Консультация для родителей «Что такое «познавательная деятельность» или почему ребенок медленно думает?»
консультация (средняя группа)

Паргатова Ирина Александровна

    Каждый родитель хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда ребёнок сидит над простым заданием и долго не может начать его выполнять. Казалось бы, задача несложная — сосчитать предметы, нарисовать домик, найти отличия на картинках… Но ребёнок сидит, морщит лоб, отвлекается, теребит карандаш или вовсе замирает в нерешительности. Почему так происходит? Это лень? Отсутствие мотивации? Или, быть может, особенности развития? Чтобы разобраться в этом, важно понять, что стоит за выражением «познавательная деятельность» и какие механизмы лежат в основе мышления ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_poznavatelnaya_deyatelnost.docx97.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Что такое «познавательная деятельность»

или почему ребенок медленно думает?»

Почему одни люди всё схватывают на лету, а другим необходимо многократное повторение одного и того же?

Во-первых, это связано со способностью центральной нервной системы быстро и точно усваивать информацию из окружающего мира.
Во-вторых, зависит от заинтересованности слушающего.
В-третьих, от слаженной работы зрения, слуха, двигательных ощущений всего тела и отдельных его частей (в частности, пальцев рук).
В-четвертых, от способности человека к произвольному и целенаправленному вниманию.

Как развивается познавательная деятельность?

Развитие познавательной деятельности происходит поэтапно и тесно связано с возрастными особенностями:

Младенческий возраст (0–1 год) : формируются основы восприятия, памяти, внимания. Ребёнок активно исследует мир с помощью органов чувств: тянет предметы в рот, тянется к ярким игрушкам, реагирует на звуки, лица, мимику.

Раннее детство (1–3 года) : развивается наглядно-действенное мышление — ребёнок учится действовать с предметами, подражает взрослым, пробует разные способы достижения цели.

Дошкольный возраст (3–7 лет) : появляется наглядно-образное мышление, развивается речь, формируются элементарные логические операции (анализ, сравнение, обобщение).

Младший школьный возраст (7–11 лет) : активно формируются произвольные внимание и память, словесно-логическое мышление, способность к абстрагированию и обобщению.

Важно понимать: каждый ребёнок развивается в своём темпе. Кто-то начинает говорить в 1,5 года, а кто-то — ближе к 3. Один быстро решает задачи, другой — сначала долго «включается», но потом показывает глубокое понимание. В этом разнообразии нет ничего страшного — если ребёнок развивается поступательно, без явных регрессов.

очему ребёнок долго думает?

Когда ребёнок долго не может приступить к заданию или выполняет его с заметной замедленностью, у родителей возникает тревога. Но важно различать причины этого «долгого думания».

1. Особенности темпа психических процессов

Темп познавательной деятельности у всех разный. Есть дети с быстрым темпом мышления — они схватывают на лету, быстро соображают, моментально реагируют. А есть дети с замедленным темпом, которым нужно больше времени на осмысление, на принятие решения, на выбор нужного действия.

Это не говорит о низком интеллекте. Часто такие дети более вдумчивы, глубже анализируют информацию, но не любят спешки и хаоса. Им нужно дать возможность «дозреть» до ответа. Если подгонять такого ребёнка, он может замкнуться, растеряться и вообще отказаться от выполнения задания.

2. Неуверенность в себе

Многие дети боятся ошибиться. Особенно это характерно для младших школьников, столкнувшихся с системой оценивания. Они начинают думать : «А вдруг я сделаю неправильно?» — и это блокирует их активность. Вместо того чтобы попробовать — они начинают «пережёвывать» задание в голове, оттягивают начало работы, теряют уверенность.

Если в такой ситуации взрослый говорит«Ну что ты тянешь! Давай быстрее!» — это только усиливает тревожность. Вместо поддержки ребёнок получает давление, и это приводит к ещё большему торможению.

3. Нарушения познавательных процессов

Если ребёнок систематически сталкивается с трудностями в понимании инструкций, не может удерживать внимание, забывает, что только что ему говорили, — это может быть сигналом о нарушениях в развитии:

Недоразвитие слухоречевой памяти. Ребёнок не может удержать в памяти словесную инструкцию«Нарисуй круг, а в нём — треугольник» превращается для него в «нарисуй… что-то».

Слабое внимание. Он легко отвлекается, не может сосредоточиться даже на интересной задаче.

Недоразвитие наглядно-образного мышления. Ему трудно представить себе, что и как нужно сделать.

Нарушения речевого развития. Он не понимает лексическое значение слов или не может сформулировать ответ.

4. Повышенная утомляемость

Современные дети живут в условиях высокой информационной нагрузки. Кружки, занятия, планшеты, телефоны, мультфильмы… Их нервная система часто перегружена. У ребёнка может просто не хватать ресурсов, чтобы активно включиться в задание. Особенно это проявляется к вечеру, после школы или садика.

