Дыхательная гимнастика.
консультация (младшая группа)

 Карасёва Любовь Юрьевна

Организация консультаций для родителей  в детском саду – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества детского сада и семьи. Данное направление необходимо развивать для гармоничного взаимодействия семьи и ДОУ, а также для развития личности ребенка и обеспечения образовательного и воспитательного процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Зачем детям дыхательные упражнения?»

        На первый взгляд кажется – ну что такое дыхание? Дышим постоянно и не замечаем этого! Но именно осознанное дыхание – мощнейший рычаг влияния на нервную систему и мозг для человека.

  • Успокоение нервной системы. Глубокое, медленное дыхание активирует парасимпатическую нервную систему – наш внутренний тормоз. Это, на прямую снижает уровень гормонов стресса (кортизола), уменьшает тревожность и раздражительность.
  • Улучшает концентрацию внимания. Когда мозг получает достаточно кислорода, его когнитивные функции работают эффективнее. Улучшается способность сфокусироваться, удерживать информацию, переключаться между задачами.
  • Это фундамент для успешной учебы и борьбы с рассеянностью.
  • Развитие самоконтроля. Осознанное управление дыхания учит ребенка чувствовать свое тело и эмоции. Он начинает понимать : (Я дышу быстро-значит, я злюсь или волнуюсь. Сейчас замедлю дыхание - и станет легче.) Это первые шаги к эмоциональному интеллекту и само регуляции.
  •  Поддержка речевого развития. Речь-это выдох! Сила, плавность и длительность выдоха на прямую влияет на качество звукопроизношения, громкость голоса, умение строить длинные предложения без запинок. Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, необходимую для четкой артикуляции.
  • Повышение интеллектуальной выносливости. Школьные нагрузки требуют много энергии. Правильное дыхание помогает мозгу дольше оставаться продуктивным, снижает умственную усталость, облегчает усвоение нового материала. Это как тренировка для мозга на ровне с чтением и решением задач.

Особенно актуально эти техники в наш век гаджетов и информационной перезагрузки. Постоянный поток стимулов из вне истощает детскую нервную систему, приводя к гиперреактивности или, наоборот, апатии и зависимости от гаджетов. Дыхательные практики- это естественный и безопасный способ (перезагрузиться).

Упражнения для успокоения и снятия тревожности.

«Дышим спокойно»

 «Медвежонок в берлоге» (для мгновенного успокоения): Как делать: попросите ребенка сесть или лечь поудобнее. Положить одну руку на грудь, другую - на животик. Сделать медленный, глубокий вдох носом (3-4 секунды), представляя, как воздух наполняет животик, как спящего медвежонка. Рука на животе должна приподняться. Затем - еще более медленный выдох через слегка приоткрытый рот (5-6 секунд), как будто медвежонок тихонько посапывает. Животик плавно опускается. Грудная рука почти не двигается. Повторить 5-7 раз.

Эффект: фокусировка на животе активирует диафрагмальное дыхание, максимально включающее «успокаивающий» механизм. Отлично снимает острый стресс, истерику,

«Рука-волна» (визуализация спокойствия):

 Как делать: ребенок сидит прямо. Поднимает одну руку перед собой, согнутую в локте, ладонь открыта к лицу. Медленно ведет указательный палец другой руки вдоль контуров поднятой руки, как бы «рисуя» волну. На подъеме «волны» (от запястья вверх к кончикам пальцев) - медленный вдох носом. На спуске «волны» (от кончиков пальцев вниз к запястью) - медленный выдох ртом. Сделать 3-5 «волн» одной рукой, затем повторить с другой.

Эффект: сочетание плавного движения, визуального фокуса и ритмичного дыхания создает мощный эффект отвлечения и умиротворения. Помогает при тревожности, беспокойном сне, общем напряжении.

Фокус, внимание, дышим!

Упражнение для концентрации.

Когда нужно собраться перед уроками, во время сложного задания, или если внимание уплывает к игрушкам- эти техники помогут ребенку настроится на новый лад.  

«Дыхание квадратом» (классика фокуса): Как делать: представьте перед собой квадрат. Ребенок медленно «проходит» взглядом и дыханием каждую его сторону: Вдох носом (счет 1-2-3-4) - по первой стороне. Задержка дыхания (1-2-3-4) - по второй стороне. Выдох ртом (1-2-3-4) - по третьей стороне. Задержка после выдоха (1-2-3-4) - по четвертой стороне. Начать с 3-4 квадратов. Темп и счет можно адаптировать под возраст (например, 1-2-3). Эффект: четкая структура и необходимость счета удерживают внимание на процессе. Задержки дыхания повышают уровень СО2 в крови (в безопасных пределах), что стимулирует мозговую активность и концентрацию внимания. Идеально перед началом домашней работы или чтением.

