Консультация для родителей «Роль домашнего чтения в воспитании и развитии дошкольника»
консультация (средняя группа)

Казакбаева Альбина Анатолиевна

«Чтение — это окошко, через которое дети видят мир и познают себя»

                                                                                                      (В. Сухомлинский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_dom.chteniya_v_vospitanii_i_razvitii_doshkolnika.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Роль домашнего чтения в воспитании и развитии дошкольника»

«Чтение — это окошко, через которое дети видят мир и познают себя»

                                                                                                      (В. Сухомлинский)

Ребенок – это маленькая личность со своими чертами характера, интересами и желаниями. И эта маленькая личность развивается по своей схеме. Мы знаем, что воспитывают ребенка не наши слова, а поступки и среда обитания. В той семье, где родители часто читают и обсуждают книги, скорее всего, вырастет хороший читатель.

Домашнее чтение родителей развивает ребёнка следующим образом:

  1. Расширяет представление ребёнка о мире. Книга знакомит со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и т. п..
  2. Развивает мышление — как логическое, так и образное.
  3. Расширяет словарный запас, учит правильно составлять предложения.
  4. Развивает память, воображение, фантазию.
  5. Влияет на нравственные идеалы ребёнка, формируя его ценности.

Домашнее чтение сближает членов семьи, создаёт атмосферу высокой культуры, доверия, взаимопонимания.

Уважаемые родители, важно знать правила, которые делают домашнее чтение увлекательным занятием:

Читайте книги по возрасту!

Постоянно показывайте ребенку уважительное отношение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - не игрушка, которую используют в игре. Покажите пример и приучайте детей к аккуратному и бережному обращению с книгой. Объясните правила: рассматривать книгу на столе, только чистыми руками, бережно переворачивая страницы. После чтения попросите малыша убрать книгу на место.

Читайте те книги, которые нравятся ребенку, которые ему интересны.

Правило каждого дня - читайте ребенку вслух. Чаще читайте сами, чтоб ребенок видел в доме книгу всегда. Читайте четко, с наслаждением, с желанием донести до ребёнка главную суть книги. Ребёнок это почувствует и появится интерес к чтению.

Читая книгу ребёнку, зрительно общайтесь с ним. Взрослый должен сидеть перед малышом, показывая мимикой, выражением глаз, жестами свои эмоции при чтении книги. Это дополняет и усиливает впечатления от чтения. Ребенок, слушая взрослого, видит и чувствует, что читают именно ему и для него. Взрослый, в свою очередь видит, как реагирует малыш и что чувствует. Заметно, что в чтении больше всего волнует ребенка.

Читайте детям спокойно, эмоционально, передавая ритмичность речи. Это очень важно при восприятии текста ребёнком. Важно показать всю красоту русского художественного слова. В этом роль чтеца в домашнем чтении неоценима. В совокупности это создаёт настроение ребёнка, эмоции и впечатления от чтения произведения.

Обязательно обратите внимание на оформление книги. Детям просто необходимы иллюстрации в книге, хорошее качество бумаги. Очень хорошо, если на каждой странице большая иллюстрация и немного текста.

После чтения важно для ребенка выражение своих впечатлений от прочитанной книги. В этом помогает эффективный метод - рисунки по мотивам любимых произведений. Возможно, после чтения вместе с ребенком сочинить собственный финал произведения. Это является доказательством осмысления прочитанной книги.

Никогда не отказывайте ребёнку в просьбе почитать книгу. Это удивительная возможность общения взрослого и малыша посредством чтения. Книга сближает вас с ребёнком.

Лучший подарок ребёнку - хорошая книга. Она будет передаваться по наследству как ценность, самое дорогое и важное.

Домашнее чтения с рассматриванием иллюстраций заставляет ребёнка переживать за героев, оценивать их поступки, стать участниками событий. Такое чтение сближает взрослых членов семьи с малышами, пополняет редкие минуты духовного общения, формирует в ребёнке лучшие человеческие качества.

Уважаемые родители, предлагаю вам перечень примерной художественной литературы от 4 до 5 лет:

Малые формы фольклора.

«Барашеныси...», «Гуси, вы гуси...», «Дождик- дождик, веселей», «Дон! Дон! Дон!...», «Жил у бабушки козел», «Зайчишка- трусишка...», «Идет лисичка по мосту...», «Иди весна, иди, красна...», «Кот на печку пошел...», «Наш козел...», «Ножки, ножки, где вы были?..», «Раз, два, три, четыре, пять - вышел зайчик погулять», «Сегодня день целый...», «Сидит, сидит зайка...», «Солнышко-ведрышко...», «Стучит, бренчит», «Тень-тень, потетень».

Русские народные сказки.

«Гуси-лебеди» (обраб. М.А. Булатова); «Жихарка» (обраб. И. Карнауховой); «Заяц-хваста» (обраб. А.Н. Толстого); «Зимовье» (обраб. И. Соколова-Микитова); «Коза-дереза» (обраб. М.А. Булатова); «Петушок и бобовое зернышко» (обраб. О. Капицы); «Лиса-лапотница» (обраб. В. Даля); «Лисичка-сестричка и волк (обраб. М.А. Булатова); «Смоляной бычок» (обраб. М.А. Булатова); «Снегурочка» (обраб. М.А. Булатова).

