычком) |
3. Бычок (МУ-МУ-МУ) | 4. Зайка (Показ, как зайка прыгает) |
5. Козлёнок Он заблудится в саду — (ме-еее) | 6. Слон (Кивание головкой) |
7. Самолёт (УУУУ-УУУУ) | 8. Мячик (можно погрозить пальчиком) |
9. Флажок | 10. Кораблик |
Барабан Левой, правой, Левой, правой Левой, правой! Барабан Уже дырявый.(бум-бум) | Грузовик Нет, напрасно мы решили (Би-би) |
Погремушка Как большой, сидит Андрюшка Мальчик смотрит – что за чудо? | Воробей Воробей по лужице |
ути-ути Рано, рано утречком (Кря-кря) | Мы не заметили жука Мы не заметили жука (жу-жу) |
КУ Урайский специализированный Дом ребёнка
Подборка игр для снятия напряжения с детьми раннего возраста
«Искалки»
Спрячьте в комнате или по всей квартире светящиеся в темноте предметы и отправьте ребенка на их поиски! Заранее скажите ребенку, сколько предметов нужно найти.
Светящиеся браслеты можно положить в пластиковые яйца, а также засунуть в воздушный шарик, а потом надуть его.
Светящиеся палочки или попрыгунчики спрячьте в пластиковые контейнеры или непрозрачные коробки, открыв которые, ребенок вдруг обнаружит светящийся предмет.
Небольшие фонарики можно закрыть в белых пластиковых бутылках из-под молочных продуктов.
Искать можно и светящиеся в темноте звездочки (для этого нужно, чтобы за день они «накопили» свет). Для малышей самые крупные звезды можно разложить на видных местах, а для детей постарше — спрятать: приклеить звездочки на стену за шторой, под табуретку или под стол.
«Прятки-квест с фонариком»
Спрячьте в квартире предмет (например, книгу или диск с новым мультфильмом) и подготовьте подсказки, по которым его можно будет найти. Искать подсказки следует в темноте с фонариком.
Листок с первой подсказкой, по которой можно будет найти остальные подсказки, ведущие к главной цели, ребенок должен найти легко — его можно поместить рядом с фонариком.
Место, где спрятана следующая подсказка, можно нарисовать, зашифровать в стихотворении или загадке.
Для малышей, которые еще не умеют читать, подсказки можно сделать в виде фотографий. Продумайте «маршрут» и сфотографируйте места, где будут спрятаны подсказки: под игрушкой, за креслом, в шкафу, за дверью, в книге и т.п.
Затем фотографии можно объединить на одном листе, распечатать на обычной бумаге формата А4 и потом разрезать, чтобы получились небольшие картинки-подсказки. Сначала спрячьте подарок, а затем в обратном направлении оставляйте подсказки, ведущие к нему.
Количество подсказок, ведущих к подарку, зависит от вашей фантазии и возраста ребенка: важно, чтобы разгадка не досталась ему слишком легко — но и не пропал азарт от усталости.
«Веселые картинки»
Эта игра особенно понравится детям младшего возраста. Пока малыш не видит, развесьте по квартире картинки с изображениями его любимых героев, животных, фотографии любимых игрушек или портреты вашей семьи с забавными рожицами. Картинки можно прикрепить на стену, на внутреннюю сторону дверцы шкафа и даже на потолок. Выключите свет и предложите найти в комнате все спрятавшиеся картинки, вооружившись фонариком. Пусть ребенок ищет самостоятельно или с вашей помощью.
Вместо картинок можно прятать мягкие игрушки, машинки или части от пирамидки. Совсем маленьких деток можно попросить посветить фонариком и найти стул, стол, плюшевую игрушку. Или самим освещать тот или иной предмет и называть его.
Экспериментируйте: посветите фонариком через дуршлаг или бумагу с дырочками, чтобы на потолке появились звезды; попробуйте светить сквозь ладошки, разноцветную бумагу, прозрачные предметы или цветные воздушные шарики!
«Что-то в коробке»
Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик,
свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.
Материал: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с
фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь
шкафа и во все углы.
- Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.
- Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.
- А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.
Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.
Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и
как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и
отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что
нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь
или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри
неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в
коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и
лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети
увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае
лучше видно, и делает вывод о значении света.
«Солнечный зайчик»
Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.
Материал: маленькие зеркала, солнечный свет
Ход игры - эксперимента
Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью
зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание ребенка на то, как
солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д.
предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра,
поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем
встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более
эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия:
«Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он
на потолке, не достать.… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка
станет вам самой лучшей наградой.
«Тени на стене»
Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её на
стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки,
летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.
