Игровые упражнения по закреплению словообразования у детей с ОНР
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Игровые упражнения по закреплению словообразования
у детей с ОНР
Дети с нарушением речи не сразу и не вдруг овладевают лексикограмматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т.д. В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико (-ик, -очек, -чик, -енок, -ок, -ят, -
Вне специального внимания к речи дети малоактивны; в редких случаях являются инициаторами общения, не оречевляют игровую ситуацию. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов ("деревко", "ведречко"), прилагательных ("лихняя шапка", "глинный кувшин", "стекловая вода").
Наблюдаются нарушения в построении словосочетания из наречия «много» и существительного, в использовании падежных форм множественного числа, кроме именительного падежа.
Таким образом, овладение способами словообразования является одним из главных показателей нормального речевого развития. Ошибки детей с ОНР в словообразовании мешают их дальнейшему речевому развитию, ведут к трудностям в освоении родного языка, нарушению устной речи, обеднению словарного запаса, а в школьном возрасте и к нарушению письменной речи.
Комплекс дидактических игр и упражнений, в которые можно играть и дома, во время прогулки…
«Назови ласково» Предлагаем детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).
«Кто что делает?»
-кря -кря –кря! Кто сказал? Уточка! Что она делает? Крякает!
-ква –ква –ква! Кто сказал? Лягушка! Что она делает? Квакает!
-хрю –хрю –хрю! Кто сказал? Свинка! Что она делает? Хрюкает!
«Скажи наоборот»
Взрослый называет действие, ребенок, называет действие с противоположным значением: наливает - выливает, входит - выходит, влетает - вылетает, вносит - выносит, закрывает - открывает, приплывает - отплывает, запирает - отпирает, собирает - разбирает, приклеивает - отклеивает.
«Большое и маленькое»
Взрослый называет большой предмет, ребенок маленький. Например: стол – столик, стул- стульчик, диван- диванчик
«Назови ласково»
В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, ручечка, лапа – лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).
«Угадай-ка»
Ребенку загадывается загадка и показывается картинка с изображением взрослого животного. Или взрослый называет взрослого животного, а ребенку предлагает назвать его детеныша. Игру можно провести и наоборот. Взрослый называет детеныша животного, а ребенок, его деток. Пример: «Скажи, а кто детеныш тигра?» (тигренок) – показывается картинка тигренка.
«Одни –много»
«Один тигренок, а если их много? – показывается картинка с тигрятами – как мы скажем» (тигрята).
Один щенок, а много…
Один котенок, а много…
«Изменить слово по аналогии»
а) виноград — виноградина, горох — ...
свинья — ... жемчуг— …
баран — ... картофель — ...
теленок — ... лед — ...
Игра «Большой – маленький» Взрослый в случайном порядке называет слова и предлагает детям подобрать к ним как можно больше слов. Пример: большой – носище, домина, усищи …; маленький – мячик, стульчик, домик …
«Цепочка» Взрослый предлагает детям продолжить цепочку слов, образуя новые слова по образцу. Образец ответа: человек – человечек – человечище. Материал: кулак – … – … нос – … – … голос – … – … нога – … – … рука – … – … сапог – … – … волос – … – … усы – … – … глаза – … –
«Как назвать того, кто...?»
Взрослый предлагает детям назвать того, кто ...
— Кто на паровозе ездит? (Машинист)
— Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен)
— Кто песни сочиняет? (Композитор)
— Кто играет на рояле? (Пианист)
_ Кто все ломает? (Хулиган)
— Кто водит самолет? (Летчик, пилот)
— Кто такой полководец?
— Кто главнее: маршал или полководец?
«Один, три, пять» взрослый предлагает ребенку посчитать. Например: одно –яблоко, три яблока, пять- яблок; один-стул, три-стула, пять – стульев…
Будем рады если наши рекомендации помогу Вам скрасить досуг и больше времени провести в общении с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и игровых упражнений на закрепление понятия "Величина" для всех возрастных групп.
Дидактические игры, подвижные игры и игровые упражнения на закрепление понятия «Величина»Для детей 2-ой младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп....

ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Предлагаемые задания и игры, помогают детям с ОНР в закреплении навыка словоизменения....
игровые упражнения для музыкального развития детей.Практический материал для развития детей в МДОУ.
Картотека музыкаьно-дидактических игр для работы с дошкольниками....

ПРОГРАММА По формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений «Занимательная грамматика» для детей 5-6 лет
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возм...

Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома
Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях....
Грамота. Вариативность игровых упражнений на закрепление буквы -Ж-. Слова с новой буквой.
Представленные упражнения направлены на закрепление пройденных букв и запоминание образа новой буквы -Ж-. Чтение слов с пройденными буквами. Развитие зрительного внимания. Закрепление правильного напи...

