Методическая разработка Чем занять ребенка 3-4 года дома
методическая разработка (младшая группа)

Свиридова Галина Анатольевна

Рекомендации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 67

                           Московского района Санкт- Петербурга

                                                      Методическая разработка

                                      «Чем занять ребенка 3-4 года дома?»

                                             Рекомендации для родителей

                                                 Санкт-Петербург 2025

Методическая разработка: «Чем занять ребёнка 3-4 лет дома?»

Рекомендации для родителей.

Цель: Всестороннее развитие ребёнка в домашних условиях через игровую деятельность.

Задачи:

· Развитие мелкой и крупной моторики.

· Развитие речи, обогащение словарного запаса.

· Развитие сенсорного восприятия, внимания, памяти, мышления.

· Развитие творческих способностей и воображения.

· Формирование навыков самообслуживания и помощи по дому.

Принципы организации занятий:

1. Добровольность. Предлагайте, а не заставляйте.

2. Положительные эмоции. Хвалите за усилия, а не только за результат.

3. Смена деятельности. Если ребёнок устал от одного занятия, переключитесь на другое.

4. Безопасность. Все материалы должны быть безопасными для возраста 3+.

---

Блок 1: Развитие мелкой моторики и сенсорики

Эти занятия напрямую влияют на развитие речи и интеллекта.

1. «Волшебный поднос» (сыпучие материалы)

· Что нужно: Глубокий поднос или миска, манка, фасоль, горох, рис.

· Что делать: Насыпьте крупу на поднос. Ребёнок может рисовать пальчиком, оставлять отпечатки ладошек, искать «клад» (спрятанные мелкие игрушки), пересыпать крупу ложкой или маленьким совочком из одной ёмкости в другую.

· Что развивает: Тактильные ощущения, воображение, координацию «рука-глаз».

2. «Пластилиновые картины»

· Что нужно: Пластилин, картон или ненужная пластиковая крышка.

· Что делать: Не лепить фигурки, а «рисовать» пластилином. Размазывать маленькие кусочки по картону, создавая солнышко, яблоко, травку. Можно вдавливать в пластилин зёрнышки, макароны, бусины.

· Что развивает: Мелкую моторику, силу пальцев, творческое мышление.

3. «Волшебные прищепки»

· Что нужно: Разноцветные пластмассовые прищепки, картонные заготовки (солнышко без лучиков, ёжик без иголок, круг-«паучок»).

· Что делать: Предложить ребёнку «доделать» фигурку, прицепив прищепки.

· Что развивает: Щипковый захват, координацию, цветовое восприятие.

---

Блок 2: Развитие речи и кругозора

1. «Что в мешочке?»

· Что нужно: Непрозрачный мешочек, 5-7 знакомых небольших предметов (игрушка, ложка, расчёска, яблоко, машинка).

· Что делать: Ребёнок запускает руку в мешочек, нащупывает один предмет и, не вынимая, пытается угадать, что это. Затем достаёт и проверяет. Обсуждайте предмет: "Какой он? Для чего нужен?"

· Что развивает: Тактильную память, активный словарь, умение строить предположения.

2. Чтение и обсуждение

· Что нужно: Красочные книги с короткими сказками («Курочка Ряба», «Репка», «Теремок») или стихами (А. Барто, С. Маршак).

· Что делать: Читайте с выражением, показывайте картинки. После чтения задавайте вопросы: «Кто тянул репку? Кто пришёл последним? А как мышка пищал?». Просите пересказать сюжет по картинкам.

· Что развивает: Слуховое внимание, память, грамматический строй речи.

3. «Пальчиковые игры»

· Что нужно: Стишки, где действия сопровождаются движениями пальцев и рук («Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка...»).

· Что делать: Проговаривайте стих и показывайте движения вместе с ребёнком.

· Что развивает: Мелкую моторику, чувство ритма, речевые центры.

---

Блок 3: Творчество и воображение

1. «Первые аппликации»

· Что нужно: Цветная бумага, клей-карандаш, ножницы (взрослому), основа-лист.

· Что делать: Взрослый вырезает простые фигуры (круги, квадраты, треугольники), а ребёнок намазывает их клеем и приклеивает, создавая картинку (машинку, дом, робота). Можно использовать готовые наборы для аппликаций.

· Что развивает: Пространственное мышление, эстетический вкус, аккуратность.

2. «Домашний оркестр»

· Что нужно: Безопасные «музыкальные инструменты»: кастрюли с крышками, деревянные ложки, пластиковые бутылки с крупой (плотно закрытые!), колокольчик.

