Методические рекомендации «Игры на сенсорное развитие детей с ТМНР»
методическая разработка (средняя группа)

Герасимова Ирина Владимировна

Подготовила воспитатель ГБДОУ ЦРР детский сад №23 Красносельского района С- Пб

Герасимова Ирина Владимировна

   

      Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития, недоразвитием мыслительной деятельности, не позволяющей овладеть предметными учебными знаниями и решением даже простых задач познавательного содержания, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы. Наряду с недоразвитием всех психических процессов (ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас знаний и представлений об окружающем мире, низкая познавательная активность, несформированность функций внимания и памяти, недостаточная регуляция поведения) отмечается системное недоразвитие речи, а иногда и полное ее отсутствие. Многие проблемы обучения и поведения детей с ТМНР являются результатом искажения процесса психомоторного и сенсорного развития. У детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, при которых тяжелая двигательная патология сочетается с интеллектуальным недоразвитием, отмечается низкий уровень и качественные особенности становления сенсорно-перцептивной сферы, связанные с недостаточностью ее функциональных предпосылок. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем больше он нуждается в сенсорном развитии. Сенсорная система может развиваться, только если на нее действуют силы, активизирующие ее рецепторы. Сенсорное развитие предполагает целенаправленное формирование и обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового, что является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности. Педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет плодотворно способствовать психическому и физическому развитию обучающегося c ТМНР. В работе с детьми данной категории необходимо использовать, специально подобранный, дидактический и наглядно-практический материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                        МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

                        «Игры на сенсорное развитие детей с ТМНР»

Подготовила воспитатель ГБДОУ ЦРР детский сад №23 Красносельского района С- Пб

Герасимова Ирина Владимировна

   

      Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития, недоразвитием мыслительной деятельности, не позволяющей овладеть предметными учебными знаниями и решением даже простых задач познавательного содержания, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы. Наряду с недоразвитием всех психических процессов (ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас знаний и представлений об окружающем мире, низкая познавательная активность, несформированность функций внимания и памяти, недостаточная регуляция поведения) отмечается системное недоразвитие речи, а иногда и полное ее отсутствие. Многие проблемы обучения и поведения детей с ТМНР являются результатом искажения процесса психомоторного и сенсорного развития. У детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, при которых тяжелая двигательная патология сочетается с интеллектуальным недоразвитием, отмечается низкий уровень и качественные особенности становления сенсорно-перцептивной сферы, связанные с недостаточностью ее функциональных предпосылок. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем больше он нуждается в сенсорном развитии. Сенсорная система может развиваться, только если на нее действуют силы, активизирующие ее рецепторы. Сенсорное развитие предполагает целенаправленное формирование и обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового, что является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности. Педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет плодотворно способствовать психическому и физическому развитию обучающегося c ТМНР. В работе с детьми данной категории необходимо использовать, специально подобранный, дидактический и наглядно-практический материал.

Можно выделить некоторые общие черты таких игр и пособий:

- они безопасны и привлекательны для детей с сенсорными и/или физическими или моторными проблемами;

- они требуют относительно низких уровней сосредоточенного внимания, использования языка и физической координации;

- они достаточно гибкие, чтобы их можно было использовать или играть с ними различными способами.

Цель процесса сенсорного развития состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овладеть множеством практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни. Игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком, что является базой для развития всех психических функций. Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

   Игры и игровые упражнения по сенсорному развитию, в которые можно играть в детском саду и   дома.

Игры на соотношение величины

1.«Выбери пуговки»

Цель: Воспитывать умение группировать предметы по величине.

 Игровой материал: 2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие).

Ход игры: Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.

2.«Какой мяч больше?»

 Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

Игровой материал: большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход игры: педагог стоит на расстоянии 3–5 м от ребенка и просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, педагог объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка педагог обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется.

3.«Поручения» 

Цель: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Игровой материал: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.

 Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания: - Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой; - Покатай матрешку в большой машине; - Поставь маленькую собаку возле матрешки; - Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких; - Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер; - Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку; - Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую и т.п. Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).

