«СНЯТИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
консультация

Одной из главных составляющих гармоничного развития ребенка, является эмоциональное благополучие, которое формируется в атмосфере доброжелательности, любви, защищенности и принятии. Это как правило наилучший вариант развития событий.

 В дошкольном детстве закладывается фундамент психического и физического здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, а также необходимые навыки и привычки, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Поэтому необходимо на ранних стадиях развития личности обучать детей цивилизованным способам выхода негативных эмоций и саморегуляции поведения, чтобы к 5-6 годам у ребёнка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

          У детей разного возраста преобладающие причины возникновения стресса различны. Это связано с тем, что в разном возрасте у ребенка различные "зоны психической чувствительности", которые наиболее ранимы и подвержены стрессу. Временами, бывает трудно отличить детский стресс от недомоганий, сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка.

Как же узнать, что у малыша именно стресс, а не что-то другое?.

Исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:

  • Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
  • Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.
  • Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.
  • Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.
  • Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
  • Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.
  • Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
  • Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
  • Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

 

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались.

 Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

 К сожалению, эти последствия стрессов редко своевременно замечают взрослые. Обычно они замечают, что с ребенком что-то неладно, когда разворачиваются множественные реакции.

Существует множество рекомендации по снятию стрессовых состояний.

 Психическое напряжение вызывает мышечный тонус.

 Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Методы быстрого снятия психоэмоционального и мышечного напряжения

  1. Упражнение «Сосулька».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Сжать кисти рук максимально на вдохе (как будто сильно-сильно сжимаете сосульку), на выдохе разжать (ощущение легкого тепла).

  1.  Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садиться то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

  1. Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

  1. Упражнение «Мороженое»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнца вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно мышцы рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

  1. Упражнение «Воздушный шар»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Встаньте, закройте глаза руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе некоторое время, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

     Основными способами снятия психоэмоционального напряжения, снижения агрессивности, гиперактивности, тревожности, невротических состояний являются упражнения на релаксацию (расслабление). Они выполняются буквально за пять минут, но приносят состояние спокойствия, уверенности в себе, снимают физическое и нервно-психическое напряжение у  детей. Такие небольшие упражнения дают возможность возбужденным детям отдохнуть, сосредоточиться на занятиях или же снять ощущение усталости после интеллектуальных занятий.

Релаксационные упражнения могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. 
   Для сброса психоэмоционального напряжения можно использовать варианты дыхательной гимнастики для детей. Как бы странно это ни звучало, но подавляющее большинство детей не умеют правильно дышать. По этой причине организму недостает кислорода, и ребенок бывает усталым, быстро утомляется, становится невнимательным и рассеянным. Глубокое, размеренное дыхание помогает расслабиться, успокоиться, улучшить память и мыслительные операции. Чтобы научить ребенка правильно дышать, можно использовать дыхательные упражнения.
Задуй свечу”.
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”. При выполнении данного упражнения, можно при выдохе петь и другие гласные звуки. Выполнять это упражнение можно 10-15 раз.
Ленивая кошечка”.
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”. Выполнять это упражнение можно 10-15 раз.
Озорные щечки”.
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы. При выполнении данного упражнения можно использовать горящую свечу, для поддержания интереса ребенка, но, обязательно, под присмотром взрослого. Выполнять это упражнение можно 10-15 раз.

Использование сенсорного ящика в игре с ребенком.

Играя с ящиком, ребенок может пересыпать, мять, прятать и искать предметы. Такие игры способствуют не только снятию напряжения ребенка, но и развитию мелкой моторики. Можно использовать тематические сенсорные ящики для развития ребенка дошкольного возраста.

 Например: ящик с фермой для изучения домашних животных. Такую игрушку можно легко сделать своими руками.

Использование игрушки антистресс или сквиши (с англ. Squishy –мялка).