Произведения поэтов и писателей России.

Поэзия. Аким Я.Л. «Первый снег»; Александрова З.Н. «Таня пропала», «Теплый дождик» (по выбору); Бальмонт К.Д. «Росинка»; Барто A.JI. «Уехали», «Я знаю, что надо придумать» (по выбору); Берестов В.Д. «Искалочка»; Благинина Е.А. «Дождик, дождик...», «Посидим в тишине» (по выбору); Бунин И. А. «Листопад» (отрывок); Гамазкова И. «Колыбельная для бабушки»; Гернет Н. и Хармс Д. «Очень-очень вкусный пирог»; Есенин С.А. «Поет зима - аукает...»; Заходер Б.В. «Волчок», «Кискино горе» (по выбору); Кушак Ю.Н. «Сорок сорок»; Лукашина М. «Розовые очки», Маршак С.Я. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч», «Усатый-полосатый», «Пограничники» (1-2 по выбору); Матвеева Н. «Она умеет превращаться»; Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»; Михалков С.В. «А что у Вас?», «Рисунок», «Дядя Степа - милиционер» (1-2 по выбору); Мориц Ю.П. «Песенка про сказку», «Дом гнома, гном - дома!», «Огромный собачий секрет» (1-2 по выбору); Мошковская Э.Э. «Добежали до вечера»; Орлова А. «Невероятно длинная история про таксу»; Пушкин А.С. «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне...»), «У лукоморья...» (из вступления к поэме «Руслан и Людмила»), «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин) (по выбору); Сапгир Г.В. «Садовник»; Серова Е. «Похвалили»; Сеф Р.С. «На свете все на все похоже...», «Чудо» (по выбору); Токмакова И.П. «Ивы», «Сосны», «Плим», «Где спит рыбка?» (по выбору); Толстой А.К. «Колокольчики мои»; Усачев А. «Выбрал папа ёлочку»; Успенский Э.Н. «Разгром»; Фет А.А. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Хармс Д.И. «Очень страшная история», «Игра» (по выбору); Черный С. «Приставалка»; Чуковский К.И. «Путаница», «Закаляка», «Радость», «Тараканище» (по выбору).

Проза.

Абрамцева Н.К. «Дождик», «Как у зайчонка зуб болел» (по выбору); Берестов В.Д. «Как найти дорожку»; Бианки В.В. «Подкидыш», «Лис и мышонок», «Первая охота», «Лесной колобок - колючий бок» (1-2 рассказа по выбору); Вересаев В.В. «Братишка»; Воронин С.А. «Воинственный Жако»; Воронкова Л.Ф. «Как Аленка разбила зеркало» (из книги «Солнечный денек»); Дмитриев Ю. «Синий шалашик»; Драгунский В.Ю. «Он живой и светится...», «Тайное становится явным» (по выбору); Зощенко М.М. «Показательный ребёнок», «Глупая история» (по выбору); Коваль Ю.И. «Дед, баба и Алеша»; Козлов С.Г. «Необыкновенная весна», «Такое дерево» (по выбору); Носов Н.Н. «Заплатка», «Затейники»; Пришвин М.М. «Ребята и утята», «Журка» (по выбору); Сахарнов С.В. «Кто прячется лучше всех?»; Сладков Н.И. «Неслух»; Сутеев В.Г. «Мышонок и карандаш»; Тайц Я.М. «По пояс», «Все здесь» (по выбору); Толстой JI.H. «Собака шла по дощечке...», «Хотела галка пить...», «Правда всего дороже», «Какая бывает роса на траве», «Отец приказал сыновьям...» (1-2 по выбору); Ушинский К.Д. «Ласточка»; Цыферов Г.М. «В медвежачий час»; Чарушин Е.И. «Тюпа, Томка и сорока» (1-2 рассказа по выбору).

Литературные сказки.

Горький М. «Воробьишко»; Мамин-Сибиряк Д.Н. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; Москвина М.Л. «Что случилось с крокодилом»; Сеф Р.С. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; Чуковский К.И. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе», «Айболит и воробей» (1-2 рассказа по выбору). Произведения поэтов и писателей разных стран.

Если вы будете опираться на эти секреты в общении с ребенком, то обязательно заинтересуете его чтением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка"

Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого...

Консультация для родителей «Роль домашних животных в воспитании детей»

В консультации говориться о роли домашних животных, в развитии детей, формировании способности адаптироваться в обществе....

Консультация для родителей: «Роль кинезиологии в оздоровлении и физическом развитии дошкольников»

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющихактивизировать межполушарное воздействие....

Консультация для родителей «Роль мордовского фольклора в познавательно- речевом развитии дошкольников»

    Наше общество на современном этапе характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать культуру своего народа. В связи с этим остро стоит вопрос о прим...

Консультация для родителей «Роль домашнего чтения в воспитании и развитии ребенка»

Малыши к художественному слову очень чувствительны и при хорошем руководстве у них ещё до умения читать начинает складываться начитанность, в школу он приходит с богатым литературным багажом и умением...

Консультация для родителей "Роль домашнего чтения в воспитании и развитии дошкольника"

Методическая разработка «Консультация для родителей «Роль домашнего чтения в воспитании и развитии дошкольника» будет полезна:Родителям детей дошкольного возраста: для получения прак...