4.«Угости зайчика» 

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Игровой материал: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

Ход игры: Педагог показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь. По такому же принципу можно группировать и другие большие и маленькие предметы в различные по величине емкости. Например, играя в следующие игры «Помоги кукле собрать кубики», «Положи мячи в корзинки», «Поставь машины в гараж» и т.д. Игры на соотношение формы

1.«Заштопай штанишки»

 Цель: формировать умение соотносить предметы по форме, цвету, величине.

Игровой материал: картонное изображение волка (матрешки, куклы) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

Ход игры: Вариант 1. Педагог показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Показать детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки только треугольными заплатками. Вариант 2. Заштопать заплатки только красными и синими заплатками. Вариант 3. Заштопать только зелёными прямоугольными. Вариант 4. Заштопать только жёлтыми круглыми и синими прямоугольными. Вариант 5. «Заштопать» у матрёшек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

2.«Весёлые человечки» 

Цель: совершенствовать умения группировать предметы по форме, закрепить название геометрических фигур. Игровой материал: вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.

 Ход игры:

 Вариант 1. Предложить рассмотреть произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры (веселые человечки). Затем показываем, например, круг и говорим: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажи, каких еще человечков зовут круг? (Ребёнок показывают круги)». Так же ребенок показывают и другие геометрические фигуры.

Вариант 2. Предложить человечкам найти свои домики. Объяснить, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг), человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат). Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем – трех и далее четырех. На первых этапах фигуры человечки одинакового размера и цвета, усложняя игру можно использовать «человечков» разного размера, а затем и цвета.

3. «На что похожа фигура?» 

Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.

Игровой материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов. Ход игры:

 Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.). 4.«Спрячемся от дождика» 

Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.

 Игровой материал: Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.

Ход игры: Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?” «Круг, квадрат» Цель: Учить группировать предметы по форме. Игровой материал: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета. Ход игры: Взрослый показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее взрослый предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т.п.».

5.«Волшебная коробочка» 

Цель: Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.

Игровой материал: Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики.

Ход игры: Педагог показывает детям коробочки с «окошками» и говорит, что в них можно протолкнуть шарики и кубики. Затем обводит пальцем круглое отверстие, отмечая, что оно круглое, что у него нет уголков, и проталкивает в него шарик. То же самое проделывает и с квадратным отверстием, отмечая, что оно квадратное и у него есть уголки и проталкивает в него кубик. Далее, задание выполняют дети. При каждом проталкивании, взрослый удивленно-восхищенным тоном восклицает: «Ой, нет шарика! Ой, нет кубика!», тем самым, стимулируя ребенка продолжать игру. Также эту игру можно использовать и для закрепления величины предметов, делая в коробках большие и маленькие отверстия различных однородных геометрических форм. Можно добавлять отверстия и других геометрических форм, например – треугольные, прямоугольные и т.д. 6.«Геометрическое лото»

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Игровой материал: 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, по 5 карточек с изображением предметов разной формы.

Ход игры: педагог рассматривают вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию педагога подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, прямоугольная, овальная, треугольная). В игре принимают участие пять детей. Выигрывает тот, кто быстрее подберёт все карточки к геометрическому образцу.

Игры на изучение и закрепление цвета

1. «Загадочные пуговки» 

Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

материал: Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.

Ход игры: Педагог показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Педагог обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик. Взялись цвета мы изучать. Ну и с чего же нам начать? Есть чудо пуговки у нас Помогут нам они сейчас Мы в руки пуговки возьмём И дом по цвету им найдем.

2.«Волшебное поле» 

Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета.

Игровой материал: Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов.

Ход игры: Педагог показывает ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Педагог поворачивает волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета. Есть у нас игра одна Очень круглая она Тот кружок наш разделен Четыре цвета включает он и ребята с ним играют Все цвета, там изучают зеленый, красный, желтый, синий Все известны нам отныне.

3.«Радуга» 

Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал: Плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи.

