Консультация для родителей (законных представителей) «Как знакомить детей с величиной предметов»
консультация (младшая группа)

Псарикова Марина Сергеевна

Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей раннего  дошкольного возраста. Умение ребенка научиться выделять величину, давать ей соответствующие названия необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это влияет на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.

Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, которая влияет на умственное и математическое развитие ребенка.

Овладение элементарными способами измерения совершенствует глазомер. Развитый глазомер является основой многих практических навыков и умений.  Измерительная деятельность у детей способствует развитию у него наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления.

Именно от практического сравнения величин предметов и начинается путь к познанию количественных отношений «больше - меньше», «равенство – неравенство», что является важнейшим моментом в математическом развитии дошкольника.   Развивая представления ребёнка о величине, необходимо постепенно переходить от сравнения двух-трёх предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. На этом принципе построены многие народные дидактические игрушки : матрёшки, пирамидки, игрушки – вкладыши. Можно самим придумывать специальные игры, в которых ребёнок будет строить простейшие сериационные ряды и познавать правила их построения: выбор большего из остающегося количества предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_znakomit_detey_s_velichinoy_predmetov.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края 658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:

detsad-53-2011@mail.ru

Консультация для родителей (законных представителей) 

«Как знакомить детей с величиной предметов»

Подготовила:

Псарикова Марина Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории

Рубцовск, 2025 год

Цель: систематизация знаний родителей по ознакомлению детей раннего  возраста с понятием величина.

Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей раннего  дошкольного возраста. Умение ребенка научиться выделять величину, давать ей соответствующие названия необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это влияет на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.

Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, которая влияет на умственное и математическое развитие ребенка.

Овладение элементарными способами измерения совершенствует глазомер. Развитый глазомер является основой многих практических навыков и умений.  Измерительная деятельность у детей способствует развитию у него наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления.

Именно от практического сравнения величин предметов и начинается путь к познанию количественных отношений «больше - меньше», «равенство – неравенство», что является важнейшим моментом в математическом развитии дошкольника.   Развивая представления ребёнка о величине, необходимо постепенно переходить от сравнения двух-трёх предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. На этом принципе построены многие народные дидактические игрушки : матрёшки, пирамидки, игрушки – вкладыши. Можно самим придумывать специальные игры, в которых ребёнок будет строить простейшие сериационные ряды и познавать правила их построения: выбор большего из остающегося количества предметов.

В детском саду у детей раннего возраста закладываются элементарные математические представления и от того, насколько правильно они будут сформированы, зависят дальнейшие успехи детей в математике.

Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей дошкольного возраста. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности. Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием - важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей.

 Уже на втором году жизни у ребенка закладываться основы ребенка представляй о величине Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов.  В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать.

Рекомендации для родителей:

на прогулке обращайте внимание детей на проезжающие машины: большая или маленькая;

 на дома: какие дома( покажите большой дом и маленький). Рассмотрите деревья. Обратите внимание на большие, а потом найдите маленькие.

Посмотрите на птиц- найдите большую птиц (ворону), сравните с маленькой ( воробей) и т. д.

Формирование элементарных представлений о понятии «большой-маленький» у детей это сложный и продолжительный процесс, важно познакомить ребенка с величиной предметов, и научить их сравнивать между собой. Дети постепенно учатся собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т.п., Для овладения этим навыком помогают игры.

КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ?

Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход: Взрослый  просит ребенка принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, объясните и покажите разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Можно  рукой ребенка  обвести по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется.

ПОРУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Оборудование: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.

Ход: Взрослый показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания:

— Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой;

— Покатай матрешку в большой машине;

— Поставь маленькую собаку возле матрешки;

— Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких;

— Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;

— Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку;

— Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую и т.п.

ПОМОГИ КУКЛЕ СОБРАТЬ КУБИКИ

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: кукла, кубики- большие и маленькие, две коробки- большие и маленькие.

Ход: У куклы все кубики перепутались. Помоги положить большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую.

По такому принципу проводиться игры:

 «Положи мячи в корзинки», «Поставь машины в гараж» и т.д.

КУКЛЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домики.

Ход: На столах или ковре в разных сторонах стоят игрушечные домики. Напротив, на небольшом расстоянии сидят куклы. Взрослый показывает детям куклы. Вместе с детьми рассматривает их, отмечает, что куклы большие и маленькие. Затем говорит, что куклы заблудились и предлагает помочь куклам найти свой домик, поясняя, что большие куклы живут в большом домике, а маленькие куклы живут в маленьком домике. Дети выполняют задание, куклы благодарят их за помощь. 

С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Покатаем мишек на машинах», «Угости собачек косточкой», «Собери цветы» и т.д. Игры проводятся так же, как и предыдущая, но с использованием другого соответствующего оборудования.

СЛОЖИ МАТРЕШКУ

Оборудование: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.

Ход: Взрослый вместе с ребенком открывает матрешку, произнося: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!». Достает матрешку поменьше и ставит ее рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и цвету. Когда все матрешки окажутся открытыми, воспитатель предлагает ребенка сложить их обратно, начиная с самой маленькой.


Мы – матрешки, мы – сестрички, В прятки с нами поиграй,

Все подружки-невелички. Нас скорее собирай –

Как начнем плясать и петь, Если будешь ошибаться,

Никому не усидеть! Мы не будем закрываться!

(С. Рещикова)

Сначала игру следует проводить с двусложной матрешкой, затем с трехсложной и т.д. 

Точно так же вместо матрешки можно использовать бочонки, стаканчики, открывающиеся коробочки, вкладыши различных форм и т.п. 

 

Список литературы:

1. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.

2. Аванесова В.Н. «Дидактические игры» М.: Просвещение, 1981.

3.Альтхауз Д.В. «Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста» – М.: Просвещение, 2004 – 64 с.

4. Павлова Л.Н.  «Воспитание и обучение детей раннего возраста»– М.: Просвещение, 1996. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей (законных представителей) «Возрастные особенности детей 6-7: память, внимание, мышление дошкольников»

Консультация для родителей (законных представителей) «Возрастные особенности детей 6-7:память, внимание, мышление дошкольников»...

Консультация для родителей (законных представителей). "Внешний вид детей на музыкальном занятии"

Консультация для родителей (законных представителей). "Внешний вид детей на музыкальном занятии"...

Консультация для родителей (законных представителей): "Как привить детям любовь к природе посредством чтения"

Консультация для родителей (законных представителей): "Как привить детям любовь к природе посредством чтения"...

Консультация для родителей (законных представителей) «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»

Консультация для родителей (законных представителей) по проблемам экологического воспитания....

Консультация для родителей (законных представителей) «Зимние игры детей с участием родителей»

Консультация для родителей (законных представителей)«Зимние игры  детей с участием родителей»...