«Кто нагрел предметы?»
На прогулке воспитатель показывает детям зайчика и говорит: «Зайчик
прыгнул на скамейку. Ах, как тепло! Потрогайте скамеечку, какая она:
тёплая или нет? Кто её нагрел? Да, солнышко! Пришла весна. Солнышко
сильно греет – нагрело и скамейку. Теперь зайчик прыгнул на качели». Дети
вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что тёплыми стали стол,
стена здания и т.п. «Кто нагрел всё это?» - спрашивает воспитатель.
Можно посадить зайчика на скамейку и через некоторое время убедиться,
что и зайчик стал тёплым. «Кто его согрел?».
«Пляшущие тени»
Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления о свете и
темноте.
Ход игры: эта игра проводится на прогулке. В солнечную погоду обратите
внимание детей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите
детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за
тем, как тень на асфальте повторяет их движения.
Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток
разные: короткие или длинные.
«Гуляем в темноте»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представление о
темноте.
Ход игры: это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день
короткий.
Когда стемнеет, предложите детям погулять (по комнате, на площадке) :
«Давайте погуляем в темноте! Это не страшно». Пусть малыши возьмутся за
руки и начнут свое путешествие. Когда глаза детей привыкнут к темноте,
попросите их рассказать, что они видят
По окончании игры предложите малышам рассказать о том, когда и где
бывает темно (светло) .
«День и ночь»
Опубликовано:
«СУНДУЧОК» для педагогов и родителей https://vk.com/club_sunduk_ru
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и
темноте.
Ход игры: это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день
короткий.
Когда стемнеет, предложите детям поиграть: «Давайте поиграем в игру
«День и ночь». Когда я включу свет, и в комнате станет светло, наступит
день. В это время вы будете ходить, играть, танцевать. А когда я выключу
свет, и станет темно, наступит ночь. Тогда вы ляжете на ковер и будете
спать».
В эту игру можно играть несколько раз, пока у детей не пропадет к ней
интерес.
«Фонарик»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и
темноте.
Материалы: электрический фонарик.
Ход игры: когда стемнеет, походите вместе с детьми по темной комнате,
освещая её лучом фонарика. Путешествуя по темной комнате, заглядывайте в
темные углы, рассматривайте окружающие предметы. Затем передайте
фонарик ребенку, пусть теперь он ведет за собой остальных детей.
«Свеча»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и
темноте, полумраке.
Материалы: свеча.
Ход игры: когда стемнеет, установите на столе длинную свечу и зажгите её.
Предложите детям понаблюдать за тем, как она горит. Можно пройти с
зажженной свечей по группе, освещая путь. Обратите внимание детей на то,
что при свече стало светлее. Затем предложите всем вместе или по очереди,
задуть свечу. Включите электрическое освещение и обратите внимание детей
на то, что свет лампочки ярче, чем свет свечи. (Обязательно напомните о
правилах безопасности.)
Игру можно повторить несколько раз.
«Необычные тени»
Исследуйте, какие предметы отбрасывают удивительные тени. Попробуйте
посветить на дуршлаг, разноцветный пластик, воздушные шары, кружевную
салфетку, цветы, ладони, корзину. Изучайте: освещенный конус дает
треугольную тень, а изменяя угол луча света, мы можем менять длину тени.
«Поиски с фонариком»
Заранее спрячьте картинки с любимыми героями ребенка, игрушки, части
конструктора или что угодно в комнате. Выключите свет и попросите
ребенка отыскать их с помощью фонарика.
«Театр теней»
Вы можете сделать театр картонных силуэтов: для этого их нужно
нарисовать на картоне, вырезать и приклеить на бамбуковые палочки с
помощью скотча. А потом играть на любой освещенной направленным
источником света стене.
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ
Занятие №1 «Знакомство с волшебной комнатой»
Цели: - развивать когнитивную сферу детей;
- активизировать произвольное внимание, умственные способности; - развивать проприоцептивную и тактильную чувствительность, мелкую моторику;
- формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо - моторную координацию;
- развивать органы чувств и вестибулярный аппарат; - закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи; - развивать коммуникативные навыки;
- формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов;
- формировать навыки саморегуляции.
Материалы и оборудование: напольные тактильные дорожки; сухой бассейн; балансировочная доска; мячики-веселки; аквалампа; растение-фонтан; куб «Твизлер»; запутанные спиральки; центр тактильности; центр спокойных игр; центр, развивающий активность; проектор направленного света; зеркальный шар; легкие квадраты; мягкое напольное покрытие; аудиокассета.
Ход занятия
Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»
1. - Ребята, наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите: «Здравствуйте!»