 Они могут быть разного размера и формы. Главное то, что их приятно мять тем самым снимая психоэмоциональное напряжение. Обычно встречается три вида сквишей: резиновые, похожие на лизунов; вспененные, большие, напоминающие губку и круглые, прозрачные, наполненные цветным гелем- он забавно растекается в разные стороны или собирается в симпатичные кляксы, когда жмешь игрушку.

Применение глинотерапии в домашних условиях.

Работа с этим природным материалом оставляет приятные тактильные ощущения, помогает расслабиться, снять эмоциональные зажимы.
При работе с глиной можно выполнить следующие задания:
1. Закройте глаза и почувствуйте кусок глины, его текстуру, размер, насладитесь ощущениями.
Какой он: холодный, тёплый, влажный, сухой, гладкий?
2. Сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки.
3. Проткните глину, похлопайте по ней.
4. Оторвите кусочек и скатайте колбаску, а теперь сожмите кусок.

Использование игры с бумагой. Играя с бумагой, ребенок может мять ее, рвать, делать из нее комочки и кидаться ими. Сделайте вместе с ребенком аппликацию из кусочков цветной бумаги. Таким образом ребенок может скинуть излишнее напряжение и расслабиться.

Таким образом, все вышеприведённые рекомендации позволяют снять эмоциональное напряжение у детей дошкольного возраста, а также направлены на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и в семье.

 

 И главное! Проявляйте любовь к своему ребенку. И дайте ему понять, что вы – родители, всегда готовы, в любой ситуации помочь ребенку и поддержать его.

Скачать:


Предварительный просмотр:


        О
дной из главных составляющих гармоничного развития ребенка, является эмоциональное благополучие, которое формируется в атмосфере доброжелательности, любви, защищенности и принятии. Это как правило наилучший вариант развития событий.

 В дошкольном детстве закладывается фундамент психического и физического здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, а также необходимые навыки и привычки, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Поэтому необходимо на ранних стадиях развития личности обучать детей цивилизованным способам выхода негативных эмоций и саморегуляции поведения, чтобы к 5-6 годам у ребёнка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

          У детей разного возраста преобладающие причины возникновения стресса различны. Это связано с тем, что в разном возрасте у ребенка различные "зоны психической чувствительности", которые наиболее ранимы и подвержены стрессу. Временами, бывает трудно отличить детский стресс от недомоганий, сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка.

Как же узнать, что у малыша именно стресс, а не что-то другое?.

Исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:

  • Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
  • Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.
  • Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.
  • Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.
  • Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
  • Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.
  • Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
  • Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
  • Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались.

 Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

 К сожалению, эти последствия стрессов редко своевременно замечают взрослые. Обычно они замечают, что с ребенком что-то неладно, когда разворачиваются множественные реакции.

Существует множество рекомендации по снятию стрессовых состояний.

 Психическое напряжение вызывает мышечный тонус.

 Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Методы быстрого снятия психоэмоционального и мышечного напряжения

  • Упражнение «Сосулька». 

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Сжать кисти рук максимально на вдохе (как будто сильно-сильно сжимаете сосульку), на выдохе разжать (ощущение легкого тепла).

  •  Упражнение «Муха» 

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садиться то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

  • Упражнение «Лимон» 

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

  • Упражнение «Мороженое» 

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнца вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно мышцы рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

  • Упражнение «Воздушный шар» 

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Встаньте, закройте глаза руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе некоторое время, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

     Основными способами снятия психоэмоционального напряжения, снижения агрессивности, гиперактивности, тревожности, невротических состояний являются упражнения на релаксацию (расслабление). Они выполняются буквально за пять минут, но приносят состояние спокойствия, уверенности в себе, снимают физическое и нервно-психическое напряжение у  детей. Такие небольшие упражнения дают возможность возбужденным детям отдохнуть, сосредоточиться на занятиях или же снять ощущение усталости после интеллектуальных занятий.