Ход игры: взрослый кладет перед ребенком радугу, одна половина лучей радуги целая, а вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру. Радужная арка У нас сияет ярко Вот беда случилась с ней Потеряла часть лучей Лучи ребятки соберут Все в порядок приведут Станет радуга опять Пуще прежнего сиять.

4.«Елочки и грибочки»

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Игровой материал: Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.

 Ход игры: Взрослый показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку – элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, взрослый предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков.

С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Гуси с гусятами» - используют мозаику белого (гусь) и желтого (гусенок) цвета; «Домики и флажки» - используют мозаику белого (домик) и красного (флажок) цвета. В игре «Домики и флажки» элемент красного цвета размещают над элементом белого цвета.

Игры и упражнения с предметами

1. «Сложи матрешку»

 Игровой материал: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.

 Ход игры: Взрослый вместе с ребенком открывает матрешку, произнося: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!». Достает матрешку поменьше и ставит ее рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и цвету. Когда все матрешки окажутся открытыми, воспитатель предлагает ребенка сложить их обратно, начиная с самой маленькой. Мы – матрешки, мы – сестрички, В прятки с нами поиграй, Все подружки-невелички. Нас скорее собирай – Как начнем плясать и петь, Если будешь ошибаться, Никому не усидеть! Мы не будем закрываться! Точно так же вместо матрешки можно использовать бочонки, стаканчики, открывающиеся коробочки, вкладыши различных форм и т.п. «

2. «Собери бусы»

 Игровой материал: Любые предметы с отверстиями для нанизывания различной величина, формы и цвета, шнур или мягкая проволока.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку собрать бусы, нанизывая их на шнур. Показывает, как это нужно делать и предлагает ребенку продолжить. Если ребенок затрудняется, педагог помогает ему. Можно собирать различные бусы в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: бусы, состоящие из шариков и кубиков различного размера и цвета; из катушек от ниток, маскаронов, колечек, пробочек с отверстиями различных цветов и размеров и т.д.

3.«Построй башенку» 

Игровой материал: Кубики различного цвета и размера.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку построить башенку, накладывая кубики один на другой и возводя постройку вверх. Эту игру можно проводить различными способами в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: построить башенку из кубиков одного цвета и разного размера; из больших или маленьких кубиков разного цвета; из больших или маленьких кубиков одного цвета и т.д. «Прищепки» Можно использовать следующие упражнения с прищепками: «Ежик», «Елочка», «Солнышко» - к силуэтам ежика, елочки, солнышка, сделанных из картона, дети прицепляют колючки и лучики.

      Для закрепления цвета можно использовать разноцветные силуэты и соответствующие им по цвету прищепки. «Застежки» Можно использовать следующие упражнения с застежками: «Застегни сапожки», «Завяжи рубашку» и т.д. – дети вдевают шнурок в отверстия. Так же используются различные коврики, подушечки, на которых нашиты пуговицы, липучки, молнии, крючки, кнопки и т.п., с которыми манипулируют дети.

4.«Крупа» На крупе можно рисовать, искать в ней какие-либо предметы, пересыпать ее из одной емкости в другую щепотками или кулачками и т.д. Так же можно использовать следующие упражнения: «Накормим птичку» - дети щепотками рассыпают крупу в кормушку для птицы, «Помоги Золушке» - дети сортируют, например горох и фасоль, «Собери бусы» - дети по одной горошине собирают горох или фасоль в сосуд с узким горлышком.

Игры для развития тактильного восприятия

1.«Поймай кошку» 

Педагог касается мягкой игрушкой (кошкой) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где кошка. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

2. «Чудесный мешочек» 

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

Игры для закрепления геометрических фигур

1.«Чудесный мешочек» 

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать предметы на ощупь.

Игровой материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Вариант 1. Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки.

Вариант 2. Предложить достать все квадратные блоки.

Вариант 3. Ребёнок достает все прямоугольные блоки.

Вариант 4. Предложить достать все треугольные блоки.

2.«Что лишнее» 

Цель: упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине. Игровой материал: мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Выложить на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

3.«Что изменилось» 

Цель: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине.