- - А теперь мы с вами отправимся в путешествие…
Начнется оно вот с этого большого водопада. (Рассматриваем пейзаж на фотообоях.) Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. А рядом еще один водопад – маленький (растение – фонтан). Подойдите к нему поближе и послушайте, как журчит вода, сбегает по уступам горы. (Слушают шум воды.) - А какие маленькие яркие птички живут в нашем лесу, как звонко они щебечут! (Звучит аудиозапись «Голоса леса».) \ - Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте снимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. (Ходьба по сенсорным напольным дорожкам.) Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Наш путь начинается с этой большой зеленой полянки, затем – по дну лесного озерка, по камешкам…- и дальше в лес по тропинке, по мостику. (По ходу воспитатель спрашивает детей об их ощущениях.) - Что чувствуют ваши ножки? - А теперь мы пойдем по волшебному лесу, где времена года сменяют друг друга каждые несколько шагов. Идти надо след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду. Руки расставьте в стороны. Смотрите внимательно, по какому времени года вы проходите, и называете его.
3. - Теперь надевайте обувь и переходите на эту разноцветную полянку. (Звучит спокойная фоновая музыка.) - Двое ребят будут играть с игрушками на этой панели (центр, развивающий активность), а двое – скатывать шарики по этой спиральке: один кидает шарик, а другой ловит его на выходе. Слушайте внимательно, где находится шарик, чтобы не упустить его. Делайте это поочередно. - Подойдите к этой спиральке. Кидайте шар, внимательно за ним наблюдайте и ловите на выходе (запутанная спиралька). ( Через несколько минут дети меняются местами.)
4. - Ребята, тот из вас, кто поиграл на этой полянке, может переходить на следующую.
5. - Кто хочет поиграть с игрушками на этой панели? Пожалуйста! А кто будет рассматривать драгоценные материалы в нашем сундучке?
6. - А по лабиринтам попутешествовать кто хочет? (По ходу игры воспитатель спрашивает об ощущениях, предлагает меняться местами.)
7. - Ребята, вот еще один сундучок! Давайте посмотрим, что в нем находится. (Открывает.) - Что это? - Правильно, это квадратики из разной ткани. Выбирайте, кому, какой нравиться. Подбросьте свои платочки как можно выше; понаблюдайте, как они падают вниз. - А сейчас надо не просто подбросить платочки, но и постараться, чтобы они подольше не опускались на пол. Для этого надо дуть на них – вот так! (Показ.) (Далее педагог предлагает подбросить платочки несколько раз. Включая аквалампу.)
8. Подойдите поближе, посмотрите: какая интересная лампа! Называется она аквалампа – значит, водяная лапма. А что же там плавает? - Какого цвета шарики? (Предлагает каждому понаблюдать за шариком определенного цвета.) - Обратите внимание, как изменяется цвет воды. Какой цвет воды вам нравиться больше? - Приложите ладошки правой руки к стеклу. Что чувствуют ваши ладошки? (Дети говорят о своих ощущениях.)
9. - Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу! Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое напольное покрытие). А кто – то может и на этом островке (мягкий островок). (Звучит релаксационная музыка.) - Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор, направляет его на зеркальный шар.) - Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным. Дышится легко и свободно. Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Дышится легко, ровно, глубоко. - Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.
10. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками». - Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними: «До свидания!»
Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, - и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры из серии Игры с Фонариком «Кто спрятался за забором?»
Представляю вам еще одно пособие для логопедов из серии ИГРЫ С ФОНАРИКОМ. Название "За забором" говорит само за себя. На переднем плане забор, а все что нам необходимо с...

Игры из серии Игры с Фонариком «Какая обувь лежит в коробке?»
В предверии лексической темы "Обувь" мне захотелось создать какую-нибудь новую игру. И тут по счастливой случайности мне на глаза попались "Игры с фонариком&q...

Развивающие альбомы игры на липучках и игры с фонариком как средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Развивающие альбомы игры на липучках и игры с фонариком - средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов "Игры с фонариком, игры на липучках, как средство мотивации логопатов в процессе автоматизации звуков"
Автором «Игр с фонариком» является Коняхина Наталья Анатольевна город Обнинск, которая выкладывает свои авторские пособия в социальной сети в контакте (ВК) с хештегом #занятияКоняхиной (ht...

Игры на липучках. Игры с фонариком
В современном мире ребенок должен быть активным, любознательным, интересоваться окружающим миром, задавать вопросы взрослому, искать на них ответы, экспериментировать и принимать участие в образовател...

мастер-класс для педагогов Игры с фонариком, Игры на липучках
мастер-класс для педагогов Игры с фонариком, Игры на липучках...