Если ребёнок долго думает только в определённое время дня, но в другое работает быстро и активно — причина может крыться именно в утомлении.

5. Отсутствие интереса и мотивации

Познавательная деятельность тесно связана с мотивацией. Ребёнок учится активно, если ему интересно. Но если задание кажется скучным, непонятным или не имеет смысла для самого ребёнка — он не будет включаться в него. Он будет тянуть время, играть с карандашом, отвлекаться.

Многие дети нуждаются в внешней мотивации — поддержке, одобрении, вовлечённости взрослого. Если этого нет, активность может снижаться.

Как помочь ребёнку развить познавательную деятельность?

Поддержка познавательной активности — это тонкий и деликатный процесс. Вот несколько ключевых рекомендаций для родителей и педагогов :

1. Уважайте индивидуальный темп

Если ребёнку нужно больше времени — дайте его. Не торопите, не сравнивайте с другими. Лучше сказать«Я вижу, ты стараешься», чем «Ты опять копаешься». Уважение к его ритму — залог доверительных отношений.

2. Создайте комфортную обстановку

Обстановка играет огромную роль: тишина, отсутствие раздражающих факторов, удобное рабочее место. Эмоциональный комфорт тоже важен — если ребёнок чувствует себя в безопасности, его мозг работает эффективнее.

3. Развивайте внимание и память

Это можно делать через простые и весё лые игры:

«Запомни и повтори» — назовите 3–5 слов, ребёнок должен повторить.

«Что изменилось?» — вы раскладываете перед ребёнком предметы, потом убираете один — он должен догадаться, чего не хватает.

«Найди отличия» — классическая игра на наблюдательность.

4. Развивайте речь

Без развитой речи невозможны полноценные мышление и обучение. Читайте вместе книги, обсуждайте прочитанное, разыгрывайте сценки, учите стихи, играйте в «ассоциации». Побуждайте ребёнка объяснять, рассуждать, описывать.

5. Используйте наглядность

Многие дети лучше воспринимают информацию через зрительные образы. Используйте схемы, картинки, кубики, конструкторы. Это помогает «заземлить» абстрактные понятия и включить наглядное мышление.

6. Не бойтесь повторять

Некоторым детям требуется больше повторений, чтобы понять и запомнить материал. Это не повод для раздражения. Повторение — важнейший элемент усвоения. Повторяйте с разными интонациями, в разной форме, с юмором и примерами.

7. Поддерживайте инициативу

Если ребёнок начинает задавать вопросы — это прекрасно! Даже если они кажутся наивными или странными. Это и есть проявление познавательной активности. Поддержите интерес, вместе найдите ответ. Лучше потратить 5 минут на вопрос «Почему небо синеечем сказать«Отстань, не сейчас».

Когда стоит обратиться к специалисту?

Если вы замечаете, что ребёнок :

с трудом понимает простые инструкции,

не может сосредоточиться даже на любимых занятиях,

очень медленно выполняет все задания,

путает буквы, цифры, направления («лево–право»,

плохо запоминает и пересказывает,

не может сформулировать свою мысль,

— стоит проконсультироваться со специалистом : детским психологом, нейропсихологом, дефектологом или логопедом.  Узнайте все возможные пути преодоления имеющихся трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое «Познавательная деятельность» или почему ребенок медленно думает.

Описанные трудности, в консультации для родителей, помогут ответить на самый главный вопрос "Почему?", а также  о недостаточной зрелости нервной системы их ребенка. Так как чем  старше...

Что такое «познавательная деятельность» или почему ребенок медленно думает

Почему одни схватывают на лету, а другим требуется многократное повторение одного и того же?...

Что такое «познавательная деятельность» или почему ребенок медленно думает.

Почему одни люди все схватывают на лету, а другим необходимо многократное повторение одного и того же? Во-первых, это связано со способностью центральной нервной системы быстро и точно усваивать инфор...

Что такое «познавательная деятельность» или почему ребенок медленно думает.

Что такое «познавательная деятельность» или почему ребенокмедленно думает.       Почему одни люди все схватывают на лету, а другим необходимо многократное пов...

Что такое «познавательная деятельность» или почему ребенок медленно думает

Почему одни люди все схватывают на лету, а другим необходимо многократное повторение одного и того же? Во-первых, это связано со способностью центральной нервной системы быстро и точно усваивать инфор...

Консультация "Что такое «познавательная деятельность» или почему ребенок медленно думает

Консультация "Что такое «познавательная деятельность»  или почему ребенок медленно думает...

Май 2023г. Консультация для родителей: "Что такое "познавательная деятельность" или почему ребенок медленно думает?"

Почему одни люди все схватывают на лету, а другим необходимо многократное повторение одного и того же? Во-первых, это связано со способностью центральной нервной системы быстро и точно усваивать инфор...