Игры на социализацию для детей.
статья

Музафарова Венера Батыровна

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в дошкольном возрасте формируют свой жизненный опыт, в этот опыт входят нормы поведения в группе сверстников, способы эффективных выходов из трудных ситуаций, контролирование и решение своих эмоциональных проблем, также выстраиваются границы дозволенного, ребенок всецело познает мир. А в дошкольном возрасте все новое хорошо познается через игру, поэтому в данной статье сделан акцент на социализацию детей дошкольного возраста при помощи игр. Также в статье определена роль дошкольной образовательной организации в эффективности процесса социализации ребенка и важность взаимодействия педагогического коллектива с родителями ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Во время игровой деятельности у ребенка развивается также: мышление, память, внимание, воля, эмоции, воображение, речь. Развиваются физические и духовные силы ребенка.

Дети очень подражательны и наблюдательны. Поэтому дети часто отражают в игре то, что видят в окружающем мире. Именно по игре можно увидеть, как общество выглядит в глазах детей и как оно влияет, стихийно или осознано, на эту игру.

Если рассматривать технологию игры с эмоциональной точки зрения, то она является феноменальной и не похожа на другие воспитательные технологии. Игра предлагает детям разнообразные развлечения, удовольствие и наряду с этим игра формирует нужные для жизни в обществе образцы нравственного поведения.

Усваивая знания, полученными в процессе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой существует и к культуре мира. Игра дает возможность ребенку освоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Помимо этого в игре происходит активное общение ребенка со сверстниками. Это развивает уровень общения и взаимодействия с другими людьми. Кроме того в игре ребенок учится овладевать новыми для него действиями, учится преодолевать трудности, а все это развивает его волю. Именно в игре ребенок развивает умственную деятельность, так как игра требует решать новые задачи, а также постоянно усложняет эти задачи. Ребенок придерживается правил игры и считается с чужим мнением, он понимает, что его действия должны устраивать всех остальных участников игры.

Так какие же игры встречаются на пути ребенка дошкольного возраста?

Сюжетно- ролевые игры. Они являются важным средством социально- коммуникативного развития ребенка. Они помогают усвоить правила и нормы поведения в социуме, усвоить определенные социальные навыки и умения. В игре дети примеряют на себе различные ситуации и роли согласно сюжету игры, приобретенные навыки в игре помогут в дальнейшем справится с проблемами в настоящей жизни. Так как в сюжетно-ролевых играх рассматриваются нормы отношений между людьми, то главным содержанием игры являются нормы поведения в обществе. В этих играх от педагога требуется обучение детей правильному выполнению игровых действий, поощрения детей к самостоятельным распределением ролей. Чтобы у детей сформировался коммуникативный опыт, педагог должен создавать условия для преодоления отрицательных эмоций, а также устранять влияние на игру следующих черт характера: неуверенность, высокое самолюбие, обидчивость, застенчивость и прочих. Также педагог должен ставить перед детьми определенные игровые задачи, которые помогут развить способность ребенка к общению. Так, например, в игре «Моряк» капитаном выбирается застенчивый ребенок, и он учится преодолевать свои трудности в общении.

Но стоит не забывать, что сюжетно-ролевая игра — это коллективная игра, в которой общение происходит по двум направлениям: общение исполнителей и общение персонажей. В процессе общения персонажей происходит моделирование и разыгрывание ситуаций взрослого мира, отношений, освоение типов поведения. А в моменте общения исполнителей строятся отношения между детьми в коллективе.

Сюжетно-ролевые игры обучают навыку совместной работы, формируют дружный и самостоятельный коллектив.

Дидактическая игра. Также средство воспитания и обучения, воздействующее на интеллектуальную, эмоциональную сферу детей, формирует способность самостоятельного принятия решения, обучает навыкам кооперации.

В процессе таких игр как «Волшебные слова», «Секрет», решаются задачи нравственного воспитания. Игры такие как «Кубик», «Экран эмоций, Путешествие в мир эмоций», помогают усваивать коммуникативные навыки, налаживать взаимодействие и общение друг с другом.

При игре «Путешествие пешехода» развивается речь, усваиваются правила поведения в обществе.

Хоть дидактические игры и направлены на умственное развитие ребенка, но также нужно помнить, что польза этих игр также зависит и от количества радости ребенка при ее решении.

Все перечисленные игры применяются в детских образовательных организациях, вся работа в детских образовательных организациях регулируется при помощи ФГОС ДО, реализация данного стандарта помогает обеспечить самоценность и уникальность детства как важного периода в развитии и жизни ребенка, который предполагают за собой лично- развивающие и гуманистические характеристики взаимодействия родителей педагогических работников, уважительно относящиеся к личности ребенка, через познавательную, исследовательскую и игровую деятельность. Работа в дошкольных образовательных организациях по социализации ребенка ведется в нескольких направлениях:

— Развитие взаимодействия и общения со взрослыми и сверстниками;

— Знакомство с правилами и нормами поведения в обществе;

— Развитие уважительного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе, к своей семье;

— Усвоение нравственных и моральных ценностей;

— Развитие позитивного отношения к труду;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что такое социализация дошкольника .Важность игры в социализации дошкольника."

раскрывает понятие социализации дошкольника и её важность в процессе игры....

Социализация. Важность игры в социализации дошкольников.

Что такое социализация дошкольников? Какую роль в социализации дошкольников выполняет игра?...

«Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребенка. Именно в  игре он развивается и самореализуеться, усваивая и в...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...

Игры на социализацию для детей.

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на ...