«Задуй свечу» (сила выдоха для внимания): Как делать: попросите ребенка представить, что перед ним стоит большая праздничная свеча с ярким пламенем. Сделать глубокий вдох носом, наполняя животик. Затем сильный, целенаправленный, но не резкий выдох через сложенные в трубочку губы (как будто дует на одуванчик или хочет задуть свечу на расстоянии). Важно сфокусироваться на пламени и представить, как оно гаснет от струи воздуха. Повторить 5-7 раз. Можно использовать реальную безопасную свечу под присмотром взрослого для наглядности. Эффект: требует фокусировки на цели (пламени) и контроля силы выдоха. Укрепляет мышцы выдоха, улучшает концентрацию внимания на конкретной задаче. Помогает «перезагрузиться» во время длительных занятий.

Дышим и говорим: как дыхание помогает развитию речи.

Четкая, внятная, плавная речь – мечта многих. И дыхание здесь играет ключевую роль!

Оно – (топливо для нашего голоса) у многих детей с речевыми трудностями (тихий голос, проглатывание окончаний, быстрая сбиваемая речь, нечеткие звуки) наблюдается проблема в дыхательной опоры.

Связь дыхание и речи.,

Для произнесения звуков, особенно согласных (п, б, т, д, к, г и др.), нужна сильная, направленная воздушная струя. Для длинных фраз и громкого голоса - глубокий вдох и умение экономно расходовать воздух на выдохе. Недостаточный или неправильный вдох (например, поверхностный, ключичный) приводит к слабому голосу, прерывистой речи, не договариванию слов. Что дают упражнения: Укрепляют диафрагму и межреберные мышцы - основную «дыхательную мускулатуру». Учат делать глубокий, полноценный вдох перед фразой. Развивают длительный, плавный, контролируемый выдох - основу для слитной речи и произношения звуков. Тренируют силу и направленность воздушной струи, необходимую для свистящих, шипящих и сонорных звуков (С, 3, Ш, Ж, Р, Л)

Звуки на Выдохе» (дыхание + артикуляция): Как делать: сделать глубокий вдох носом (животик надулся). На медленном, плавном выдохе ртом произносить (тянуть) разные звуки: Гласные: А-а-а-а… О-о-о-о… У-у-у-у… (долго, как можно ровнее). Шипящие: Ш-ш-ш-ш… (как змея), Ж-ж-ж-ж… (как жук). Свистящие: С-с-с-с… (насос), 3-з-з-з… (комар). Можно петь на выдохе простые слоги: Ма-а-а, Па-а-а, Ба-а-а. Эффект: тренирует координацию дыхания и работы артикуляционного аппарата. Увеличивает длительность фонационного выдоха, улучшает силу голоса и четкость произнесения конкретных звуков. Основа для развития речевого развития.

Легко и с пользой: как внедрить дыхательную гимнастику в жизнь ребенка.

 Чтобы упражнения приносили радость и пользу, а не становились повинностью, следуйте простому плану: Время и место: выберите 1-2 момента в день (5-7 минут!): утром для бодрости, перед уроками для концентрации, вечером для успокоения, или когда видите, что ребенок «заводится» или «тормозит». Найдите тихое место без отвлекающих факторов. Игра - наше все! Подавайте упражнения как веселую игру, приключение («Давай попробуем подышать как космонавт перед стартом!», «Помоги медвежонку уснуть!», «Устроим бурю в стакане!»). Используйте игрушки, картинки, стихи.

Личный пример: делайте упражнения вместе с ребенком! Ваше участие и спокойствие лучшая мотивация. Покажите, как это здорово - дышать осознанно. Регулярность важнее длительности: лучше 5 минут каждый день, чем час раз в неделю. Постепенно это станет привычкой. Не заставлять! Если ребенок не в духе или отказывается - не настаивайте. Предложите позже или выберите другое, более подходящее ему упражнение. Следите за самочувствием: упражнения должны приносить облегчение, а не дискомфорт. Если ребенок жалуется на головокружение - остановитесь, пусть подышит спокойно. Начинайте с минимального количества повторений.

Чек-лист для начала: Выбрали 1-2 простых упражнения для старта (например, «Медвежонок» и «Задуй Свечу»). Нашли удобное время (перед уроками ? перед сном?). Подготовили реквизит, если нужен (соломинка, стакан воды, игрушка). Настроились на позитив и игру! Готовы дышать вместе с ребенком?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...