Релаксационные упражнения могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. 
   Для сброса психоэмоционального напряжения можно использовать варианты дыхательной гимнастики для детей. Как бы странно это ни звучало, но подавляющее большинство детей не умеют правильно дышать. По этой причине организму недостает кислорода, и ребенок бывает усталым, быстро утомляется, становится невнимательным и рассеянным. Глубокое, размеренное дыхание помогает расслабиться, успокоиться, улучшить память и мыслительные операции. Чтобы научить ребенка правильно дышать, можно использовать дыхательные упражнения.
Задуй свечу”.
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”. При выполнении данного упражнения, можно при выдохе петь и другие гласные звуки. Выполнять это упражнение можно 10-15 раз.
Ленивая кошечка”.
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”. Выполнять это упражнение можно 10-15 раз.
Озорные щечки”.
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы. При выполнении данного упражнения можно использовать горящую свечу, для поддержания интереса ребенка, но, обязательно, под присмотром взрослого. Выполнять это упражнение можно 10-15 раз.

Использование сенсорного ящика в игре с ребенком.

Играя с ящиком, ребенок может пересыпать, мять, прятать и искать предметы. Такие игры способствуют не только снятию напряжения ребенка, но и развитию мелкой моторики. Можно использовать тематические сенсорные ящики для развития ребенка дошкольного возраста.

 Например: ящик с фермой для изучения домашних животных. Такую игрушку можно легко сделать своими руками.

Использование игрушки антистресс или сквиши (с англ. Squishy –мялка).

 Они могут быть разного размера и формы. Главное то, что их приятно мять тем самым снимая психоэмоциональное напряжение. Обычно встречается три вида сквишей: резиновые, похожие на лизунов; вспененные, большие, напоминающие губку и круглые, прозрачные, наполненные цветным гелем- он забавно растекается в разные стороны или собирается в симпатичные кляксы, когда жмешь игрушку.

Применение
 глинотерапии в домашних условиях.

Работа с этим природным материалом оставляет приятные тактильные ощущения, помогает расслабиться, снять эмоциональные зажимы.
При работе с глиной можно выполнить следующие задания:
1. Закройте глаза и почувствуйте кусок глины, его текстуру, размер, насладитесь ощущениями.
Какой он: холодный, тёплый, влажный, сухой, гладкий?
2. Сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки.
3. Проткните глину, похлопайте по ней.
4. Оторвите кусочек и скатайте колбаску, а теперь сожмите кусок.


Использование игры с бумагой. Играя с бумагой, ребенок может мять ее, рвать, делать из нее комочки и кидаться ими. Сделайте вместе с ребенком аппликацию из кусочков цветной бумаги. Таким образом ребенок может скинуть излишнее напряжение и расслабиться.

Таким образом, все вышеприведённые рекомендации позволяют снять эмоциональное напряжение у детей дошкольного возраста, а также направлены на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и в семье.

 И главное! Проявляйте любовь к своему ребенку. И дайте ему понять, что вы – родители, всегда готовы, в любой ситуации помочь ребенку и поддержать его.

   

                             Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр для снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей. Психологические речевые настройки. Психопрофилактическая работа по организации сна....

Практикум для родителей «Игровые методы снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая дошкольные учреждения, спортивные кружки и различные секции они получают большое количество информации, устают физически и эмоционал...

Памятка для педагогов " Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста"

Существуют разные релаксационные игры:·  игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильно­го напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;·  игры, помогающие д...

Использование игр для снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

Использование игр для снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста...

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

Памятка для воспитателей старших и подготовительных групп по использованию в повседневной деятельности педагога релаксационных игр как способа снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного...

Мастер-класс « Игры на снятие психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста».

   Одной из важных проблем в работе с детьми - сохранение психического здоровья. Для этого необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, в результате чего поддер...

Картотека игр и упражнений для снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения. ИГРЫ НА  ДОВЕРИЕ.ИГРЫ ДЛЯ ОТРЕАГИРОВАНИЯ АГРЕССИИ, СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ....