Консультация для родителей: "С какого возраста начинать учить читать"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Cелищева Ольга Владимировна

Иногда Даже у самых уверенных родителей есть сомнения и страхи: как все-таки определить лучшее время для  начала занятий именно с моим малышом? Как не пропустить тот момент, когда ребенок готов к обучению и с ним  можно приступить к регулярным занятиям? 

«Чем раньше, тем лучше» - выражение, которое точно не подходит, когда мы говорим об обучению чтению. Нам, уже взрослым людям, ошибачно кажется, что умение читать  - это что- то естественное. Мы же с вами давно умеем читать! И большинство из нас не помнят, как и когда они этому научились. Но на самом деле чтение - очень сложный навык, и чтобы освоить его, ребенок должен созреть, дорасти, быть готовым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_kakogo_vozrasta_nachinat_uchit_chitat.docx232.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«С какого возраста начинать учить читать»

Picture background

«Чем раньше, тем лучше» - выражение, которое точно не подходит, когда мы говорим об обучению чтению.

Структура мозга с рождения развиваются последовательно и закономерно: природой действительно все продумано до мелочей и в каждом возрасте свои приоритеты. Известный нейропсихолог Елена Лаштабега в своей книге «Секреты развития мозга ребёнка» так объясняет эту закономерность: «Если мы рано начинаем обучать ребёнка чтению, математике или письму, то задействуются те отделы головного мозга, которые еще не готовы к такой нагрузке.  Они физиологически еще неполноценно сформировались. А те отделы, которые должны формироваться в данный период, не смогут этого сделать: за счёт неправильного распределения ресурсов им будет не хватать энергии».

Например, занимаясь ранним обучением чтению, мы вовлекаем в работу левое полушарие, которое отвечает за логическое мышление, обработку и анализ информации. Следовательно, забираем часть ресурса правого полушария, которое в первые годы жизни ребёнка играет ключевую роль – это образное мышление, творчество, эмоции и общение. Восполнить этот дисбаланс в будущем вряд ли получится: развитие мозга пойдет своим чередом, а вот у ребенка могут возникнуть сложности в общении, в эмоциональной сфере, в творческом самовыражении. Так что не стоит смещать с естественного развития и торопиться. Форсируя развитие, мы нарушаем естественный ход вещей и наносим ребёнку больше вреда, чем пользы. Не надо помогать «помогать» природе делать то, что сейчас не имеет ценности и целесообразности. Придет время, и все получится само собой, без лишних усилий.

Когда ребенок учится читать, его мозг решает задачи на совершенно другом уровне, чем ранее. И для того чтобы обучение было осознанным и давалось легко, у ребенка должны быть достаточно развиты все познавательные процессы: память, внимание, мышление, речь. Если начать обучению чтению раньше положенного срока, можно напрочь отбить интерес: то, что сложно и непонятно, становится неинтересным.

В 3 года память ребенка еще образная, и запомнить ему легче то, что изображено на картинках, а буквы – это символы. В этом возрасте детям сложно запомнить что-то целенаправленно, все происходит как бы между делом: в игре, во время прослушивания сказок, в быту. Мышление трехлетнего ребенка еще не позволяет решать задачи в уме, поэтому малышу нужно обязательно все увидеть и потрогать. Например, сложить пирамидку получится только методом проб и ошибок. Внимание ребенка еще неустойчивое. У малыша еще не получится долго сосредоточиваться на чем-то одном и управлять своим вниманием. Его словарный запас небольшой, а звуки речи не все сформированы.

Несомненно, можно научить читать и в этом возрасте, но всегда помните о цене таких умений и десять раз подумайте, нужно ли это на самом деле моему ребенку в данный момент. Да и можем ли мы назвать чтением то, что ребенок нам демонстрирует в 3 года? Функции мышления еще не созрели для того, чтобы осознанно манипулировать буквами и сливать из них слоги, словарный запас еще небольшой. Если ребенок и читает в таком возрасте, то скорее всего, благодаря памяти – образной: он запоминает слоги и слова как картинки, а затем воспроизводит их.

В чтении есть две составляющие: техническая и понятийная. Ребенок в 3 года может читать только механически, не понимая смысл прочитанного, поэтому и чтением назвать это трудно – это будет просто называнием, угадыванием слов. Чтение без понимания прочитанного ничего не стоит. Мы учимся читать как раз для того, чтобы узнавать новое, получать информация, размышлять.

В 4 года у ребёнка начинает формироваться произвольность: это умение целенаправленно запоминать и быть более внимательным. Например, ребенок уже может заниматься какой-либо деятельностью 15-20 минут, его речь становится более богатой и разнообразной, появляется словотворчество.

В 5 лет объем памяти увеличивается, мышление становится наглядно-образным. Ребенку больше не нужен образец, он может узнавать предмет по схематическому изображению. Пятилетние дети уже умеют логически рассуждать и видеть причинно-следственную связь многих явлений. Они учатся управлять своим поведением, концентрируясь на текущей задаче и не отвлекаясь на другие дела. В жизнь ребёнка активно входят игры по правилам: как подвижные, так и настольные. Речь продолжает развиваться, и большинство детей в этом возрасте достаточно четко произносят все звуки, а также могут различать наличие или отсутствие звуков в словах. Расширяется словарный запас, ребенок уже способен составить рассказ по картинкам, а также рассказывать о том, что происходит в его жизни.

К 6 годам ребенок может целенаправленно запоминать нужную информацию по заданию взрослого. Формируется словесно-логическое мышление: ребенок рассуждает и даже делает серьёзные умозаключения. У него все лучше получается управлять своим вниманием, игры становятся все более продолжительными, а в речи появляются развернутые высказывания и сложные предложения.

Так как вы считаете, какой возраст наиболее подходящий для начала занятий чтением? Если посмотрим на особенности развития памяти, мышления и речи, то ребенок готов к обучению чтению к пяти годам. Но обязательно припишем – «в среднем».

Начать обучение можно и чуть раньше, если ребенок проявляет интерес к буквам, просит взрослых с ним поиграть, а также старается быть внимательным, слушает и повторяет, осознанно старается соединить буквы в слоги. Но нужно помнить: чем раньше вы начнете учить читать ребенка, тем дольше будет этот процесс. Начав в 5 лет, вы уже потратите не так много усилий и времени, а в 6 лет – и того меньше.

Иногда даже у самых уверенных родителей есть сомнения и страхи: как все-таки определить лучшее время для  начала занятий именно с моим малышом? Как не пропустить тот момент, когда ребенок готов к обучению и с ним  можно приступить к регулярным занятиям?

Я посоветую вам следующую схему. Примерно с 4 лет можно начать предлагать своему ребенку знакомиться с буквами, а также показать, как складываются слоги. А дальше просто наблюдайте. Если ребенок не проявляет интереса к занятиям и убегает – значит, еще рано. Отложите эти игры попробуйте через месяц. Нет результата – подождите еще, пока не увидите заветный огонек в глазах малыша.

Так мы и определим правильный возраст для старта занятий, чтобы обучение проходило легко и быстро как для ребенка, так и для вас. Если ребенок готов к обучению чтению, он все будет делать с удовольствием и интересом, а вам останется только поощрять, хвалить и восхищаться его успехами.

Правда, кроме удачного выбранного возраста есть еще одно условие, выполнив которое вы сможете научить читать ребенка без усилий и стрессов.  И это обучение чтению через игру.

Источник: «Научу тебя читать: пошаговое руководство для родителей по обучению чтению в игровой форме» Н.Клепарская

Изображение выглядит как текст, Графика, дизайн  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Готов ли ваш ребенок учиться читать и писать"

В чем заключается готовность к обучению чтению и письму? Чему же необходимо научить ребенка в процессе подготовки к овладению чтением и письмом? На этот вопрос вы найдете правильный ответ в данной кон...

Консультация для родителей "С какого возраста нужно читать детям сказки А.С.Пушкина?"

Так с какого же возраста нужно начитать читать детям сказки А.С.Пушкина? С.Я. Маршак говорил, что "в каждой семье эти сказки должны быть на готове!"...

Консультация для родителей "В каком возрасте начинать развивать интеллект ребенка? И в какой форме это лучше делать для достижения эффективного результата без вреда для здоровья малыша?"

Раннее интеллектуальное развитие – это обучение ребенка в младенческом и дошкольном возрасте. Ему особенно важно уделять внимание в первые 3 года жизни, так как в этот период формируются структу...

Консультация для родителей В каком возрасте учить ребенка вытирать попу?

Наиболее благоприятный возраст, когда учить ребенка вытирать попу – это тот, в котором ребенок стремится к самостоятельности 2.5-3 года. Если к этому моменту ваш малыш еще не обладает навы...

Консультация для родителей (законных представителей) «Нужно ли учить читать дошкольника?»

Консультация для родителей (законных представителей) «Нужно ли учить читать дошкольника?»...