Мастер-класс «Использованию нетрадиционных форм и средств работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук».
методическая разработка (подготовительная группа)

Белова Елена Владимировна

«Использованию нетрадиционных форм и средств работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук».

Цели:

• Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук, нейрогимнастикой.

• Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в своей работе с детьми.

• Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

Метод проведения: имитационная игра.

Информация для родителей

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_roditeley_20.11.24.docx274.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс (Практикум для родителей)

«Использованию нетрадиционных форм и средств работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук». Комплексы занимательных упражнений для развития мелкой моторики, с использованием нейрогимнастики.

Цели:

• Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук, нейрогимнастикой.

• Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в своей работе с детьми.

• Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

Метод проведения: имитационная игра.

Информация для родителей

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.

Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.  Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. В методической литературе содержатся результаты исследований (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

Для развития тонких дифференцированных движений рук используются традиционные упражнения: 

игры с мелким конструктором (лего),

пазлы,

раскрашивание и штриховку рисунков,

графические упражнения, к которым относятся разные прописи, «Игры и занятия с клеточками».

Это все способствует лучшей ориентации в условиях двухмерного пространства листа бумаги, готовит руку ребенка к обучению письму, развивают аккуратность, графические умения, глазомер.

Также стараемся использовать новые формы работы, потому что пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением наши ребятки выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Мы вам сейчас покажем.

Опыт работы показывает, что планомерная работа по развитию моторики рук в детском саду и семье способствует закреплению положительных эмоций, развитию речи, воображения, фантазии, подготовке ребенка к последующему обучению в школе. У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы.

Используем нейропсихологический подход, который предполагает коррекцию нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.

Нейропсихологические игры–это специальные игровые комплексы, способствующие развитию:

-психических процессов: памяти, внимания, мышления;

-развитию зрительно-моторной пространственной координации, умения чувствовать своё тело;

-мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;

-взаимодействия полушарий головного мозга;

-активизации речи;

-эмоциональной устойчивости, повышение внимания и т.д.

Нейроигры(нейрогимнастика)–это различные телесно-ориентированный упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

Цели:

• Развитие межполушарной специализации.

• Развитие межполушарного взаимодействия.

• Развитие комиссур (межполушарных связей).

• Развитие пластичности мозга, повышение его функциональности.

• Синхронизация работы полушарий.

• Развитие мелкой моторики.

• Развитие способностей.

• Развитие памяти, внимания.

• Развитие речи.

• Развитие мышления.

Далее родителям и детям предлагается отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, — страну пальчиковых игр.

САМОМАССАЖ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК

1. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками «Су-джок». Вертеть их в руках, катать по ладоням до кончиков пальцев.

Шишку я держу в руке

Зажимаю в кулаке,

Опускаю, разжимаю

И ладошками катаю.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево — как хочу.

Сверху — левой, снизу — правой

Я его катаю, браво.

2. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

3. Гимнастика для глаз с помощью карандашей

3. Массаж грецкими орехами (каштанами).

Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТРЕНИНГ

Развитию тонких дифференцированных движений рук способствуют следующие игры:

Игры с резиновыми кольцами (эспандерами), направленные на повышение упругости ручной мускулатуры.

Например: игра «Будь сильней, моя рука»

Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая:

Я сожму свое кольцо –

Буду сильным молодцом.

Буду младших защищать,

Буду слабым помогать.

После каждой строки руки меняются. Для более сильного ребенка можно продолжить с соответствующими движениями:

Пополам его согну

И восьмеркой заверну.

Станут пальчики сильнее,

А головушка умнее.

Игры со спичками (без головок), палочками, заключающиеся в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений предметов. Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.

Например:

Задание. Выложить из спичек фигуры по образцу:

Нейроупражнения:

Ребро-кулак

Ребро-ладонь

Кулак-ладонь

Самолетик

Ухо-нос

Классный капитан

Ладошки

Ок-Класс

Коза и заяц

Тучка-солнышко

 Нейротроупражнения:

Точка-пальчик

Ладошка- ладошка

Хлопок- цвет, форма

Сколько хлопков- столько точек

Нейротренажеры: Рисуем в 2 руки.

Дорожка

Машинки

Клубочки для кошки

Птички

С закрытыми глазами

Сначала левой, потом правой

Итог практикума

1. Значение пальчиковых игр и упражнений, которые:

— развивают мелкую моторику рук;

— стимулируют речевое развитие;

— повышают работоспособность головного мозга;

— оказывают оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм.

2. Необходимость использования пальчиковой игры-тренинга не только в детском саду, но и дома.

— разнообразный нетрадиционный материал для самомассажа рук (поглаживания, растирания, разминания тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук): «шалуны» — воздушные шары с наполнителем (песок, мука, соль, камушки); перчатки с нашитыми пуговицами, резиновые эспандеры, мячики с шипами, реинки для волос, карандаши шестигранные, орехи грецкие, каштаны, мочалки, зубные щетки.

C:\Users\komp6\Desktop\000270EC-A33E-4CB4-BA5F-ACBD367DF0F3.jpegC:\Users\komp6\Desktop\A2A37887-828A-4A58-AE37-50B77E55CE97.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у дошкольников

Выступеление на методическом объединении воспитателей и заведующих ДОУ....

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть информацией, нужно превратить обучение в игру. В данной статье предлагаются игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься ...

«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»

В данном материале представлены практические рекомендации для родителей по развитию у детей мелкой моторики пальцев рук в домашних условиях, используя сподручные материалы....

развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук"...

«Работа по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук дошкольников»

Данный материал содержит информацию по развитию мелкой моторики и координации пальцев рук дошкольников...

Мастер – класс для родителей детей, посещающих первую группу раннего возраста «Использование пальчиковых красок с детьми как средство развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук»

Формирование у родителей умения организовывать совместную творческую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования является одной из главных з...