· Что делать: Включите весёлую музыку и предложите ребёнку «сыграть» на инструментах. Можно маршировать, отбивать ритм.

· Что развивает: Чувство ритма, слуховое восприятие, эмоциональную сферу.

3. Сюжетно-ролевая игра

· Что нужно: Игрушки (куклы, мишки, машинки), предметы-заместители (кубик может быть столом, коробка – гаражом).

· Что делать: Организуйте простой сюжет: «Уложим мишку спать», «Накормим куклу обедом», «Машинка едет в гараж». Ребёнок – главный в игре, взрослый – помощник и участник.

· Что развивает: Воображение, социальные навыки, речь.

---

4: Развитие крупной моторики и снятие напряжения

Когда ребёнку нужно подвигаться.

1. «Полоса препятствий»

· Что нужно: Подушки, одеяла, стулья.

· Что делать: Постройте дорожку: пройти по «кочкам» (подушкам), проползти под стулом («тоннелем»), перешагнуть через «речку» (разложенное на полу полотенце).

· Что развивает: Координацию, ловкость, крупную моторику.

2. «Танцевальный флешмоб»

· Что нужно: Любая ритмичная музыка.

· Что делать: Включите музыку и танцуйте вместе! Покажите простые движения: хлопки, приседания, кружение, прыжки. Можно повторять движения за ведущим.

· Что развивает: Координацию, чувство ритма, эмоциональную разрядку.

---

Примерный план-конспект одного игрового дня (1,5-2 часа)

Время Вид деятельности Цель.

10 мин «Утро мишки» (Сюжетно-ролевая игра). Помогите мишке умыться, одеться, позавтракать. Развитие бытовых навыков, речи, эмоционального контакта.

20 мин «Солнышко из прищепок» (Мелкая моторика). Сделайте из желтого кружка солнышко, прицепив лучики-прищепки. Развитие щипкового захвата, изучение цветов.

15 мин Чтение сказки «Теремок» с обсуждением картинок. Развитие речи, памяти, слухового внимания.

10 мин Физкультминутка: «Повтори, как животное» (попрыгай, как зайка, походи, как мишка). Смена деятельности, снятие напряжения, развитие воображения.

25 мин Аппликация «Разноцветные шарики» (взрослый вырезает круги, ребёнок клеит). Развитие творческих способностей, аккуратности, изучение цветов.

15 мин Свободная игра. Ребёнок сам выбирает, чем заняться. Взрослый наблюдает или по необходимости включается в игру. Развитие самостоятельности, инициативы.

---

Важные советы для родителей:

· Не бойтесь беспорядка! Его можно убрать вместе с ребёнком («Давай соберём фасоль обратно в баночку – это будет наш клад!»).

· Используйте бытовые моменты. Лепить из теста во время готовки печенья, сортировать носки по парам, расставлять книги на полке – это тоже отличные развивающие занятия.

· Следуйте за интересом ребёнка. Если ему неинтересно лепить – предложите рисование. Если не хочет слушать книгу – поиграйте в пальчиковые игры.

Главное – это ваше внимание и совместная деятельность. Удачи вам в творческом развитии вашего малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чем занять ребенка 2-3 года дома»

Игра — основной вид деятельности ребёнка, в игре ребенок учится, развивается. Обязательно надо играть с ребенком, давая пример, как действовать с игрушкой, как развивать сюжет игры....

Рекомендации для родителей. "Чем занять ребенка в 4 года дома?"

Многие родители с большой ответственностью относятся к развитию своего малыша в раннем детстве, кроме того, большинство из них работает, поэтому рано или поздно встаёт вопрос, чем занять ребенка 4 год...

Как и чем занять ребенка в 3 года дома: интересные игры, развлечения и творчество для развития малышей

        Чем занять ребёнка в 3 года дома?Многие родители быстро находят ответ: «Включить мультики». Малыш, конечно, будет поглощён увлекательным занятием пару ча...

Методическая разработка: "Чем занять ребенка дома? Список простых и полезных игр"

Чем занять детей дома? Существует много различных игр и упражнений с детьми. Их можно легко провести в домашних условиях....

Чем занять ребенка в 2 года дома.

Досуг двухлетнего малыша существенно отличается от годовалого, что неудивительно....

Методическая разработка " Чем занять ребенка в летний период- игры на прогулке"

Этот материал можно использвховать для консультаций с родителями, для оформления родительского уголка в раздевалке. В нем предложены некоторые варианты игр с водой, игр на развитие дыхания, закреплени...