Ход игры:

Вариант 1. На стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения.

 Вариант 2. Ребёнок запоминает фигуры, а потом одна или две фигуры меняются местами.

 Вариант 3. Одна или две фигуры заменяется на новую.

4. «Поручения» 

Цель: формировать умение различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Игровой материал: большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.

Ход игры:

Вариант 1. Показать ребёнку игрушки, предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дать малышу следующие задание: Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой. Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).

 Вариант 2. Покатать матрешку в большой машине.

Вариант 3. Поставить маленькую собаку возле матрешки.

Вариант 4. Построить для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких.

Вариант 5. Взять маленькую собачку и посадить её на ковер.

Вариант 6. Взять большую собаку и посадить её в большую коробку.

 Вариант 7. Собрать маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую.

 Простые игры для сенсорного развития

1. Игры с водой 

1. Берем пластиковый контейнер (чтобы по размерам помещались ладошки ребенка), наливаем воду. Шлепаем ладошками ребенка по воде. Появляются брызги, обращаем внимание ребенка на тактильные ощущения.

 2. Берем пластиковый контейнер с водой, выбираем несколько игрушек/предметов, разных по плотности. Приемом рука в руке, опускаем игрушки и проговариваем, какие игрушки плавают, как они изменяют тактильные свойства. Те из них, что будут издавать звуки, с одной стороны, привлекут внимание, с другой – будут способствовать сенсорному восприятию.

3. Берем пластиковый контейнер, разводим в нем пенную воду, позволяем ребенку самому под наблюдением, играть с водой, нарабатывать «автоматизмы» - совершать не контролируемые зрением движения руками.

2.Игры с песком 

1.. Берем кинетический/обычный песок. Ребенок либо сам, либо рука в руке перемешивает, пересыпает песок.

2. Берем кинетический/обычный песок и формочки. Ребенок либо сам, либо рука в руке заполняет песком предметы.

 3. Берем кинетический/обычный песок и стакан воды. Ребенок либо сам, либо рука в руке трогает песок, наливает воду в песок, наблюдаем за измененным состоянием песка. Если позволяет место, можно жидким песком рисовать узоры. «Мячики»

4. Берем пластиковую бутылку 0,5 и мелкие предметы различных свойств. Ребенок сам или рука в руке насыпает в бутылку мелкие предметы: бусинки, камешки, монетки, семена.

5. Берем 2 -3 пластиковые бутылки 0,5, коробочку и 2 -3 вида мелких предметов различных свойств. Смешиваем в коробке предметы. Вместе с ребенком раскладываем каждый вид в «свой сосуд».  Каждый из них будет иметь свой «голос» (закрываем бутылку и слушаем, какая звучит громче - тише), кроме того, через прозрачные стенки интересно отдыхая рассматривать содержимое. Игры с цветом и формой.

        Цель процесса сенсорного развития состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овладеть множеством практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни.

 Знакомство ребенка  с цветом, формой, величиной, пространством, звуком, что является базой для развития всех психических функций. Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей с ТМНР через использование дидактического модуля "Черепаха"

Сенсорное развитие детей с ТМНР через использование дидактического модуля "Черепаха". Описание пособия, цель, задачи, примерные игры и упражнения....

Сенсорное развитие детей с ТМНР через использование дидактического модуля «Черепаха»

Учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике...

Статья. Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному развитию детей с ТМНР

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для накопления представлений ...

Сенсорное развитие детей с ТМНР

laquo;Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного...

Сенсорное развитие детей с ТМНР

Сенсорное развитие детей с ТМНР...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТМНР

Обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития – это процесс, требующий комплексного подхода, терпения и креативности. Педагог, работающий в данной сфере, должен не только обладат...

Применение программно-методического комплекса с видеобиооборудованием МОБИ «Соло» в сенсорном развитии детей с ТМНР.

Для обогащения и развития сенсорного опыта детей с ТМНР так же мы  используем разнообразные виды игр: дидактические, предметные, подвижные, строительно- конструктивные, пальчиковые игры, Но мы не...